Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения ролевой игры.






 

Данная ролевая игра состоит из трех этапов:

I. ПОДГОТОВКА

v Этап, на котором проводится большая организационная работа.

v Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы гражданского (уголовного) дела, т.е. спорному вопросу, который изучался студентами по соответствующей дисциплине материального права. К подготовке игры нужно приступить заблаговременно, чтобы каждый студент усвоил роль, подготовил все необходимые документы, что требует знания пройденного материала.

v Избранная фабула изучается каждым студентом. После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до судебного разбирательства:

  • подготовка искового заявления истца с адвокатом;
  • предъявление искового заявления;
  • предъявление возражений на иск ответчиком;
  • вызов свидетелей судьей;
  • истребование доказательств судьей;
  • вынесение определения о возбуждении, подготовке дела к судебному разбирательству;
  • извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц.

II. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

v Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде.

v В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия:

  • приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения;
  • удаление свидетелей из зала судебного заседания;
  • отводы составу суда;
  • передача дела в другой суд.

v Руководит судебным заседанием судья.

· Процессуальный порядок судебного заседания на примере разбирательства гражданского дела:

  1. Открытие судебного заседания и объявление дела, которое подлежит рассмотрению (ст. 160 ГПК РФ).
  2. Доклад секретаря о явке лиц, участвующих в деле. Устанавливаются личность явившихся, полномочия представителей (ст. 161 ГПК РФ).
  3. Удаление свидетелей из зала судебного заседания (ст. 163 ГПК РФ).
  4. Объявление состава суда, представление прокурора, секретаря судебного заседания. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, права заявлять самоотводы и отводы (ст. 164 ГПК РФ).
  5. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей (ст. 165 ГПК РФ).
  6. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ).
  7. Разрешается вопрос о рассмотрении дела при данной явке в судебное заседание лиц, участвующих в деле (ст. 167, 168 ГПК РФ).
  8. Рассмотрение дела по существу (ст. 172 ГПК РФ).
  9. Заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 174 ГПК РФ). Суд устанавливает последовательность исследования доказательств.
  10. Привлечение в необходимых случаях специалистов (ст. 188 ГПК РФ).
  11. Объявление разбирательства дела по существу оконченным (ст. 189 ГПК РФ).
  12. Судебные прения.
  13. Удаление суда в совещательную комнату (ст. 192 ГПК РФ).
  14. Оглашение решения суда (ст. 193 ГПК РФ).

Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с ГПК РФ.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

v Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных студентами.

v В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом. Обсуждается работа каждого студента, выявляются недостатки и положительные стороны.

Организация ролевой игры осуществляется преподавателем. Он самостоятельно распределяет временной ресурс и контролирует его соблюдение, наблюдает за ходом работы участников ролевой игры, не вмешиваясь в нее, делает записи и в исключительных случаях останавливает игру для корректировки поведения участников.

Примерные варианты контрольных заданий для самостоятельной работы студентов

№ 1. К какому виду источников права следует отнести постановления Пленума Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, разъясняющие порядок применения законодательства? Дайте аргументированный письменный ответ.

№ 2. А). Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала. Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

Б). Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

 

В). В Приокский РОВД г. Н. Новгорода 22 декабря 1993 года поступил Приказ Министра МВД РФ № 300 от 18 декабря 1993 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу на территории Приокского района?

 

Г). Двенадцатилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности сжег сарай соседа по дому. Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или его Президиума для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности?

 

Д). Депутат Верховной Рады Украины, находясь за рулем собственной автомашины, грубо нарушил в г. Москва правила дорожного движения – создал опасную аварийную ситуацию. Может ли работник ГАИ немедленно оштрафовать его? Возможно ли лишить этого депутата прав управления автомашиной без согласия Верховной Рады Украины?

 

№ 3. Необходимо определить, сколько норм содержится в указанных статьях нормативных правовых актов и видовую принадлежность этих норм в зависимости от классификационных оснований.

1.1. «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» (ст. 40 Семейного Кодекса РФ).

1.2. «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад» (п. 1 ст. 233 ГК РФ).

