Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная и общественная жизнь страны






XIX век вошел в историю как «золотой век культуры», что было связано с небывалым подъемом. В мировую культуру внесли заметный вклад представители русской литературы, музыки, живописи, архитектуры, науки.

В этот период наблюдается активизация культурной жизни и общественной мысли страны. Центрами общественного развития становятся различные салоны, кружки офицеров и чиновников, литературные журналы «Москвитянин», «Вестник Европы», «Телескоп» и др. Значительную роль в активизации общественной мысли сыграли журналы «Современник», основанный А.С. Пушкиным и «Отечественные записки». В этих изданиях возникло новое явление для России – литературная критика. На страницах журналов велась не только литературная полемика, но и разворачивалась острая идейная борьба.

В этот период в России формируются и развиваются три главных идейных направления в жизни общества, консервативное, либеральное и радикальное. В рамках либерального направления в 1830 - 1840-е гг. развернулась дискуссия между западниками и славянофилами, имевшая важные последствия в развитии общественно-политической жизни в России. Главными идеологами славянофильства были братья И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, а также А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. Ведущими идеологами западников являлись Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев и др.

Пытаясь противостоять новым идейным течениям, самодержавие выработало теорию официальной народности, разработанную министром народного просвещения графом С.С. Уваровым, которую можно считать официальным выражением николаевского консервативного курса. Православие понималось как неотъемлемая черта русских, обуславливающая менталитет русского народа. Самодержавие – единственная творческая сила в истории России, ее демиург. Народность рассматривалась как единение царя и народа.

В обстановке кардинальных изменений, которые несла обществу новая эпоха, особенно актуальными становились вопросы будущего устройства страны. Начиная с 1840-х гг., широкое распространение получили социалистические учения. Их стержнем является идея справедливого общественного устройства. Для подавляющего числа социалистических доктрин характерен революционный подход к делу преобразования общества. В нашей стране идея самобытности России стала исходной базой для выработки собственной, отличавшейся оригинальностью, теории русского социализма, вошедшего в историю под названием крестьянского (общинного) социализма, или народничества. Ее основоположником был А.И. Герцен. Он считал что Россия, в силу своей самобытности, минует капитализм и, сохранив у себя институт крестьянской общины, сможет создать себя общество, построенное на общинных, коллективистских началах. Таким образом, ее отсталость станет своего рода преимуществом для развития социализма. Идея общинного социализма получила дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского.

С 1880-х годов в Россию проникают идеи марксизма, которые начинают привлекать отечественную интеллигенцию. Вскоре появляются первые марксистские кружки и организации. Крупнейшим представителем марксизма в России был Г.В. Плеханов. В 1890-е годы в социал-демократическое движение включаются будущие лидеры российской социал-демократии Ленин, Мартов и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал