Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание геометрической модели (CAD-модели) турбины
Для CAD-моделирования турбины необходимы исходные данные, отражающие полную геометрическую форму проточной части, которые были получены в результате проектного расчёта турбины [1]. На рисунке 1 представлены геометрические параметры проточной части исследуемой турбины: меридионального сечения, а также профилей проточной части соплового аппарата (СА) и рабочего колеса (РК).
а б в Рисунок 1 - Схема исследуемой турбины и геометрические параметры её проточной части: меридионального сечения (а) и профилей СА (б) и РК (в). В таблице 1 приведены основные геометрические параметры исследуемой турбины.
Создание геометрической модели выполняется в системе CAD-моделирования ANSYS Design Modeler, встроенной в систему ANSYS Workbench.
Шаг 1. Запуск ANSYS Workbench (рисунок 2) из меню программ:
Пуск -> Программы -> ANSYS 14.0 -> Workbench Таблица 1 - Геометрические параметры исследуемой турбины
Рисунок 2 - Окно ANSYS Workbench при запуске
Шаг 2. Добавить в пустой проект Workbench систему газодинамического анализа Fluid Flow (CFX), вытянув её на белое поле проекта из левого списка (см. рисунок 2).
Шаг 3. Запустить систему CAD-моделирования, дважды щелкнув на блоке Geometry (рисунок 3). При этом откроется Design Modeler, в первом окне которого (рисунок 4) нужно выбрать в качестве единиц измерения длины миллиметры. Рисунок 3 - Система газодинамического анализа Fluid Flow (CFX) Рисунок 4 - Выбор единиц измерения Design Modeler Шаг 4. Создать новую плоскость для моделирования канала СА. Для этого нажать кнопку New Plane () на панели инструментов, выставить её параметры как показано на рисунке 5 и нажать кнопку Generate (). Выбор базовой плоскости осуществляется в три этапа: сначала нужно щелкнуть на поле значения Base Plane, чтобы появились кнопки Apply/Cancel (применить/отменить), затем выбрать нужную плоскость в дереве проекта и нажать кнопку Apply.
Шаг 7. Выполнить эскиз сопла как показано на рисунке 6, используя инструмент Polyline. Сначала эскиз выполняется по произвольным размерам, все размеры и ограничения будут наложены на следующих этапах. Для завершения выполнения команды Polyline нужно нажать правую кнопку мыши и выбрать опции Open End (завершить открытый контур) или Closed End (завершить замкнутый контур). Также для черчения можно многократно использовать команду Line.
Рисунок 6 - Эскиз канала СА
Шаг 8. Если в процессе черчения не были правильно наложены все автоматические ограничения (см. рисунок 6), то их необходимо наложить вручную, перейдя на вкладку Constraints, и выбирая или .
Шаг 9. Обозначить размеры эскиза как показано на рисунке 7, перейдя на вкладку Dimensions. Большинство размеров можно проставить с помощью инструмента (общий размер). Также можно пользоваться инструментами и . Для задания угла лучше пользоваться инструментом . Ошибочно установленный размер можно отменить, нажав кнопку . Рисунок 7 - Простановка размеров Шаг 10. Задать значения размеров (рисунок 8).
Рисунок 9 - Параметры операции Revolve и её результат
Шаг 12. Создать тело вращения (Create-> Primitives-> Bend) с параметрами, указанными на рисунке 10.
Рисунок 10 - Тело вращения Bend в режиме Frozen
Шаг 13. Выполнить булеву операцию пересечения (Create-> Boolean) с параметрами, указанными на рисунке 11. В качестве тел-инструментов (Tool Bodies) нужно указать одновременно оба тела, удерживая клавишу Ctrl.
Рисунок 11 - Булева операция пересечения Intersect Шаг 14. Выполнить операцию копирования кругового массива (Create-> Pattern) с параметрами, указанными на рисунке 12. В качестве копируемого тела (Geometry) нужно указать сопло, а в качестве оси - глобальную ось Z.
Рисунок 12 - Операция копирования кругового (Circular) массива
Шаг 15. Создать тело вращения (Create-> Primitives-> Bend) с параметрами, указанными на рисунке 13.
Рисунок 13 - Создание тела вращения Bend Шаг 16. Создать тело вращения (Create-> Primitives-> Bend) с параметрами, указанными на рисунке 14.
Рисунок 14 - Создание тела вращения Bend
Шаг 17. Чтобы соединить вместе все каналы СА, необходимо «разморозить» (Tools-> Unfreeze) замороженные каналы сопел. Выбирать тела для разморозки можно из списка тела дерева проекта (рисунок 15), удерживая Ctrl, или Shift.
Рисунок 15 - Операция Unfreeze Шаг 18. Торец выхода СА нужно разбить на три кольцевые поверхности, поскольку высота канала РК меньше канала СА (см. рисунок 1). Для этого нужно создать кольцевой канал РК с параметрами, представленными на рисунке 16 в режиме рассечения граней (Imprint Faces).
Рисунок 16 - Рассечение грани телом вращения Bend в режиме Imprint Faces
Шаг 19. Создать кольцевой канал РК с параметрами, представленными на рисунке 17 в режиме добавления замороженного тела (Add Frozen).