 

№ 4. В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его попечителем стала бабушка. Игорь дружил с семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга ко дню рождения очень ценное со­брание сочинений классика. Тот не хотел принимать такой цен­ный подарок, но Игорь настоял на своем, говоря, что книги теперь принадлежат ему и он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка Игоря потре­бовала вернуть книги, посчитав, что они будут нужны внуку для занятий по литературе после поступления на филологиче­ский факультет пединститута. Должны ли быть возвращены книги? Почему? Дайте аргументированный ответ на основе норм гражданского законодательства.

 

№ 5. Четырнадцатилетний Владимир и пятнадцатилетний Алек­сандр во время игры в футбол сбили на землю сушившиеся зимние вещи гражданина П.. в результате чего те оказались испачканными в мазуте.

Кто должен нести ответственность за причиненный в данном случае вред?

 

№ 6. Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуж­дений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ушерб, нанесенный ими, соста­вил 15 тыс. рублей.

Кто должен нести ответственность за причиненный ими ма­териальный ущерб?

 

№ 7. В местной газете был напечатан фельетон, в котором в остро­сатирической форме изображались корыстные действия граж­данина У. в период пребывания последнего на ответственном хозяйственном посту.

«Это самый настоящий поклеп, — говорил У. своим друзьям и родственникам, — Что же мне теперь делать?»

Что должен делать в данной ситуации гражданин У. в соот­ветствии с нормами гражданского права?

 

№ 8. Несовершеннолетние Буйнов и Галкина вступили в брак на условиях снижения брачного возраста. На деньги, подаренные матерью Буйнова новой семье в день свадьбы, Буйнов с согласия жены приобрел однокомнатную квартиру. За полгода до достижения супругами возраста 18 лет, брак был расторгнут. Мать Буйнова обратилась с иском в суд о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной как совершенной недееспособным лицом.

1. Что такое дееспособность физического лица?

2. Имеются ли основания для признания Буйнова недееспособным при указанных обстоятельствах? Объясните, почему.

3. Имеет ли мать Буйнова право требовать признания недействительной сделки купли-продажи квартиры по указанному основанию?

 

№ 9. Композитор вместе с поэтом написали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены затем в концертном зале. Издательство пожелало издать эти песни, при этом у него возник вопрос, с кем оно должно заключать договор, если оно намеревалось издать лишь тексты песен? Дайте разъяснения по данному вопросу.

№ 10. Ивлев обратился с иском к Кареву о признании его соавтором повести, изданной Каревым под своим именем. В суде Ивлев пояснил, что повесть представляет собой литературную запись его рассказов о событиях, произошедших с ним в период войны. Карев не отрицал, что повесть написана под влиянием услышанного им рассказа Ивлева с использованием фактов и персонажей, о которых Ивлев рассказывал, но вместе с тем повесть написана только им самим и никакого соглашения между ним и Ивлевым не было. Решите спор.

№ 11. По договору с издательством Сурина перевела ряд произведений итальянского писателя на русский язык. Произведения были изданы, и Сурина получила обусловленный гонорар. Через 3 года это же издательство переиздало перевод, но книги были напечатаны в Италии, а затем ввезены в Россию и распроданы. Сурина обратилась к издательству с иском о выплате гонорара за использование ее произведения. Издательство настаивало на том, что Сурина за перевод вознаграждение уже получила, а повторное издание произведения не нарушает ее авторских прав, тем более, что оно осуществлялось за границей. Решите спор.

№ 12. Два автора создали рисунки-эскизы, которые были использованы при производстве жестких упаковок. Авторы потребовали от администрации заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все созданные ими произведения авторское право принадлежит самим авторам. Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда работников принадлежит работодателю. Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений?

