Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
§ 1. Понятие, цели и нормативная основа международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства Современная преступность характеризуется разветвленными международными связями, крупной финансовой основой, активно использует недостатки внутринациональных правовых систем и международного права. Глобальность проблемы преступности, ее международный характер обусловлены и таким в целом положительным явлением, как тенденция к более тесным интеграционным процессам между государствами, что облегчает возможности перемещения преступников в другие государства, создание организованных преступных групп с базами На территориях различных стран. В связи с этим вопросы взаимодействия между государствами в сфере борьбы с преступностью становятся одними из первостепенных. Для России проблема международного сотрудничества имеет и другой аспект. Активный выход России на международную арену — явление последних десятилетий. Отсюда для нашей страны связи с другими государствами в области борьбы с преступностью, противодействию ее распространению не являются традиционными и фактически во многом создаются вновь.. 365 Часть пятая. Международное сотрудничество Кроме того, ярко выраженная необходимость обеспечения преследования преступников на территории любого государства не исключает для России и решения задачи обеспечения прав и л законных интересов собственных граждан, хотя бы и совершивших преступления за рубежом. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это основанная на внутреннем уголовно-процессуальном законодательстве, а также нормах и принципах международного права совместная согласованная деятельность уполномоченных государственных органов нескольких государств, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами при производстве по уголовным делам и требующих межгосударственного взаимодействия. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро- л изводства заключается в оказании компетентными органами одного государства (запрашиваемое государство) соответствующим компетентным органам другого государства (запрашивающего государства) по просьбе последних правовой помощи по уголовным делам. Следует отметить, что международное сотрудничество по борьбе с преступностью — явление более широкое, чем международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, так как включает осуществление по запросам соответствующего государства оперативно-розыскных мероприятий, информационного обеспечения, обмен опытом правоохранительных органов, разработку международно-правовых норм, координацию деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и т.д.1. Взаимодействие между соответствующими компетентными органами различных государств в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в целях решения задач, поставленных перед уголовным судопроизводством внутренним национальным законодательством, вне зависимости от пределов юрисдикции компетентных органов, ограниченных государственной территорией. ' В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроиз- Глава XXVI. Международное сотрудничество 1 См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. — М., 2002. — С. 653. водства посвящена часть пятая, включающая в себя раздел XVIII, состоящий из трех глав — 53, 54 и 55. Глава 53 Кодекса предусматривает основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Глава 54 регламентирует порядок выдачи лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора. В главе 55 речь идет о порядке передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. К нормативным положениям, регламентирующим порядок взаимодействия органов уголовного судопроизводства одного государства с соответствующими компетентными органами другого государства и международными организациями, относятся также нормы и принципы международного права, в том числе международные договоры между государствами. Согласно части 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно части 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора, обмена документами, его образующими; ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору; любым 367 Часть пятая. Международное сотрудничество иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении лишь в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор1. В этой связи нормы и принципы международного права являются правовой основой международного сотрудничества для органов уголовного судопроизводства России в случае, если такие нормы и принципы изложены в различного рода двусторонних или многосторонних международных документах (Конвенциях, Соглашениях, Пактах и др.), к которым Россия присоединилась или в заключении которых непосредственно участвовала, и лишь в случае ратификации таковых федеральным законом, поскольку уголовное судопроизводство не может регламентироваться нормативными актами уровня ниже федеральных законов. Мало того, пределы действия таких договоров прямо зависят от содержания тех законов, которыми они ратифицировались, поскольку последние могут содержать заявления и оговорки по поводу конкретных положений ратифицируемого договора2. Международные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между государствами в сфере сотрудничества по вопросам уголовного судопроизводства, определяют правовую основу взаимодействия, нормы права, подлежащие применению в конкретной ситуации в случае коллизий национальных норм, уста- Глава XXVI. Международное сотрудничество 1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Рос. газ. — 2003. — 2 декабря. 