Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
Учащиеся, особенно подростки, как правило, предпочитают остросюжетные произведения, богатые внешними событиями, а лирика увлекает их гораздо меньше. У старшеклассников интерес к лирике усиливается, но и в этом возрасте большая часть учащихся лирике предпочитает эпическое произведение с увлекательным сюжетом. В связи с этим в 5-8 классах, работая над лирикой, учитель должен заботиться о том, чтобы выделять мотивы, близкие к читателям, создавать установку на чтение, направлять в авторское русло поток читательских ассоциация и помогать ученикам улавливать неповторимость взгляда поэта на мир и его художественные манеры. В старших классах задача усложняется, и они обусловлены не только объемом материала. Здесь важно увидеть творчество поэтов в целом, проследить его путь к поэзии, определить жизненные и литературные истоки его мировоззрения. Работа над лирическим текстом усложняется необходимостью обнаружения в анализе связью с творчеством поэта, историей литературы в целом, а также с поэтической традицией. Глубина восприятия лирики зависит не только от возраста, но от эмоциональной отзывчивости учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся эмоционально воспринять стихотворение. В процессе изучения лирического стихотворения эффективен такой прием: установка на восприятие стихотворения, которое осуществляется на вводном занятии. Она осуществляется путем сопоставления лирического произведения близким по художественным особенностям с произведениями другого вида искусства (музыка, скульптура, живопись, театр, кино). К вводному занятию примыкает комплексное комментирование, в особенности лингвистическое. Необходимость этого приема обусловлено тем, что слово в лирике требует к себе особого внимания. Если при изучении эпического и драматического произведения допустимо оставлять слова необъясненными, то в объяснении лирики необходимо знать знание каждого слова. Чтобы понять и почувствовать лирическое произведение необходимо эмоционально воспринять его во всем многообразии стихотворной поэтики. После объяснения непонятных слов, целесообразно приступить к чтению произведения. Стихотворение может быть прочитано и учителем, специально подготовленным учеником и мастером художественного слова. После чтения необходимо дать 1-2 минуты на размышление, а потом попытаться выявить какое впечатление вызвало у школьников прочитанное стихотворение. Изображенный мир лирического стихотворения: логический. Это обстоятельство следует учитывать при анализе отдельных деталей, которые могут встречаться в лирике. Если в стихотворении имеют место предметные детали, то они выполняют психологическую функцию, либо косвенно создавая эмоциональный настрой произведения, либо становясь впечатлением лирического героя, объектом его рефлексии. Таковы детали пейзажа. Наибольшую сложность для анализа представляют те лирические произведения, где есть подобие сюжета, персонажи. В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты в обществе, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический герой сходен с автором по личности, характеру, но различие это принципиально и сохраняется, т.к. автор типизирует и обобщает лирические переживания. В отличие от персонажа эпического и драматического произведения, лирический герой не обладает бытийной неопределенностью и существует вне пространства, его переживания есть всегда. Лирика тяготеет к малому объему, вследствие тяжелой композиции (повтор, противопоставление, усиление, монтаж). Большая значимость зачина и концовки. Композиция: - по типу градации, - сопоставление 2 образов, - философское размышление, - смешанная композиция. Стилевыми доминантами в лирике выступает: - монологичность, - риторичность, - стихотворная форма. В случае, когда лирика использует не стихотворную, а прозаическую форму подлежит обязательному изучению и анализу, поскольку указывает на индивидуальное и художественное своеобразие. Стихотворение в прозе не ритмически организованное сохраняет черты лирики: - небольшой объем, - повышенная эмоциональность, - внесюжетная композиция, - общая установка на выражение субъективного впечатления и переживания. Важное значение имеет выявление пафоса, поскольку в некоторых случаях формирование идеи становится ненужным. Большое значение в лирике приобретает обучение школьников выразительному чтению. План анализа лирики. 1. Определение содержательной доминанты (тема, проблема), 2. Характеристика лирического героя, 3. Анализ композиции, 4. Анализ языка, 5. Определение метрики, ритмики, строфики, 6. выявление идейного замысла или пафоса. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя. В эпическом роде литературы решающую роль играет повествование, т.е. рассказ о когда-то произошедших событиях. Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние, поэтому в отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Таким образом, одно из важных свойств эпической формы – дистанция между временем изображаемого действия и времени повествования. Наличие в них разного рода описания (изображение предметного мира, внешности, картин природы, обстановки). К повествованию иногда примыкают авторские рассуждения или лирические отступления, позволяющие читателю лучше понять авторскую позицию. Повествования о действиях и событиях всегда соприкасаются высказываниями персонажей, либо произносимыми, либо внутренними. В эпосе характер изображается определенным и законченным, четко очерченным, а события представляют собой законченную сюжетно-организованную систему. Автор изображает процессы, протекающие в мировом произведении и на протяжении значительного времени. Самый существенный недостаток в работе с эпическими произведениями, имеющие место в практике работы в школе заключается в том, что на уроках допускаются сведения, смысла содержания произведения к поверхностному пересказу, даже не сюжета, а событийной канвы. Разговор о героях произведения видится не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях. В результате характеристики героев оказывается формальными, оторванные от художественной ткани произведения, а разговор о художественных особенностях выглядит подчас как необязательное дополнение к основному материалу. Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. При этом в 5-6 классах главным оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведений. Наблюдения же над композицией, жанровыми особенностями, авторских отношением к изображаемому накапливается в виде конкретных представлений, но не становится предметом обобщения. В 7 классе обобщающий элемент значительно усиливается. В 9-11 классе анализ должен строится на серьезном теоретико-литературном ознакомлении. Общей особенностью изучения является необходимость сгруппировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязях и сцеплениях. Неизбежным моментом в работе является рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов. Рассказ: сюжетность рассказа позволяет в процессе его изучения привлекать все возможные формы пересказа (подробный, краткий, выборочный, с лексико-грамматическими заданиями, художественный). Таким образом, развивается речь и приготовление к анализу. Наблюдение учащихся над языком рассказа осуществляется под руководством учителя, они помогают почувствовать, чем отличается художественный рассказ от обычного, расширяется представление учащихся о литературе как искусстве слова, о богатстве языка, о различных его стилях. В старших классах анализ более углубленный и строится на многообразии методов и приемов анализа. На вводных уроках при изучении больших эпических произведений не следует давать предварительную линейную и художественную оценку произведения, в противном случае, все дальнейшее будет повторением известного или дополнением неинтересной детализации. Цель вводного занятия – наметить проблематику анализа и заинтересовать школьника произведением. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний, а также обобщении. И после наблюдению над отдельными частями текста. В процессе работы над отрывками из текста следует стремиться углубить восприятие материала и выработать целостные представления о произведении. Важное значение в чтении и анализе текста в старших классах имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. Не должны остаться без внимания особенности повествования манеры писателя. В изучении эпических произведений важно то обстоятельство, что персонаж всегда несет эпическую авторскую оценку и тем самым помогает читателю выработать ценностные ориентации. Старшеклассникам надо помогать воспринимать героя в его реальном содержании и в художественно-условном, т.е. как создание автора, несущее определенную идею. Большая роль в этом принадлежит обобщенным элементам. Таким образом, произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения и выбирают работу над разными компонентами художественного текста. Схема анализа романа. Содержание элементов сюжета: 1. тематика, проблематика, 2. основные конфликты, 3. система персонажей и 4. внесюжетные элементы 5. художественная речь, 6. идейный мир. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя. Конфликт: - внутренний, - внешний, - разрешимый (локальный), - неразрешимый (субстанциальный), - трагический (всемирно-исторический, общечеловеческий), - комический, - драматический (семейно-бытовой). В драме проявляется единство эпического и лирического начала в литературе, т.к. характер лиц выступает в пьесе в непосредственном лирическом изъявлении. Особенности драмы: - драматический характер развивающегося в ней действия, - конфликт выражен с большей напряженностью и показывает человеку в особые моменты жизни. 2 вида конфликтов: - локальны, - субстанциальны (конфликты-казусы). – единство действия. Белинский: простота, немногословность, единство действия (т.