Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 8. Казахское ханство в XVI1-начале XVIII веков
Цель и задачи: Раскрыть содержание социально-экономических, политических, внешнеполитических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в обозначенный период. План: 8.1.Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII веков. 8.2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков. 8.3. Освободительная война казахского народа против джунгарской агрессии. 8.4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков. Ключевые понятия: Хан, сепаратизм, ак-суек, кара-суек, асыл-суек, Жети –жаргы, Султаны, ходжа, саиды, бии. Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2. Алматы, 1997. 2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. 3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985. 4. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007. 1.В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году. Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане. 2. В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами. Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах. Самым распространенным видом наказания был выкуп – кун. 3. Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет. Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель. Казахское общество в 16-17 веках делилось на ак-суек и кара-суек. Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов. Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе». На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)». Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована. Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам. Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях. Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство. Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур. На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону. Начало XVIII века стало переломным моментом в истории казахских земель. Казахские кочевья занимали огромную территорию от Иртыша на востоке до Урала на западе, от Тобола на севере до Сырдарьи и Таласа на юге. Казахское ханство граничило с Джунгарским ханством, Бухарским и Хивинскими ханствами, Россией. Усиливалось давление Российской империи с севера и запада, Джунгарского ханства на юге и юго-востоке. Внешняя угроза привела к возобладанию интеграционных процессов, укреплению ханской власти. При Тауке-хане в состав Казахского государства входили не только степные зоны, но и 32 города по течению Сырдарьи. После смерти Тауке в 1715 году ханы Каип (1715-1718 гг.), а затем Болат(1718/1719-1724/25 гг.), сын Тауке столкнулись с усилением сепаратизма султанов в жузах. По сути, Тауке-хан был последним всеказахским ханом. Каип, хан Младшего жуза, правил до 1718 года, после его смерти править жузом стал его сын Батыр, затем власть перешла к Абулхаиру. В Среднем жузе в 1717 году умирает хан Турсын, с 1719 года управлять стал старший сын Тауке Болат. В 1724 году в Средним жузе параллельно правили младший брат Болата Самеке (1724-1738) и сын Турсына Кучук. В Старшем жузе ханом был избран Жолбарс (1720-1740), а реальная власть сосредоточилась в руках Толе би. Отношения жузов друг с другом были непростыми. Каждый из правителей жуза метил во всеказахские ханы. Особенно сильным было соперничество Абулхаира (Младший жуз) и Барака (Средний жуз). Геополитическое положение ханства осложнялось расширением двух могущественных соседей – Российской и Китайской империй. 3. В конце 17 – начале 18 веков определилась главная угроза независимости Казахского ханства – кочевое государство западных монгол, которое вошло в историю под названием Джунгарского ханства. Активную роль в усилении джунгарских устремлений на территорию Казахстана сыграл Цэван Рабдан, вступивший на престол в 1697 году. Особым вниманием джунгар пользовалась южноказахская территория с богатыми травой и водой пастбищами, торговыми караванными путями. В 1709 – 1711 годах джунгары вторглись в Казахстан, захватив огромную территорию, угнав в плен значительное количество женщин и детей. В 1710 году казахские правители и батыры созвали съезд в Каракумах. Предводителем всеказахского ополчения был избран батыр из рода канжыгалы Богенбай, был разработан план отпора джунгарам. Ему удалось скорректировать действия военных отрядов трех жузов, и к 1713-1714 годам территория казахов было очищена от захватчиков. В 1716-1717 годах последовало новое вторжение, нанесшее значительные людские и материальные потери казахам Старшего и Среднего жузов До 1722 года установилось относительное затишье, но в 1723 году новый император Китая Юнчжен сел за стол переговоров с Цэван Рабданом. Заключенное с китайцами мирное соглашение привело к активизации военных действий джунгар против казахов. К февралю-марту 1723 года в районе рек Чу и Талас было сосредоточено около 30000 джунгарских солдат. Они внезапно напали на казахские роды, рассредоточенные на кочевьях. Мирное население бежало со своих кочевий. Население Старшего и Среднего жуза хлынуло в города Средней Азии. Уцелевшее население Старшего жуза бежало к Ходженту и Вергане, Среднего – к Самарканду, Младшего – в Хиву и Бухару. Это привело к резкому ухудшению экономической ситуации в узбекских землях. Время это осталось в истории как годы великого бедствия – «Актабан шубырынды». В это страшное время политическую волю проявил Абулхаир, правильно оценивший не только масштабы разорений, но и возможность удара со стороны волжских калмыков, глава которых был зятем Цэван-Рабдана. Осенью 1726 года, наконец, были объединены военные силы Абулхаира, Барака и Самеке. В конце 1726-начале 1727 годов в местности Орда басы на западе от Шымкента был созван всеказахский съезд. Было создано второе всеказахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1727 году в юго-западном Казахстане, у реки Буланты, в местности Карасиыр состоялась крупнейшая битва. В Булантинской битве особенно отличились батыры Тайлак и Саурык из племени ошакты. Местность эта после битвы стала называться «Калмак кырылган» - «Место гибели калмыков». Весной 1729 года в 120 км к юго-западу от озера Балхаш в местности Анракай произошла последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения. 4. Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге. Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества. Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами. Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая. Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией. Важные календарные даты высчитывались есепчи – звездочетом. Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.). Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири. Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня. Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами. Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.
|