№ 13. Студент факультета систем управления ТУСУР Аронов выполнил дипломную работу – программу для банковской деятельности. Работа была защищена на отлично и депонирована на факультете. Аронов устроился на работу в информационный отдел АК " Газпромбанк". Через некоторое время отдел был оснащен новыми программами, среди которых Аронов обнаружил свое произведение. Он выяснил, что через год после окончания им вуза, коммерческий отдел ТУСУРа передал права на использование программного продукта по договору банку. Аронов предъявил иск к банку и потребовал прекращения неправомерного использования, либо заключения с ним договора на использование программы. Представитель банка отказался удовлетворить требования истца, пояснив, что правообладателем, уступившим права на программу, является не Аронов, а ТУСУР, и просил пригласить представителя вуза. Представитель ТУСУРа пояснил, что созданный программный продукт является учебным заданием, которое каждый студент должен выполнять в рамках учебного плана и, следовательно, в се имущественные права принадлежат вузу. За студентом же сохраняется право авторства, на которое к тому же никто и не посягал – произведение поименовано именем Аронова. Решите спор.

 

№ 14. Гаврилов по собственной инициативе направил в редакцию журнала свою статью. В ответе редакция сообщила, что статья одобрена, принята и будет опубликована в ближайшем номере. Однако в указанный срок она не была опубликована. Гаврилов обратился с иском к редакции, требуя выплаты гонорара. В суде было установлено, что статья была набрана, но потом по указанию редактора набор был рассыпан. В иске Гаврилову было отказано, причем отказ был мотивирован тем, что договор на издание не был заключен. Есть ли основания для отмены решения суда?

№ 15. Автор заключил договор с телестудией на создание сценария телефильма. В договоре был указан срок сдачи сценария. Автор сдал рукопись досрочно. Только через 3 месяца после сдачи он получил ответ, в котором было указано, что сценарий не может быть принят из-за низкого качества. Автор предъявил иск и потребовал уплаты гонорара и выпуска фильма по его сценарию, т.к студия пропустила срок для отказа. Подлежит ли иск удовлетворению?

№ 16. Морев заключил с издательством договор на издание книги. Издательство уже приступило к печатанию и выплатило ему гонорар. Но в это время другое издательство выпустило и распространило эту же книгу. Издательство, заключившее договор с Моревым, предъявило к нему иск о расторжении договора и возврате гонорара. Подлежит ли иск удовлетворению?

 

№ 17. Семенов продал Воронину телевизор и магнитофон. Узнав о совершении такой сделки, бывшая супруга Семенова обратилась в суд с иском к Семенову о признании заключенного между ними договора недействительным, так как упомянутые вещи были приобретены в период, когда она состояла в браке с Семеновым, и хотя их брак расторгнут, раздел их общего имущества не произведен, а согласия на продажу этих вещей она не давала. Решение суда?

 

№ 18. Рябова поступила на работу в объединение в качестве кладовщика готовой продукции. В письменном трудовом договоре был установлен семичасовой рабочий день. Через два года она обратилась к администрации установить для нее четырехчасовой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за тяжело заболевшим отцом, проживающим с ней в одной квартире. Администрация, ссылаясь на необходимость ее пребывания по условиям работы в течение семичасового рабочего дня, отказала Семеновой в ее просьбе, предложив уволиться по собственному желанию. Об установлении какой продолжительности рабочего дня просила работница? Законны ли действия администрации?

 

№ 19. В связи с производственной необходимостью завода директор предложил всем работникам выйти на работу в субботу (выходной день), за что обещал полагающийся им отгул присоединить к ежемесячному отпуску. Ряд работников согласились с предложением директора, но многие заявили, что они хотят, чтобы работа в субботу была компенсирована двойной оплатой. Законны ли действия директора завода? В каких случаях и на основании чего возможно привлечение работников к работе в выходной день? Как компенсируется эта работа?

 

№ 20. Не имея лицензии на охоту, гражданин Петров застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором. К какой ответственности может быть привлечен гражданин Петров? Подлежит ли изъятию мясо и шкуры убитого лося? Подлежит ли изъятию ружье?

Примечание. Автор рабочей программы не является автором заданий-казусов, контрольных заданий для самостоятельной работы студентов и ролевой игры «Судебное разбирательство». В ходе составления программы были использованы практикумы по различным отраслям российского права: Трудовое право России: учебник для вузов / под общей ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. (Прогрессивный учебник); Практикум по трудовому праву / под ред. К.Н. Гусова.- М., Издательство «ТЕИС», 1996. и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал