Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздать учащимся карточки с задачами (уровень задач указан).
Решим задачу (учитель может отобрать материал к уроку самостоятельно): Уровень «3» 1. Определить требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора, если известна глубина цвета на одну точку.(2.76 [3])
Решение: 1. Всего точек на экране (разрешающая способность): 640 * 480 = 307200 Ответ:
2. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´ 10 точек. Какой объем памяти займет это изображение? (2.68 [3]) Решение:
Аналогично решается задаа 2.69[3] 3. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения. (ЕГЭ_2005, демо, уровень А). (См. также задачу 2.73 [3]) Решение:
Ответ: 4 4. Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на ч/б экране (без полутонов)? ([6], C. 143, пример 1) Решение: Если изображение Ч/Б без полутонов, то используется всего два цвета –черный и белый, т.е. К=2, 2i =2, I= 1 бит на пиксель. Ответ: 1 пиксель 5. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей? ([6], №63) Решение:
Ответ: 5.5 Мб Уровень «4» 6.Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов. (2.48 [3]) Методические рекомендации: Если ученик помнит, что режим High Color – это 16 бит на точку, то объем памяти можно найти, определив число точек на экране и умножив на глубину цвета, т.е. 16. Иначе ученик может рассуждать так: Решение: 1. По формуле K=2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета определим глубину цвета. 2I =65536 Глубина цвета составляет: I = log265 536 = 16 бит (вычисляем с помощью программы Wise Calculator) 2..Количество точек изображения равно: 1024´ 768 = 786 432 3. Требуемый объем видеопамяти равен: 16 бит ´ 786 432 = 12 582 912 бит = 1572864 байт = 1536 Кб =1, 5 Мб (»1, 2 Мбайта. Ответ дан в практикуме Угринович). Приучаем учеников, переводя в другие единицы, делить на 1024, а не на 1000. Ответ: 1, 5 Мб 7. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти? (2.70, [3]) Решение: Чтобы закодировать 65536 различных цветов для каждой точки, необходимо 16 бит. Чтобы закодировать 16 цветов, необходимо всего 4 бита. Следовательно, объем занимаемой памяти уменьшился в 16: 4=4 раза. Ответ: в 4 раза 8. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов? (2.77 [3]) Решение: 1. Узнаем объем видеопамяти, которая потребуется для работы монитора в режиме 640х480 и палитрой в 16 цветов. V=I*X*Y=640*480*4 (24 =16, глубина цвета равна 4), V= 1228800 бит = 153600 байт =150 Кб. 2. 150 < 256, значит памяти достаточно. Ответ: достаточно 9. Укажите минимальный объем памяти (в килобайтах), достаточный для хранения любого растрового изображения размером 256 х 256 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 216 цветов. Саму палитру хранить не нужно. 1) 128 2) 512 3) 1024 4) 2048 (ЕГЭ_2005, уровень А) Решение: Найдем минимальный объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя. В изображении используется палитра из 216 цветов, следовательно, одному пикселю может быть сопоставлен любой из 216 возможных номеров цвета в палитре. Поэтому, минимальный объем памяти, для одного пикселя будет равен log2 216 =16 битам. Минимальный объем памяти, достаточный для хранения всего изображения будет равен 16*256*256 =24 * 28 * 28 =220 бит=220 : 23 =217 байт = 217 : 210 =27 Кбайт =128 Кбайт, что соответствует пункту под номером 1. Ответ: 1 10. Используются графические режимы с глубинами цвета 8, 16. 24, 32 бита. Вычислить объем видеопамяти, необходимые для реализации данных глубин цвета при различных разрешающих способностях экрана. Примечание: задача сводится в конечном итоге к решению задачи №1 (уровень «3», но ученику самому необходимо вспомнить стандартные режимы экрана. 11. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 х 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами? (ЕГЭ_2005, уровень В) Решение: 1. Определим объем изображения в битах: 3 байт = 3*8 = 24 бит, V=I*X*Y=640*480*24 бит =7372800 бит 2. Найдем число секунд на передачу изображения: 7372800: 28800=256 секунд Ответ: 256. 12. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов? (ЕГЭ_2005, уровень В) Решение: Для кодирования 16 млн. цветов требуется 3 байта или 24 бита (Графический режим True Color). Общее количество пикселей в изображении 800 х 600 =480000. Так как на 1 пиксель приходится 3 байта, то на 480000 пикселей приходится 480000*3=1 440 000 байт или 11520000 бит. 11520000: 14400 = 800 секунд. Ответ: 800 секунд. 13. Современный монитор позволяет получать на экране 16777216 различных цветов. Сколько бит памяти занимает 1 пиксель? ([6], с.143, пример 2) Решение: Один пиксель кодируется комбинацией двух знаков «0» и «1». Надо узнать длину кода пикселя. 2х =16777216, log2 16777216 =24 бит Ответ: 24. Каков минимальный объем памяти (в байтах), достаточный для хранения черно-белого растрового изображения размером 32 х 32 пикселя, если известно, что в изображении используется не более 16 градаций серого цвета.(ЕГЭ_2005, уровень А) Решение:
Ответ: 512 байт Уровень «5» 15. Монитор работает с 16 цветной палитрой в режиме 640*400 пикселей. Для кодирования изображения требуется 1250 Кбайт. Сколько страниц видеопамяти оно занимает? (Задание 2, Тест I-6)
Решение: 1. Т.к. страница – раздел видеопамяти, вмещающий информацию об одном образе экрана одной «картинки» на экране, т.е. в видеопамяти могут размещаться одновременно несколько страниц, то, чтобы узнать число страниц надо поделить объем видеопамяти для всего изображения на объем памяти на 1 страницу. К -число страниц, К=Vизобр/V1 стр Vизобр =1250 Кб по условию 1. Для этого вычислим объем видеопамяти для одной страницы изображения с 16 цветовой палитрой и разрешающей способностью 640*400. V1 стр = 640*400*4, где 4- глубина цвета (24 =16) V1 стр = 1024000 бит = 128000 байт =125 Кб 3. К=1250: 125 =10 страниц Ответ: 10 страниц 16. Страница видеопамяти составляет 16000 байтов. Дисплей работает в режиме 320*400 пикселей. Сколько цветов в палитре? (Задание 3, Тест I-6) Решение: 1. V=I*X*Y – объем одной страницы, V=16000 байт = 128000 бит по условию. Найдем глубину цвета I. I=V/(X*Y). I= 128000 / (320*400)=1. 2. Определим теперь, сколько цветов в палитре. K =2I , где K – количество цветов, I – глубина цвета. K=2 Ответ: 2 цвета. 17. Сканируется цветное изображение размером 10´ 10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл. (2.44, [3], аналогично решается задача 2.81 [3]) Решение: 1. Разрешающая способность сканера 600 dpi (dot per inch — точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен различить 600 точек. Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм в точки на сантиметр: 600 dpi: 2, 54» 236 точек/см (1 дюйм = 2.54 см.) 2. Следовательно, размер изображения в точках составит 2360´ 2360 точек. (умножили на 10 см.) 3. Общее количество точек изображения равно: 2360´ 2360 = 5 569 600 4. Информационный объем файла равен: 32 бит ´ 5569600 = 178 227 200 бит» 21 Мбайт Ответ: 21 Мбайт 18. Объем видеопамяти равен 256 Кб. Количество используемых цветов -16. Вычислите варианты разрешающей способности дисплея. При условии, что число страниц изображения может быть равно 1, 2 или 4. ([1], №64, стр. 146) Решение: 1. Если число страниц равно 1, то формулу V=I*X*Y можно выразить как 256 *1024*8 бит = X*Y*4 бит, (так как используется 16 цветов, то глубина цвета равна 4 бит.) т.е. 512*1024 = X*Y; 524288 = X*Y. Соотношение между высотой и шириной экрана для стандартных режимов не различаются между собой и равны 0, 75. Значит, чтобы найти X и Y, надо решить систему уравнений: Выразим Х=524288/ Y, подставим во второе уравнение, получим Y2 =524288*3/4=393216. Найдем Y≈ 630; X=524288/630≈ 830 Вариантом разрешающей способности может быть 630 х 830. 2. Если число страниц равно 2, то одна страница объемом 256: 2=128 Кбайт, т.е 128*1024*8 бит = X*Y*4 бит, т.е. 256*1024 = X*Y; 262144 = X*Y. Решаем систему уравнений: Х=262144/ Y; Y2 =262144*3/4=196608; Y=440, Х=600 Вариантом разрешающей способности может быть 600 х 440. 4. Если число страниц равно 4, то 256: 4 =64; 64*1024*2=X*Y; 131072=X*Y; решаем систему X = 131072/Y; Y2 =131072*3/4=98304; Y≈ 310, X≈ 420
Ответ: одна страница - 630 х 830
|