Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реферат на тему: «Теоретическое наследие великих экономистов».
Введение в экономику
Направление подготовки (специальность)
080100 «Экономика»
Профиль подготовки (специализация)
«Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Присваиваемая квалификация (академическая степень)
«Бакалавр экономики»
Форма обучения
Очная
Челябинск 2011г.
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……
|
| 1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……
|
| 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....
|
| 1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....
|
| 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………
|
| 1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………
|
| 1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………
|
| 1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………
|
| 1.3.1.1 Лекции ………………………………………………..………..
|
| 1.3.1.2 Лабораторные работы …………………………………...…….
|
| 1.3.1.3 Самостоятельная работа студентов ………………...………...
|
| 1.4. Список литературы ……………………………………………..……..
|
| 1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...
|
| 2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……
|
| 3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..
|
| 4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………
|
| 5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……
|
| 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цели курса:
1. Дать студентам первого курса экономического факультета информацию о содержании профессиональной подготовки и деятельности экономистов.
2. Обеспечить осознанный выбор студентами профиля специализации в процессе дальнейшего обучения.
3. Способствовать повышению качества освоения студентами содержания дисциплин учебных планов.
Задачи курса:
1. Познакомить с отраслями экономической науки, специальностями и направлениями высшего профессионального образования по экономике.
2. Сформировать представление о системе получения профессионального экономического образования.
3. Дать информацию о сферах, целях и методах профессиональной деятельности специалистов в области экономики.
4. Сориентировать в актуальных проблемах экономической науки и практики.
5. Сформировать первичные навыки выполнения письменных работ по экономике.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Введение в экономику» входит в состав вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла и содержательно связана с вводными разделами учебных дисциплин Профессионального цикла.
В связи с тем, что в результате изучения учебной дисциплины «Введение в экономику» расширяется общий и профессиональный кругозор студентов, данную дисциплину следует рассматривать в качестве основы изучения дисциплин Профессионального цикла.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- историю возникновения и содержание различных значений понятия «экономика»;
- объект и предмет исследования в системе экономических наук;
- содержание и особенности организации образовательного процесса в условиях уровневой системы высшего профессионального образования с использованием системы зачётных единиц, а также результаты обучения студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки экономистов;
- права и обязанности студентов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»;
- состав и назначение основных элементов учебно - методической документации и порядок её использования студентами в учебном процессе;
- требования к письменным работам по экономике, выполняемым студентами – экономистами в процессе обучения;
- сферы, предмет и основные понятия, характеризующие методы профессиональной деятельности экономистов;
Уметь:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
-логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, демонстрировать высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;
- используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и (или) аналитический отчёт.
Владеть:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки «Экономика»
а) общекультурных (ОК): ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-11.
б) профессиональных (ПК): ПК-4; ПК-9.
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,
общий объем часов 108, в том числе:
- Лекции 36 часов;
- Самостоятельная работа студентов 72 часа.
Форма контроля – зачет.
Семестр: первый.
Содержание дисциплины:
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
Номер раздела, темы
| Наименование разделов, тем дисциплины
| Семестр
| Объем в часах по видам учебной работы
| Формы контроля успеваемости
| Всего
| Л
| ПЗ
| С
| ЛР
| СРС
|
| Что такое экономика?
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Система экономических наук.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Профессиональное экономическое образование.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Сферы деятельности экономистов.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Предмет профессиональной деятельности экономистов.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Методы профессиональнойдеятельности экономистов.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Современные проблемы экономической практики.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
|
| Современные проблемыэкономической науки.
|
|
|
|
|
|
|
| Выборочный опрос на лекциях
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
| ( Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов)
1.3.2. Лекции
(Указать тему лекции, ее краткое содержание и количество часов. Для заполнения этого раздела можно использовать таблицу 2.)
Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость
Тема лекции
| Содержание
| Количество часов
| Что такое экономика?
| Экономика: 1.Народнохозяйственный комплекс; 2.Система общественных отношений; 3.Сфера профессиональной деятельности; 4.Область научных и профессиональных знаний. Совокупность предприятий, организаций, отраслей, территориальных форм организации производства в стране
Народное хозяйство характеризуется определенным разделением и кооперацией труда между его отдельными частями, элементами. Народное хозяйство – система.
Система – совокупность взаимосвязанных элементов Народное хозяйство – система. Элементами народного хозяйства являются: сферы, подразделения, секторы, отрасли, комплексы экономики, объединения предприятий, предприятия, организации, домохозяйства. Сферы: материального производства, непроизводственная сфера. Производственная сфера, социальная сфера. Материальное производство: отрасли, предприятия, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость, продукт-товар для удовлетворения материальных потребностей (пища, одежда, обувь, жилище). Непроизводственная сфера: не участвует в производстве национального дохода: результат труда принимает форму услуг (процесс производства совпадает с процессом потребления), удовлетворяются социальные потребности. Сферы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.Воспроизводство – постоянно возобновляющийся процесс общественного производства. Подразделения экономики: оптимальные пропорции между подразделениями. Макроэкономическое планирование. По отношению к природе выделяют первичное производство, вторичное производство, третичное производство.
|
|
| Секторы экономики: часть экономики с общим качественным или количественным признаком. Например: реальный сектор экономики, финансовый сектор, банковский сектор, сектор наукоемких предприятий, малый бизнес, аграрный сектор и т.п.
Отрасли экономики качественно однородная группа хозяйственных единиц, которая характеризуется: особыми условиями производства, единством назначения продукции Характером потребляемого сырья, материалов, используемых технологий, квалификацией кадров. Группа предприятий, сориентированная на какой-либо функциональный рынок
Примеры отраслей народного хозяйства: промышленность, транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, торговля, энергетика. В рамках отраслей могут выделяться отрасли и подотрасли, например: машиностроение, металлургия – отрасли промышленности. Отрасли металлургии: черная, цветная металлургия, в том числе подотрасли цветной металлургии: производство меди, производство цинка, аффинажная.Комплексы экономики выделяются в рамках анализа территориальной организации экономики в стране, регионе, в рамках муниципальных и территориальных образований: металлургический комплекс страны, машиностроение Челябинской области, предприятия сервиса и гостиницы Челябинска. Признаки комплекса: общность территории, производственные взаимосвязи, назначение продукции. Объединение предприятий: группа предприятий, установивших между собой производственные, коммерческие, финансовые, управленческие отношения в устойчивых организационных формах. Примеры: холдинги, концерны, консорциумы, комбинаты, группы (в том числе финансово-промышленные), синдикаты, тресты, картели.. Основное звено экономики – организации.Организации: учреждения, предприятия, общественные объединения. Учреждения: главное – социально-значимые цели, вторичность выгоды, недопустимость риска при достижении цели. Предприятия: главная цель-прибыль, выгода. Достижение цели связано с риском. Особенность предприятий - наличие обособленного имущественного комплекса, процесс производства, оказания услуг дляудовлетворения внешних потребностей.).
|
|
| Общественные объединения. Цель -удовлетворение духовных потребностей. Домохозяйство - первичное звено экономики, где удовлетворяются внутренние потребности, воспроизводятся важнейшие ресурсы экономики: рабочая сила, титулы собственности. Экономика как система общественных производственных отношений.Отношение – общенаучное понятие, выражающее связь явлений, вещей, людей. Производственные (экономические) отношения – связи, взаимодействия, в которые вступают люди в связи с их совместным участием в процессах производства, распределения, обмена и потребления. Совместное участие определяет эти отношения как общественные. Предмет отношений (производство) – то, для сего формируются отношения, определяет их как экономические. Экономические отношения представляют собой систему: технико-технологические отношения, технико-технологические отношения, организационно-технологические отношения, организационно-экономические отношения, социально-экономические отношения. Хозяйственный механизмпредставляет собой конкретные формы производственных отношений, включает совокупность организационно-экономических отношений, выражает организационно-управленческий аспект производственных сил. Формы хозяйствования - способы ведения хозяйственной деятельности, существования отношений: организационно-экономических, организационно-технологических, технико-технологических, организационно-правовых. Различают хозяйственный механизм национальной экономики, территорий, отраслей, предприятий. Методы хозяйствования конкретные способы ведения экономической деятельности. Научные понятия, выражающие экономические отношения – представляют собой экономические категории.
Показатели, характеризующие экономику как народнохозяйственный комплекс и как систему производственных отношений. показатели общих результатов деятельности, экономической динамики (рост и снижение уровня важнейших показателей), общие и частные показатели эффективности (производительности). Рейтинг стран по ВВП на душу населения.
|
| Система экономических наук.
| Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Включает ученых, их знания, способности, квалификацию и опыт. Научные учреждения, методы, теории, информацию, накопленные знания.
Субъект, объект и предмет науки. Субъект – активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта. Предмет – стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Перечень научных специальностей, утверждённый ВАК. Научные специальности по экономике, их области исследования, объекты и предмет исследования. Конкретная экономика и экономическая теория, микро- и макроэкономика.
|
| Профессиональное экономическое образование.
| Высшее профессиональное образование. Структура специальностей и направлений высшего профессионального образования. Перечень направлений высшего профессионального образования,
Университетский уровень образования: Изучение наук и освоение профессиональных знаний. Структура образовательной системы России. Виды вузов. Университет, академия, институт. Современное образование. Непрерывное образование. Открытое образование. История университетов
Европы и России. Профессиональное экономическое образование в современных условиях, бизнес – образование, опыт зарубежных стран. Структура подготовки по образовательным программам бакалавра, магистра и специалиста. Болонский процесс. Кредитно-модульная организация образовательного процесса. Рамка квалификаций. Требования к результатам обучения в соответствии с Дублинскими дескрипторами и ФГОС ВПО. Знания, умения, навыки и компетенции. Права и обязанности студента. Требования к письменным работам
студентов – экономистов. Реферат, эссе, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.
|
| Сферы деятельности экономистов.
| Где и кем работают экономисты. Что делают экономисты, работающие на предприятии. Управление предприятием.
Управление – деятельность, направленная на достижение целей. Примеры целей деятельности предприятия: Благосостояние собственников, владельцев предприятия. Рост капитализации предприятия. Получение прибыли. Управление предприятием обеспечивает система управления предприятием. Управляющая подсистема. Управляемая подсистема. Принципиальная схема процесса управления.
Функциональные сферы управления предприятием и их характеристика. Возможные варианты функциональных обязанностей экономистов в структуре управления предприятием. Что делают экономисты в сфере государственного и муниципального управления.
Анализ и прогноз социально-экономического развития, разработка, а также организация исполнения и контроля реализации планов экономического и социального развития страны, регионов, территорий (городских и сельских муниципальных поселений). Разработка бюджета. План по доходам бюджета: налоговым, неналоговым (арендная плата), прочим (межбюджетный трансферты, займы). План по расходам бюджета: по экономической классификации, по ведомственной классификации, по функциональной классификации. Деятельность экономистов на финансовом рынке. Финансовый рынок его структура и роль в экономике. Участники финансового рынка и их экономические функции.
|
| Предмет профессиональной деятельности экономистов.
| Предметомдеятельности экономистов является обеспечение реализации экономических интересов субъектов экономической деятельности, таких как: - человек (домохозяйства), фирмы (предприятия), государство. Экономическая деятельность –деятельность, связанная с воздействием на экономические интересы. Экономические интересы - исторически обусловленные стимулы экономической деятельности. Стимулы представляют собой
осознанные мотивы деятельности, направленной на удовлетворение потребностей через участие в общественном производстве.Мотив – потребность, находящая внешнее выражение в действии. Структура мотива: потребность(основание мотива) и побудительная причина действия (ситуация, когда потребность может быть удовлетворена).
Люди участвуют в производстве, вступают в экономические отношениядля удовлетворения своих потребностей.Потребность – состояние, связанное с неудовлетворенностью каких-либо нужд человека.
|
| .
| Неудовлетворенность потребностей ведет к изменению нормальной жизни либо к гибели человека. На основе потребностей формируются мотивы деятельности. Экономические интересы могут быть: общенациональными, региональными, корпоративными, коллективными, индивидуальными (личными). Выделяются также государственные и частные экономические интересы. Система экономических интересов (и экономических отношений) противоречива. Конфликты интересов разрешаются на основе политической борьбы, реализации социальной и экономической политики государства, права, действующих этических норм, традиций (институтов). Человек в экономике
Человек стремится к удовлетворению своих разумных потребностей (Аристотель). «Экономический человек» А.Смита. «Концепция человеческой природы» (Дж. Бентам)
Маржиналистский подход (А.Маршалл). Марксистский подход: людьми движут экономические интересы, а интересы определяются экономическими отношениями, прежде всего отношениями собственности. Человек-собственник. Экономические интересы собственников. Экономические проблемы наемных работников. Эксплуатация труда. Отчуждение труда. Экономические интересы работника. Трудовая хозяйственная деятельность (А.В. Чаянов). Человек – работник и собственник. Крестьянское хозяйство. Ремесленное хозяйство. Малый бизнес, основанный на самозанятости.
Государство в экономике.Обеспечение экономики необходимым и достаточным количеством денег. Регулирование экстерналий. Удовлетворение потребности в коллективных и насущных благах. Обеспечение эффективности функционирования экономики (регулирование деятельности монополий, защита конкуренции). Обеспечение справедливости экономических отношений (рынок прав, но он не прав). Стабильность (антиинфляционная политика, политика занятости, поддержка малого бизнеса и т.п.). Государственное регулирование экономики осуществляется через: правовое регулирование, административное регулирование, экономическое регулирование, меры прямого воздействия на экономику, косвенные регуляторы. Сферы деятельности государственного сектора экономики.
|
| Методы профессиональнойдеятельности экономистов.
| Методы экономической науки. Сущность метода. Общенаучные методы, используемые экономической наукой. Теоретический метод. Теория, гипотеза, научные, законы, научные понятия, экономические категории. Научная проблема. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Диалектический метод, логика, единство исторического и логического, системный подход. Позитивный и нормативный подход в теоретических исследованиях.
|
| Методы профессиональнойдеятельности экономистов.
| Эмпирический научный метод. Наблюдение. Эксперимент. Научное исследование Достоверность результатов исследования. Статистические и математические методы в экономике, моделирование в экономике. Социологические и эвристические методы в экономических исследованиях. Методы и методики. Междисциплинарный характер современных исследований. Методы экономической практики.Экономический учёт, бухгалтерский учёт, управленческий учёт. Планирование. Методы оценки и классификации экономических ресурсов. Экономический анализ. Факторный анализ, балансовые методы, экономические, нормативы, коэффициентные методы. Анализ финансового состояния. Бюджетирование. Управление денежными потоками. Управление издержками производства. Анализ затрат рабочего времени. Фотографии рабочего дня. Хронометраж. Анализ рынков. Ценообразование. Методы и методики менеджмента. Методы организации производственных процессов. Методы организации и стимулирования труда. Методы оценки эффективности экономических процессов.
|
| Современные проблемы экономической практики.
| На уровне глобальной экономики.Неравномерность уровня социально – экономического развития стран мира. Глобализация экономики и её последствия. Производство продовольствия, энергоносителей, товаров и услуг в условиях ограниченности ресурсов. Финансовый кризис. Противоречия между центрами экономического развития. Развитые страны: сохранение в условиях постиндустриальной экономики исторически сложившихся социально – экономических преимуществ. Обеспечение устойчивого развития. Разрешение противоречий в области социальной политики. Развивающиеся страны: обеспечение существенного повышения уровня социально – экономического развития и благосостояния населения. Формирование экономического потенциала независимого развития и равноправного, достойного участия в глобальном экономическом сообществе. Перспективы и риски развития экономики России. Экономические проблемы предприятий.Поиск и реализация эффективных предпринимательских проектов, в том числе на основе инноваций. Обеспечение предприятия ресурсами и их эффективное использование. Освоение эффективного стратегического управления, анализа рынков, формирование и использование конкурентных преимуществ. Анализ и использование делового окружения(конкуренция, поставщики, потребители, кредиторы, инвесторами, государство). Реализация принципов устойчивого развития: экономической, социальной и экологической ответственности. Внедрение эффективных форм организации производства, управления, обеспечения качества продукции.
|
| Современные проблемыэкономической науки.
| На уровне глобальной экономики.Экономико-теоретические основы решения глобальных проблем человечества: сохранение окружающей среды, преодоление расслоения населения по доходам, бедности населения развивающихся стран. Ограниченность природных ресурсов и их рациональное использование. Цикличность развития экономики в условиях её глобализации. Новые явления в сфере взаимодействия финансового и реального секторов экономики. Экономическая роль государств и транснациональных корпораций в глобальной экономике.На уровне национальных экономик. Развитые страны: экономический рост и благосостояние в условиях постиндустриального общества. Устойчивое развитие. Экономика знаний и инноваций, инновационное развитие экономики. Комплексное прогнозирование экономического и социального развития. Оценка перспектив и последствий развития науки и технологий. Человеческий капитал и его воспроизводство. Актуальные проблемы российской экономической науки. Национальная и региональная экономика.Структурная перестройка российской экономики.Проблемы развития предпринимательства, демонополизация экономики, формирование эффективной инфраструктуры: финансовой, банковской, транспортно-логистической. Институциональные вопросы модернизации и инновационного развития. Перспективы экономического роста в условиях сокращающейся численности населения и глобальной конкуренции. Прогнозирование и формирование сценариев и программ социально-экономического развития регионов. Экономико-теоретические проблемы предприятий.Оценка и стимулирование труда работников предприятий, развитие человеческого капитала. Эффективность реструктуризации, реинжиниринга, внедрения инноваций на предприятиях. Институциональные условия эффективного использования международных форм и стандартов экономической и финансовой деятельности на российских предприятиях
|
| 1.3.3. Самостоятельная работа студентов
В качестве самостоятельной работы студенты выполняют 3 реферата и семестровое задание расчётно – аналитического характера.
Тематика рефератов и содержание самостоятельного задания доводятся до студентов в начале семестра, до 1 октября. Кроме того каждый студент в удобное для него время должен ознакомиться и самостоятельно выполнить учебное задание в рамках компьютерной деловой игры «Робинзон». Указания к выполнению рефератов представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Указания к выполнению рефератов по учебной дисциплине «Введение в экономику»
Номер по порядку
| Тема
| Кол.-во листов
| Методические указания к выполнению
| Формы контроля успеваемости
| 1
| Теоретическое наследие великих экономистов
| До 40
| В реферате отразить научные достижения и их значимость, одного из экономистов прошлого (классиков экономической мысли), одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике и одного из российских экономистов
| Зачёт
| 2
| Социально – экономическая презентация предприятия
| До 10
| Выбор предприятия проводится студентом самостоятельно
| Зачёт
| 3
| Социально – экономическая презентация территории
| До 10
| Выбор (страны, региона муницип. образования) проводится студентом самостоятельно
| Зачёт
| Примечание: план реферата и конкретное наименование темы согласуются с преподавателем.
Требования по оформлению реферата определяются нормоконтролем кафедры.
|
1.4. Список литературы
а) Основная литература:
1. Закон Российской Федерации от10 июля 1992г. № 3266 – 1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.*
2. Федеральный закон от22 августа 1996 г. № 125 – ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с изменениями и дополнениями.*
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева – 4 изд. перераб. и доп. – М.: Инфра – М. 2005.- 479 с.*
4. Экономическая энциклопедия/ гл. ред. Л.И. Абалкин. – М. Экономика, 1999 – 1055 с.*
5. Информационно – справочная система «Гарант»/ Толковый словарь.
6. Википедия – свободная энциклопедия ru.wikipedia.org./
б) Дополнительная литература:
1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса./ А.В. Аникин. - 4 изд. – М.Политиздат, 1985 - 367с.: ил.*
2. Политическая экономия: экономическая энциклопедия/ гл. ред. А.М. Румянцев – М. Сов. энциклопедия, - 1972 – 560с. ил.*
3. Румянцев А.М. Инструментарий экономической науки и практики. Научно – популярный справочник / А.М. Румянцев, Е.Г. Яковенко, С.И. Янаев. – М.: Знание, 1985. – 304 с.
___________________________
Примечание: * - Имеется в библиотеке ЧелГУ.
1.5. Электронная коллекция
Для методического обеспечения лекционного курса используется система мультимедийных презентаций, разработанных в формате Power Point для каждой лекции. Данные презентации ежегодно обновляются и дополняются с учётом изменений нормативных документов и показателей социально – экономического развития.
Самостоятельная работа студентов, обеспечивается использованием компьютерной деловой игры «Робинзон» созданной на экономическом факультете ЧелГУ.
2. Методические рекомендации преподавателю
В процессе преподавания учебной дисциплины «Введение в экономику»
целесообразно не только давать студентам необходимый в соответствии с программой объём знаний, но и демонстрировать профессиональную культуру труда экономистов, как в сфере науки, так и практики, на примере того, как построены лекции, как распределены вопросы. Необходимо привлекать внимание студентов к тому, как строятся определения понятий, рассматриваемых на лекциях, какова логика использования экономических показателей.
Особую важность представляют вопросы, в которых рассматриваются содержание высшего экономического образования, основы организации образовательного процесса в университете, требования к результатам работы студента, в частности к письменным работам, традиции университетского образования, современное его состояние и перспективы развития.
С учётом того, что рассматривается широкий круг базовых понятий и определений целесообразно передавать студентам конспекты предстоящих лекций, а в начале каждой лекции контрольным опросом проверять и оценивать самостоятельную подготовку студентов.
Следует заблаговременно выдать студентам задания для самостоятельного выполнения, посвятив достаточное время пояснениям и методическим указаниям по их выполнению.
Специфика учебной дисциплины состоит в необходимости системно ознакомить студентов с широким кругом понятий, которые в ходе дальнейшего обучения будут изучаться более углублённо в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин. В связи с этим, при освоении содержания учебной дисциплины «введение в экономику» со многими понятиями (в тематическом плане выделены курсивом) студентам предлагается ознакомиться самостоятельно, используя словари, справочники, энциклопедии, а также электронные информационно – справочные системы, включая поисковые ресурсы интернета.
3. Методические рекомендации студенту
При освоении содержания учебной дисциплины «введение в экономику», студенту следует уделить особое внимание знакомству с широким кругом понятий, которые составляют своеобразную панораму его предстоящего обучения. Необходимо, используя словари, справочники, энциклопедии, а также электронные информационно – справочные системы, включая поисковые ресурсы интернета, самостоятельно изучить содержание рассматриваемых понятий, понять их экономический или логический смысл. Это необходимо делать заблаговременно перед лекцией, в которой предполагается рассмотрение соответствующих понятий.
Опережающий характер изучения понятий обеспечивается заданиями, которые преподаватель даёт студентам для подготовки к следующей лекции. Предварительная подготовка обеспечит эффективную работу на лекциях, в ходе которых преподаватель, в рамках изложения материала темы, будет использовать известные студентам понятия, формируя у студентов системное представление о траектории предстоящего обучения и возможных вариантах профессиональной деятельности после окончания обучения в университете.
Специфика учебной дисциплины состоит в том, что студенту необходимо самостоятельно познакомиться с широким кругом понятий, которые в ходе дальнейшего обучения будут изучаться более углублённо в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин. В связи с этим, при освоении содержания учебной дисциплины «введение в экономику» с понятиями, выделенными в тематическом плане курсивом, студент должен ознакомиться самостоятельно, используя словари, справочники, энциклопедии, а также электронные информационно – справочные системы, включая поисковые ресурсы интернета.
Над выполнением реферата и семестрового задания следует работать систематично, не оставляя работу на последний момент. Такой характер работы позволит студенту воспользоваться консультациями преподавателя, которые проводятся еженедельно по расписанию, которое можно узнать на кафедре.
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы
По учебной дисциплине «введение в экономику» формой промежуточной аттестации студентов в соответствии с учебным планом является «зачёт».
Он выставляется студентам, не пропускавшим лекции при условии выполнения рефератов и семестрового задания и продемонстрировавшим знание основных понятий рассмотренных в содержании учебной дисциплины. Знание основных понятий учебной дисциплины проверяется в ходе короткого устного собеседования.
Студентам, не являвшимся на лекции без уважительных причин, а также имеющим задолженности по результатам самостоятельной работы, предлагается пройти собеседование. В ходе собеседования могут быть заданы дополнительные вопросы по содержанию пропущенных лекций и выполненных ими письменных работ: рефератов и семестрового задания.
4. Фонды оценочных средств
Темы рефератов:
Реферат на тему: «Теоретическое наследие великих экономистов».
Ниже приводятся имена экономистов прошлого (классиков экономической мысли), одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике и одного из российских экономистов.