Рисунок 17 - Добавление канала РК в режиме Add Frozen Следующие несколько шагов направлены на обрезку кольцевого канала РК в окружном направлении с целью создания канала вокруг лишь одной лопатки РК. Кольцевая протяженность такого канала составляет 360/59=6, 1°.
Шаг 20. Создать новую плоскость (), используя в качестве базовой плоскость ZX, повернутую относительно глобальной оси Z на половину протяженности канала «-3, 05°» (рисунок 18).
Шаг 21. В созданной плоскости создать эскиз, представленный на рисунке 19. Для удобства нужно развернуть модель плоскостью Plane 5 в плоскость экрана: правой кнопкой мыши нажать на Plane 5 в дереве проекта и выбрать пункт («взглянуть на...»). Затем нужно создать замкнутый эскиз из четырёх отрезков () и одной дуги по трём точкам (). Конечные точки дуги и левой линии должны лежать на осях системы координат (см. рисунок 19).
Рисунок 18 - Параметры создания плоскости Plane 5 Рисунок 19 - Эскиз в плоскости Plane 5
Шаг 22. Перейти на вкладку Dimensions и расставить в эскизе размеры, как показано на рисунке 20, а затем задать их числовые значения.
Рисунок 20 - Расстановка размеров в эскизе
Шаг 23. Построить замороженное тело-инструмент для обрезки канала РК путём вытягивания выполненного на предыдущих шагах эскиза с помощью команды . Параметры команды и результат построения представлены на рисунке 21.
Рисунок 21 - Построение тела-инструмента для обрезки
Шаг 24. Обрезать круговой канал РК с помощью булевой операции (Create -> Boolean), используя в качестве тела-мишени (Target Bodies) кольцевой канал РК, а в качестве тела-инструмента (Tool Bodies) - созданное на предыдущем шаге тело. Кроме того, необходимо включить опцию сохранения тела-инструмента (Preserve Tool Bodies ‑ > Yes).
Рисунок 22 - Обрезка канала РК с сохранением тела-инструмента
Шаг 25. Повернуть тело-инструмент вдоль оси Z на 6, 1°. Для этого нужно использовать команду Create ‑ > Body Operation с параметрами, представленными на рисунке 22.
Рисунок 22 - Поворот (Rotate) тела-инструмента относительно оси вращения турбины
Шаг 26. Обрезать канал РК путём булевой операции пересечения (Intersect) (рисунок 23). При выборе тел-инструментов (Tool Bodies) нужно указать одновременно два тела, удерживая Ctrl.
Рисунок 23 - Булева операция пересечения - получения канала РК для одной лопатки Шаг 27. Создать эскиз сечения лопатки РК в плоскости ZX. Для удобства нужно развернуть плоскость ZX в плоскость экрана () и вычертить эскиз, как показано на рисунке 24, используя линии, дуги по центру и дуги по трём точкам. Рисунок 24 - Эскиз сечения лопатки РК
Шаг 27. Образмерить эскиз, как показано на рисунке 25, используя вкладку Dimensions. Рисунок 25 - Наложение размеров и ограничений Шаг 26. Задать ограничение касательности () попарно для всех сцепленных элементов эскиза, используя вкладку Constraint. Линии эскиза, которые вследствие наложенных размерных и геометрических ограничений теряют возможность двигаться, занимая только одно определённое положение, меняют цвет с бирюзового на синий. В конце данного шага эскиз должен полностью приобрести синий цвет (см. рисунок 25).
Шаг 27. Задать значения всех размеров, как показано на рисунке 26.
Рисунок 26 - Задание размеров лопатки
Шаг 28. Построить тело лопатки с помощью команды . Параметры команды и результат построения представлены на рисунке 27.
Рисунок 27 - Вытягивание лопатки Шаг 29. Вырезать лопатку из канала РК с помощью булевой операции вычитания (Substruct), используя в качестве тела-мишени (Target Bodies) кольцевой канал РК, а в качестве тела-инструмента (Tool Bodies) - созданное на предыдущем шаге тело.
Рисунок 28 - Вычитание лопатки из канала РК
В результате предыдущих шагов были созданы два тела: канал СА и РК. Для удобства их необходимо назвать SA и RK соответственно.
Шаг 29. Раскрыть внизу дереве проекта список деталей и тел (2 Part 2 Bodies), выбрать тело соплового аппарата, и в окне детализации изменить его название в поле Body на SA (рисунок 28). Повторить аналогичные шаги для рабочего колеса.
Рисунок 28 - Задание названий телам
Шаг 30. Завершить работу в Design Modeler, закрыв его. Убедиться, что элемент Geometry имеет признак корректного выполнения - зелёную галочку (рисунок 29). Рисунок 29 - Признак корректного выполнения геометрической модели
Шаг 31 Сохранить проект Workbench, используя кнопку или При сохранении проекта нужно учитывать, что название файла и путь к нему должны содержать только латинские символы и цифры. Не допускается использовать в названии файла и пути к нему элементы с русскими символами (например, «Новая папка»). По этим же причинам не рекомендуется сохранять проект на рабочем столе, путь к которому включает имя пользователя, которое может содержать неподдерживаемые символы.
|