Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использовать вербальный канал общения. 4 страница
Эпилептоид, легко соскальзывающий на командный тон, рядом со сдающим все позиции астеником перестает делать какую–либо коррекцию поведения и выпускает из своего подсознания уже не сдерживаемое ничем желание неограниченной власти. Глядя на поведение женщины–астеника в ее союзе с эпилептоидом, можно только поражаться тому, насколько может унизиться человеческая душа. Как можно обречь себя на такой сильнейший хронический стресс, разрушающий здоровье и обрекающий на более ранний уход из жизни? Неужели можно быть ласковой матерью и одновременно давать своим детям такую патологическую модель семейных отношений, программируя их на проигрыш в их будущей семейной жизни? Особенно тяжело складывается ситуация, если ребенок также обладает эпилептоидным характером. Подобная ситуация описана в романе Мопассана «Жизнь». Властные женщины–эпилептоиды часто стараются выбрать в качестве партнера мягкого, нежного мужчину–астеника. Эти Салтычихи устанавливают дома Домострой, унижают партнера, взваливают на него непосильную работу, оскорбляют, ссорятся с его родней, скандалят и даже поколачивают своего избранника. После приезда в Америку жена–эпилептоид идет учиться на курсы программистов, а муж–астеник садится за руль такси. После получения хорошо оплачиваемой работы жена постоянно издевается над мужем и бьет его. Однажды муж уклоняется от удара, женщина наносит удар по стене с такой силой, что ломает руку. Желание мужа сгладить конфликты вызывает у жены лишь все возрастающий гнев, и она наносит ему такой удар по голове, что он теряет сознание. Еще несколько лет он ради детей терпит унижения и побои в надежде наладить мир в семье. Мягкость мужа–астеника приводит к раскручиванию патологической властности его жены–эпилептоида. Жена работает один день в неделю, дома ничего не делает, готовить отказывается, постоянно ищет поводы для конфликта. Муж–астеник работает на высокооплачиваемой должности, после работы закупает продукты, стирает, убирает квартиру, ходит гулять с детьми. Находится под полным контролем жены. Та в разговоре со своей подругой с возмущением говорит: «Посмотри, уже июнь месяц, а окна он еще не помыл». Астеник — шизоид. Трогательно заботится астеник о супруге–шизоиде, верно угадывая его нестандартность и причудливость его внутреннего мира, всегда страдая при этом от эмоциональной скупости шизоида, его молчаливости и отсутствия эмпатии. Еще в детском саду астеник и шизоид мирно играли рядом, но, если астеник пытался заговорить с маленьким шизоидом, тот отходил в сторону. Примерно такая же модель отношений сохранилась и в браке. Как только астеник, движимый желанием найти родственную душу, пытается установить канал общения, шизоид сразу уползает в свою раковину. Для шизоида этот союз удачен. Он охотно принимает заботу астеника о себе, все его потребности встречаются с вниманием. Однако астеник в подобном союзе часто испытывает чувство одиночества. «Нет одиночества хуже, чем одиночество в Париже». Одиночество в семье тягостно и разрушительно. Однако астеник привык всех прощать и ко всем приспосабливаться. Он пытается оправдать странности своего партнера как в своих глазах, так и в глазах окружающих. Но если ребенок унаследует шизоидный характер, то астенику придется держать круговую оборону. Однако может выпасть счастливый билет в виде рождения ребенка–астеника, и тогда две астенических души согреют друг друга. Астеник — истероид ( глава 5 ) > СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ Астеник не склонен к изменам. Он долго может терпеть несправедливое к себе отношение, не говоря ни слова и подавляя свои чувства. У него часто вспыхивает чувство ревности, основанное на ощущении собственной неполноценности. Его любовь всегда окрашена страхом потери любимого человека. Реальные измены переживаются им необычайно тяжело и приравниваются к трагедии. > РАЗВОДЫ Разрушение семьи является для астеника сильнейшим стрессом и означает для него исчезновение системы поддержки (часто лишь субъективной). Из его жизни уходит человек, на которого он мог