2 См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. — М., 1997. навливают правовой механизм взаимодействия по вопросам выдачи для уголовного преследования, отбывания наказания, выполнения поручений о правовой помощи и др. В международном праве вопросам взаимодействия между правоохранительными органами в сфере уголовного судопроизводства посвящены разнообразные многосторонние договоры и соглашения, участницей которых является и Россия, а также ряд двусторонних договоров между Российской Федерацией и иными государствами. Значительное место среди указанных актов занимают договоры о правовой помощи и вьщаче преступников. К числу таких международно-правовых документов относятся, например, Европейская конвенция о вьщаче (1957 г., с дополнительными Протоколами 1975 и 1978 г.), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г., с дополнительным Протоколом 1978 г., ратифицированная Россией в 2000 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — членами СНГ (1993 г., ратифицированная Россией в 1994 г., с Дополнительным протоколом к ней 1997 г.), Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (1998 г., ратифицированная Россией в 2000 г.), а также многочисленные двусторонние договоры бывшего СССР и России о правовой помощи. Следует иметь в виду, что в случае отсутствия международного соглашения основой взаимодействия могут стать признаваемые в международных отношениях основные принципы взаимоотношений между государствами. К их числу относится принцип взаимности. Принцип взаимности означает взаимное признание несколькими государствами действия их законов и, как следствие, выполнение определенных действий, содействующих исполнению этих законов, независимо от отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения между государствами в данной сфере. Таким образом, правовая основа международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства складывается из двух блоков нормативных правовых актов —' внутреннее законодательство государства И международно-правовые акты. 369 Часть пятая. Международное сотрудничество § 2. Основные направления и порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями Государственные органы, осуществляющие процессуальную деятельность по уголовным делам, взаимодействуют с аналогичными иностранными органами на основе процессуального законодательства. Основные направления такого взаимодействия заключаются: 1) в производстве следственных и иных процессуальных действий по запросам запрашивающей стороны; 2) в содействии в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта,! гражданского истца, гражданского ответчика, их представителейj для производства процессуальных действий на территории запра- j шивающего государства; 3) в направлении материалов уголовного дела для осуществле-1 ния уголовного преследования лица, находящегося в ином госу-| дарстве; 4) в выдаче лица для уголовного преследования и исполнений приговора (экстрадиция); 5) в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для| отбывания наказания в государстве, гражданином которого о* является. Глава 53 УПК РФ определяет основные положения о порядке взаимодействия органов уголовного судопроизводства России с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными низациями. При необходимости производства на территории иностранно го государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экс пертизы или иных процессуальных действий, предусмотренны: настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, дознавател: вносит запрос об их производстве компетентным органом ил должностным лицом иностранного государства в соответствий с международным договором Российской Федерации, междуна| родным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязатель ством указанного в части 2 ст. 453 УПК РФ государственного of Глава XXVI. Международное сотрудничество гана оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий, если таковая возникнет у компетентных органов данного государства. Запрос о производстве процессуальных действий должен отвечать по форме и содержанию требованиям статьи 454 УПК РФ. К запросу должны прилагаться материалы, наличие которых необходимо для производства процессуального действия в запрашиваемом государстве. Запросы о производстве процессуальных действий направляются через установленные частью 3 ст. 453 УПК РФ органы: 1) Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2) Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; 3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; 4) Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях. Согласно статье 455 УПК РФ доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК. Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации (ст. 456 УПК РФ). 371 Часть пятая. Международное сотрудничество При этом законодатель устанавливает определенные гарантии неприкосновенности вызванных в Россию лиц, являющиеся формой иммунитета от уголовного преследования и иных мер, связанных с ограничением личной свободы (ч. 4 ст. 456 УПК РФ). В порядке, предусмотренном частью 5 ст. 456 УПК РФ, для производства процессуальных действий в Российскую Федерацию может быть вызвано лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. На основании международных договоров, соглашений, внутреннего законодательства, а также принципа взаимности суд, прокурор, следователь в Российской Федерации должны исполнять переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий (ст. 457 УПК РФ). При исполнении такого запроса применяются нормы процессуального законодательства России, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. Поскольку законодательство большинства государств предусматривает невозможность выдачи собственных граждан для осуществления в отношении их уголовного преследования иностранному госу-дарству? действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает порядок направления материалов уголовного дела о преступлениях, совершенных иностранными гражданами на территории России, для осуществления уголовного преследования государству, гражданином которого лицо является. В этом случае ■ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ). В то же время и Российская Федерация на основе международных договоров, соглашений или на основе принципа взаим- Глава XXVI. Международное сотрудничество ности исполняет запросы компетентного органа иностранного государства о возбуждении уголовного дела и об осуществлении уголовного преследования (либо об осуществлении уголовного преследования, в случае, когда дело возбуждено компетентным органом иностранного государства) в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Такие запросы рассматриваются и разрешаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Положения главы 54 УПК РФ посвящены вопросам выдачи • (экстрадиции) лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора как иностранным государством Российской Федерации, так и наоборот. Началом процесса экстрадиции лица в Российскую Федерацию является направление Российской Федерацией запроса о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора или подтвержденного Генеральным прокурором РФ принципа взаимности. Если запрос направляется на основе принципа взаимности, то " обязательным условием является признание законодательством обоих государств деяния, в связи с которым направляется запрос, уголовно наказуемым и, кроме того, за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание — в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободьта срок не менее шести месяцев — в случае выдачи для исполнения приговора (ч. 2 ст. 460 УПК РФ). Запрос направляется через Генеральную прокуратуру РФ. Требования к запросу предусмотрены частью 4 ст. 460 УПК РФ. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. При этом пределы уголовной ответственности (наказания) лица, выданного иностранным государством, ограничиваются преступлением, указанным в запросе, если не получено специального согласия иностранного государства на привлечение к уголовной 373 Часть пятая. Международное сотрудничество Глава XXVI. Международное сотрудничество ответственности за другое преступление (кроме случаев совершения преступления лицом после его выдачи). Исключения из этого правила предусмотрены частью 2 ст. 461 УПК РФ. В свою очередь, Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону России и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Законодатель устанавливает обязательные условия, при наличии которых возможна выдача (ч. 3 ст. 462 УПК РФ). Граждане Российской Федерации выдаче иностранному государству не подлежат. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем (ст. 462 УПК РФ). О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляют лицо, в бтношении которого оно принято, и разъясняют ему право на обжалование данного решения в суд. Принятое решение о выдаче может быть обжаловано в суд уровня субъекта Федераций по месту нахождения данного лица как им самим, так и его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления в порядке, предусмотренном статьей 463 УПК РФ. Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 7 суток со дня его вынесения. При получении от иностранного государства запроса о выдаче, если при этом не представлено решение судебного органа иностранного государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможной выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном законодательством России. В случае если от иностранного государства поступает решение судебного органа о заключении лица под стражу (при этом такие документы могут поступить по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу), то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации (ст. 466 УПК РФ). В случае, если установлены обстоятельства, исключающие выдачу лица, последнее подлежит освобождению из-под стражи надзирающим прокурором. Основания, при наличии которых в выдаче лица иностранному государству отказывается или может быть отказано, предусмотрены статьей 464 УПК РФ. После принятия решения о выдаче Генеральным прокурором РФ или его заместителем (либо после принятия решения судом об оставлении жалобы без удовлетворения по жалобе лица, в отношении которого принято решение о выдаче, или его защитника) Российская Федерация уведомляет запрашивающее государство о месте и времени передачи выдаваемого лица. При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться (ч. 1 ст. 468 УПК РФ). Законодательством предусматривается возможность- передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (гл. 55 УПК РФ), при этом такая передача возможна как в отношении лица, осужденного к лишению свободы судом России, так и наоборот. Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства для отбывания наказания в Российской Федерации, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ). '375 Часть пятая. Международное сотрудничество Представление федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматривается судом в порядке и сроки, которые установлены для решения вопросов в стадии исполнения приговора. Статья 471 УПК РФ предусматривает случаи, когда в передаче осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, может быть отказано. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства, предусмотрен статьей 472 УПК РФ. Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина России, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин России, не является преступлением цо законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен й силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством России или международным договором, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства. При этом правила назначения наказания предусмотрены статьей 472 УПК.
|