Классики экономической науки: Т. Манн, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Смит, Дж. Кейнс, У. Петти, Д. Рикардо, П. Буагильбер, Дж. Ло, Ф. Кенэ, Б. Мандевиль, Д. Юм, Ж. Сэй, С. Сисмонди, А. Тюрго, Т. Мальтус, Д. Милль, Н. Сениор, Д. Мак-Кулох, А. Курно, А. Сен – Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс;
Лауреаты Нобелевской премии по экономике (1969 -2011г): Рагнар Фриш, Ян Тинберген, Пол Энтони Самуэльсон, Саймон Кузнец, Джон Ричард Хикс, Кеннет Эрроу, Василий Леонтьев, Гуннар Мюрдаль, Фридрих фон Хайек, Леонид Канторович, Тьяллинг Купманс, Милтон Фридмен, Бертиль Олин(Улин), Джеймс Мид, Саймон Герберт, Теодор Шульц, Артур Льюис, Лоуренс Клейн, Джеймс Тобин, Джордж Стиглер, Жерар Дебрё, Ричард Стоун, Франко Модильяни, Джеймс Бьюкенен, Роберт Солоу, Морис Алле, Трюгве Хаавельмо, Гарри Марковиц, Мертон Миллер, Уильям Шарп, Рональд Коуз, Гэри Беккер, Роберт Фогель, Дуглас Норт, Джон Харсаньи, Джон Нэш, Райнхард Зелтен, Роберт Лукас, Джеймс Миррлис, Уильям Викри, Роберт К. Мертон, Майрон Шоулз, Амартия Сен, Роберт Манделл, Джеймс Хекман, Дэниел Макфадден, Джордж Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц, Дэниэл Канеман, Вернон Смит, Роберт Ингл, Клайв Грэнджер, Финн Кидланд, Эдвард Прескотт, Роберт Ауманн, Томас Шеллинг, Эдмунд Фелпс, Леонид Гурвиц, Эрик Мэскин, Роджер Майерсон, Пол Кругман, Элинор Остром, Оливер Уильямсон, ПитерДаймонд, Дейл Мортенсен, Кристофер Писсадирис, Томас Сарджент, Кристофер Смит.
Современные российские экономисты: Плеханов Г.В., Туган-Барановский, М.И., Ленин В.И., Немчинов В.С., Новожилов В.В., Струмилин С.Г., Чаянов А.В., Кондратьев Н.Д, Абалкин Л.И., Шаталин С.С., Аганбегян А.Г., Львов Д.С., Илларионов А.Н., Глазьев С.Ю., Гранберг А.Г.
По инициативе студента для формирования темы реферата могут быть предложены другие российские экономисты.
План реферата:
1. Даты жизни и факты профессиональной деятельности экономиста;
2. Страна, в которой он жил и работал;
3. Наиболее известные труды, чему они посвящены;
В чем состоит вклад в науку и практику и какое значение это имеет для России.
2. Реферат на тему: «Социально – экономическая презентация территории (страны, региона, муниципального образования)»
План реферата:
1. Территория, численность населения;
2. Национальная валюта, ее курс к рублю;
3. Размер ВНП, ВВП, ВРП, ВМП (в целом и на душу населения);
4. Природно – климатические условия и природные богатства (ресурсы);
5. Основные отрасли экономики и уровень их развития;
6. Роль страны в международных экономических отношениях;
7. Экспортируемые и импортируемые товары, участие в национальной экономике;
8. Отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура);
9. Достижения в области культуры (в том числе спорта).
3. Реферат на тему: «Социально – экономическая презентация предприятия»
План реферата:
1. Место расположения предприятия: страна, город. Его филиалы и отделения. Отрасль, к которой оно относится;
2. Основные виды продукции;
3. Масштабы предприятия: численность персонала, объем производства, стоимость основных фондов, объем акционерного капитала, оборотных средств или стоимость имущества по балансу;
4. Прибыль и рентабельность;
5. Качество продукции, отзывы потребителей, оценка экспертов;
6. Перспективы развития предприятия (предприятие развивается, испытывает трудности, находится в кризисе)
Критерии оценки (для всех рефератов):
1. Точность и полнота раскрытия плана;
2. Выполнение требований по оформлению:
· структура реферата: титульный лист, план реферата, параграфы (пункты);
· объем реферата должен составлять не более 10 страниц печатного текста;
· шрифт – Times New Roman, 14; 1, 5 интервал;
· обязательно указание источников. (реферат, претендующий на оценку «отлично» должен содержать ссылки на первоисточники или источники на иностранных языках).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика»
Автор (составитель) – А.Ю.Шумаков
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой экономической теории и регионального развития
Протокол заседания от 1.09.2011 г. № 1
Заведующий кафедрой А.Ю.Шумаков
Заместитель проректора
по учебной работе
С.П. Еремеева
«___» ________20__г.
Начальник учебно-методического
управления
Е.Н. Соколова
«___» ________20__г.
Отдел управления качеством
_____________
«___» ________20__г.
|