направить поток своей любви, удовлетворив тем самым столь важную для него потребность заботы. Несмотря на разрыв семейных связей, он по–прежнему сохраняет сильнейшую психологическую зависимость от бывшего партнера. Астеника страшит статус одинокого человека. Страх одиночества обусловлен не только страхом выживания без поддержки, но и страхом темноты, страхом пребывания одному в квартире. Астеник очень чувствителен к мнению окружающих, После развода усиливается его страх осуждения и насмешки со стороны других людей. Его съедает чувство вины перед детьми за то, что он не смог сохранить семью. При разводе женщина–астеник часто не выдвигает материальных претензий. Окружающим приходится убеждать ее взять положенные ей деньги, которые нужны если не ей, то детям. Мужчина–астеник при разводе старается максимально обеспечить детей и причинить минимальную травму всем участникам драмы. > РОЛЬ РОДИТЕЛЯ Астеники — верные и нежнейшие родители. Лишь на ребенка астеник может обратить весь щедрый поток своей любви. Без оглядки, без ощущения несимметричности отношений, без страха проигрыша, он полностью растворяется в своем чувстве к ребенку, не боясь своей зависимости. В лучах его безудержной любви расцветает личность ребенка. > СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ > Среди обладателей астенического характера можно встретить людей высочайшего уровня развития, из рук которых общество приняло эстафету сострадания и заботы по отношению к людям, обделенным судьбой. Здесь и безвестные творцы добрых дел, незаметно для всех увеличивающие потенциал добра в мире; и люди, сделавшие мощные прорывы в саморазвитии; и жалкие невротики, страдающие сами и заставляющие страдать своих близких. Все эти люди объединены астеническим типом характера, причем их социальная роль в первую очередь определяется степенью их ментального здоровья и уровнем психологического развития. Партнер по бизнесу. Если циклотимик хорош для организации экспедиции на алмазные копи, эпилептоид будет зорко охранять сокровища, то астеник — непревзойденный шлифовщик алмазов. Если циклотимик обожает риск, то для астеника риск — это верная дорога к инфаркту. С ним хорошо обсудить бизнес–план. В силу своего негативного мышления он четко подметит все слабые стороны и недостатки проекта. Однако астеника нельзя подпускать к принятию решений в быстро меняющихся условиях, особенно если это связано с вложением капитала. Ведь ему нужно все обдумать, взвесить, посоветоваться с женой. Неверие в себя и страх перед будущим парализуют его интеллект. К бирже его нельзя подпускать на пушечный выстрел. Однако в стабильных условиях он необычайно хорош. Он ничего не забудет, все сделает вовремя и лучшим образом, к каждой мелочи проявит внимание. Кроме того, он необычайно честен, он не подведет, не предаст, не присвоит ни одной чужой копейки. В общем, если ваш партнер по бизнесу — астеник, то считайте, что вы выиграли автомобиль по трамвайному билету. Жертвоприношение. Эти люди не только провозглашают идею служения и совершения добра, но и посвящают свою жизнь достижению этой цели. Находясь на самом высоком уровне психологического и морального развития, они посвящают все свои потенциалы идее служения людям, Мать Мария после гибели белой армии организовала в Париже центр помощи русским, бежавшим из России. Она помогала эмигрантам, отчаявшимся, часто не знающим языка, потерявшим себя среди недружелюбного окружения, кормила, одевала, старалась пристроить на работу. После оккупации Парижа попала в концентрационный лагерь и сознательно пошла в печь вместо беременной еврейской женщины. Януш Корчак, работая в детском доме, создал интереснейшую систему воспитания детей. После оккупации Варшавы отказался покинуть своих воспитанников — еврейских детей. Вместе с ними был отправлен в концентрационный лагерь, где и погиб. Воины доброты. Благотворительность всегда держалась на людях, основными чертами характера которых были астенические черты. Идея помощи бедным, нуждающимся вылилась в мощное движение, ставшее в западном мире нормой, уважаемой обществом. Эти люди основывали госпитали, лечебницы, детские дома, приюты