е. единство основных идей) должно быть одним из главных условий драмы, в них все должно быть направлено к единой цели, к одному намерению. Действие: та часть спектакля, которая идет без перерыва. Части актов, которые происходят при разных декорациях называются картинами. Явлением называется та часть действия, во время которой состав действующих лиц, находящихся на сцене, не меняется. Диалог: функция – средство характеристики персонажа, - средство развития действия. Эти функции не разделимы, потому что в них заключено единство конфликта и характера. 3 характеристики жанров драматического рода. Желательно иметь ввиду преобладающие в них типы поведения персонажей. В комедии – все то, что сопряжено с той жизнерадостностью, атмосферой веселого праздника. В трагедии – это действие, связанное с выражением страдания, серьезности и отмеченные патетикой. В драме – бытовое поведение с его простотой. Непринужденностью, безэффектностью. Написанное для сценического воплощения для восприятия в актерском исполнении драма требует своеобразия больше, где описание и их характеристика – стихи помогают представить героев. Авторские ремарки не создают достаточно наглядных представлений для учащихся, которые в основном представляют лицо, фигуру, одежду. Приемы для создания художественного образа отнесены психологами к менее наглядным, поэтому устойчивая трудность представляет стремление школьников осознать характер в единстве с действием. Перечисленные трудности восприятия драматического произведения заставляют учителя в процессе чтения широко привлекать наглядные материалы: - эскизы декораций, - фотки мизансцены, - разыгрывание самих сцен. Работа с наглядным материалом развивает речь учащихся и становится полезной при освоении содержания. Подобная информация представляет недостающую информацию о пьесе: - прием импровизации, описание на основе историко-бытового комментария обстоятельств действия, описание сцен, как выглядят персонажи, интонация, поступки, паузы. – в силу особой роли сюжета в организации всей образной системы в один драматический конфликт важно, чтобы учащиеся усвоили основные элементы сюжета. В силу этого пересказываются те сюжетные элементы, которые имеют большое значение для осмысления идейного содержания произведения. Пересказы могут осуществляться в лицах. – изучение драматического произведения требует комментированного чтения. Однако оно поможет лишь в том случае, если учащиеся научатся соотносить между собой отдельные эпизоды, сцены, авторские ремарки. Нужно уделить особое внимание тем местам, где наиболее ярко обнаруживается подтекст. Комментирование не исключает необходимости анализа как каждого действия, так и всего драматического произведения. Наиболее удобным в школе считается анализ по ходу действия. В процессе анализа нужно учитывать, что драма тяготеет к сюжетности, т.к. для выражения авторской оценки используется характеристика через сюжет или индивидуальную манеру речи. Наибольшую сложность в драме представляет художественное освоение сложных эмоциональных состояний, передача глубины внутреннего мира, смутных и нечетких представлений и настроений, сфера подсознательного с этими трудностями сами драматурги научились лишь справляться к концу 19 века. Показательными в этом плане является драма Метерлинка, Ибсена, Горького, Чехова и др. Главное в драме является действие, анализ других произведений целесообразно начинать с определения конфликта, прослеживая в дальнейшем его движение. В зависимости от формы воплощения конфликта драматические произведения делят: - действия (Фонвизин, Грибоедов, Островский), - настроения (Чехов, Метерлинк, Гауптман), - дискуссии (Ибсен, Шоу, Горький). В пьесах настроения основу драматического действия составляют конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Это ощущение свойственно для многих персонажей. В таких пьесах трудно выделить главных героев. Движение сценического действия сосредоточено не в сюжетных перипетиях, а в интонации, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Такие пьесы имеют главной стилевой доминантой – психологизм (Чехов «Три сестры»). В пьесах дискуссии конфликт глубинный, основанный на различи мировоззренческих установок, проблематика: философская или идейно-нравственная. Драматическое действие выражается в столкновении точек зрения композиционного построения отдельных высказываний. Поэтому в первую очередь при анализе следует уделить разноречию. В конфликт вписывается ряд героев, каждый со своей жизненной позицией и поэтому трудно выделить главных и второстепенных персонажей. Событийная цепь служит поводом для высказывания персонажей и провоцирует их (Горький «На дне»). К современным приемам изучения драматических произведения относят знакомство со сценической историей на этапе вступительного занятия, этапе анализа, заключительном занятии, а также с современной ее интерпретации. Поэтому целесообразными на уроке литературы будут задания, способствующие созданию театральной атмосферы, которая поможет взглянуть на пьесу глазами режиссера или актера. рький я цепь служит поводом для высказывания персонажей и провоцирует их (" нной позицией и поэтому трудно выделить главных и в
|