для умалишенных, убежища для женщин, избиваемых мужьями, лечебницы для алкоголиков… Они строили на свои деньги библиотеки, разбивали скверы и парки. Они основывали общества защиты животных, добивались введения законов, защищающих животных, носителей души, точно так же, как это делалось в отношении человека. Их усилиями была создана система защиты детей от физической и сексуальной эксплуатации, зашита от семьи, если та нарушала права личности ребенка. Внимательно вглядываются они в окружающую их жизнь в поисках приложения своих сил, помощи, сострадания. Именно эти люди стоят у колыбели системы социального обеспечения, без которой немыслимо сегодняшнее западное общество. Мать Тереза Мценского уезда. Эти люди посвящали свою маленькую жизнь, свои ограниченные силы идее совершения добра. Они работали в детских домах, маленьких школах, лекарями и врачами. В своих городках они часто были окружены непониманием и насмешкой, слыли странными чудаками. Они были бессребрениками, хотя могли бы быть людьми состоятельными, если бы не отдавали с готовностью свое добро нуждающимся. Их политика малых дел всегда была великой стратегией. Каждое их деяние, казавшееся незаметным и даже ненужным, порождало цепочку причинно–следственных связей, приводящих к спасенной жизни, предотвращенному убийству, построенной библиотеке. Гражданин Вселенной. У маленького ребенка сознание сконцентрировано на восприятии своей комнаты, дома, двора. Постепенно в его расширяющееся сознание включаются понятия улицы, города, страны. Проявлением расширенного сознания является ощущение себя жителем планеты, гражданином Вселенной. При выходе на высокие уровни психологического развития на фоне расширенного сознания мысль астеника выливается в идею заботы о природе, земле, планете. Невротик. Однако по мере отхода от нормы идет сужение сознания, сжатие горизонта. Происходит фиксация на своих подавленных потребностях, на ощущении собственной боли. Это тягостное чувство перекрывает восприятие проблем других людей. Нарциссианская чувствительность отрезает невротика от жизни других людей, делает его одиноким, окружает страданием, как скорлупой. Маменькин сынок. Утрирование слабых сторон астенического характера создает целую палитру патологий. Так, психологическая зависимость сына от матери, невозможность разорвать психологическую пуповину, создает так называемый Эдипов комплекс, который может проявляться и в зрелом возрасте. Н.К., 60 лет, всегда был нежным, преданным сыном. После образования своей семьи старался все свободное время проводить с матерью. При нападках матери на его молодую жену занимал нейтралитет. В эмиграцию ехать отказался в связи с несогласием матери. Всегда был пассивен, несамостоятелен. Сексуальная активность была резко снижена. Много лет страдал от депрессии, так как всю жизнь разрывался между женой и матерью. Страдает многочисленными физическими заболеваниями. Недавно у него нашли рак. У жены острое истощение нервной системы, множество физических проблем. Она считает, что муж разрушил ее жизнь. Мужчина, страдающий комплексом Эдипа, не способен перефокусировать собственное либидо с матери на другую женщину. Он не может выйти из роли ребенка и принять роль мужчины со всем грузом ответственности и необходимостью самостоятельного принятия решений. Он не способен отвоевывать право на частную жизнь. Он лишен мужества быть независимой личностью. Плотная пуповина, привязывающая его к матери, сковывает его движения, снижает социальную гибкость и социальную адаптацию. Родительская любовь, которая в норме должна подталкивать ребенка к освоению мира, превращается в жесткий ошейник, стягивающий горло. Мужчины–астеники, страдающие комплексом Эдипа, — самые никудышные сексуальные партнеры. Их низкий сексуальный потенциал, нередко возникающая импотенция подрывают их здоровье, а также физическое и психическое здоровье их жен. А он говорит о духовной любви, хочет рассматривать свою жену как дочь своей матери и пытается убедить себя в том, что ситуация нормальна. Невозможность преодолеть зависимость от матери даже в зрелом возрасте приводит обладателя Эдипова комплекса к постоянному существованию между Сциллой и Харибдой, мучительному разрыву между долгом по отношению к родителям и собственной семье. Это, в свою очередь, ведет к невротизации всех участников драмы, к потере их здоровья, к горькому ощущению несостоявшейся жизни. Двуликий Янус. Легко возникающая у астеников зависимость в близких связях может иметь два знака. В одном случае растворение в своей любви к другим людям приводит к принятию роли дающего. Однако в другом случае бесконечная зависимость от своих близких, постоянная потребность в их заботе и поддержке подталкивают астеника к принятию роли берущего, когда он взваливает на других весь груз своих нерешенных психологических проблем. Человек фиксируется лишь на своих обидах, жалобах на мир, при этом не заботясь о том, что происходит с жизнью близких. Он разрушает идею о симметрии отношений, идею взаимной поддержки и заботы, стремится сосредоточить все внимание семьи лишь на себе. Человек, сделавший себя сам. Среди астеников, сделавших удивительные прорывы в саморазвитии, можно встретить вчерашних невротиков, людей, еще недавно почти умиравших, не справлявшихся с жизнью, с трудом барахтавшихся в своих нерешенных психологических проблемах. Однако они смогли реализовать свой восхитительный потенциал развития. «Легко помогать идущему». Они спасли себя и часто передают свое знание другим людям. Астеник–иммигрант. Если циклотимик отправляется в новые края, не оглядываясь, полный надежд и радости, то астеник необычайно тяжело переживает разлуку с родными, друзьями, знакомой улицей и деревом под своим окном. Циклотимика пьянит новизна и создает у него ощущение новой, начинающейся жизни. Астеника эта жизнь пугает, он часто впадает в уныние, и лишь долг и любовь к семье толкают его вперед на преодоление трудностей адаптационного периода. В новой стране астеник никогда не кичится своими бывшими заслугами и регалиями. Он необычайно скромен. Он берется за любую работу. У него огромная мотивация на адаптацию в новой стране, и всю свою энергию он старается направить на помощь семье. > ОТНОШЕНИЕ К СТАРОСТИ Отношение астеника к старости зависит от степени его самовоспитания и меры ментального здоровья. Если он откажется от укрепления своей хрупкой нервной системы, то попадет под власть своего больного подсознания. Невыносимо грустно для него будет ощущение прошедшей жизни, мучительно воспоминание о нелепых и ненужных ошибках и горестно сознание так и не осуществившихся ожиданий. Кроме того, многочисленные не–врогенные нарушения физического здоровья отравляют его жизнь и тяжким грузом ложатся на плечи семьи. Но если астенику удалось перепрограммировать свою психику, укрепить ее слабые стороны и освободиться от груза неврогенных нарушений, он будет вознагражден спокойной, счастливой старостью, похожей на чистый осенний день, наполненный светом и теплом. Он будет воспринимать прожитую жизнь как дар, и это наполнит его благодарностью. > КАК АСТЕНИКИ ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ Астеники ясно осознают свой долг по отношению к окружающим, но у них есть долг и обязанности по отношению к своей личности. Они должны: * Идентифицировать свой характер, его сильные и слабые стороны, стать на путь саморазвития, путь постоянных изменений. Изменения должны быть не революционными, а скорее небольшими, даже крохотными. * Избегать роли больного. * Постоянно увеличивать самопринятие. * Любить, уважать себя при любых условиях. * Проявлять мужество, быть независимой личностью. * Воспитывать в себе, по выражению йогов, «внутреннего свидетеля», т.е. возможность объективного наблюдения за самим собой, за своими мыслями, поведением, но не с целью самоунижения, а ради конструктивного анализа, необходимого для движения вперед. * «Быть воином и стать на тропу войны» (К. Костанеда). > ОТНОШЕНИЕ К АСТЕНИКАМ Когда мы видим проявления астеничности в искусстве, воплощающиеся в утонченном и ранимом восприятии действительности, мы принимаем их и считаем образцами человечности. Но, сталкиваясь с астеничностью в живых людях, мы часто испытываем раздражение или желание подчинить себе такого человека. В отношении астеника мы должны:
|