Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Правонарушение и юридическая ответственность ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Понятие и признаки правонарушения (виновность, противоправность, наказуемость), особенности правонарушений в разных отраслях права. Виды правонарушений. Объективно-противоправное поведение и злоупотребление правом: правовая оценка. Правомерное причинение вреда. Состав правонарушения: объект (родовой и непосредственный), объективная сторона (фактические обстоятельства, причинно-следственная связь), субъект (деликтоспособность), субъективная сторона (вина, цель, мотив, вменяемость). Понятие и признаки юридической ответственности. Позитивная и негативная ответственность. Правовые поощрения как форма мотивации правомерного поведения. Соотношение поощрения и наказания в праве. Правовые льготы, преференции, привилегии, гарантии и иммунитеты. Дискуссионные вопросы юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Особенности международно-правовой ответственности. Основания ответственности. Освобождение от юридической ответственности, обстоятельства исключения ответственности, освобождение от наказания. Презумпция невиновности. Особенности юридической ответственности организаций.
7.2. Тематика и планы семинарских занятий Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На семинарских занятиях проводится проверка освоения студентами материала курса, отработка навыков работы с литературой, юридическими текстами, электронными базами правовой информации. На семинарских занятиях используются такие модели образовательного процесса, как проблемные дискуссии, обсуждение докладов и эссе, ролевые игры, коллективные комментарии правовых текстов. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется отработке навыков публичных выступлений студентов, умения аргументировано, кратко излагать свои соображения; навыков грамотно вести дискуссию. Основной целью семинаров является помощь студентам в освоении проблемных блоков изучаемого предмета, фиксация узловых моментов, понятий и схем курса. По согласованию с преподавателем на семинарских занятиях могут быть заслушаны доклады студентов с последующим их обсуждением. О теме доклада студент должен сообщить преподавателю не позднее, чем за неделю.
Семинар 1. Государство, общество, личность. План семинара. 1. Личность и общество. Положение личности в различных обществах. 2. Гражданское общество: понятие, теория и практика функционирования. 3. Правовой статус личности. Гражданин как член государственной организации общества. Гражданство и подданство. 4. Понятие прав и свобод человека, их система в современной западной либеральной традиции. Юридическая обязанность и ответственность личности перед обществом. Механизм защиты прав человека.
Семинар 2. Право и его место в обществе. План семинара. 1. Право в системе регулирования общественных отношений. Соотношение и взаимодействие права с нормами обычая, традиции, морали, религии, общественных организаций. 2. Право и социально-экономический строй. Право как средство воздействия на экономику общества: возможности и пределы. Социально-экономические интересы в праве. Право как механизм социального контроля. Социально-правовая инженерия. 3. Право и государство.
Семинар 3. Правосознание и правовая культура. План семинара. 1. Понятие правосознания. Специфика правосознания в традиционном и в современном обществе. Правовая идеология и правовая психология. 2. Виды правосознания (индивидуальное, групповое и общественное) и уровни правосознания (интуитивное, обыденное, профессиональное и научное). Взаимодействие права и правосознания. Законопослушание и правовой нигилизм. 3. Правовая культура, ее место в системе культуры общества. Значение правовой культуры в формировании общей культуры общества. Правовая ментальность (правовое мышление): общие характеристики и российские особенности. 4. Право и политика. Способы и формы выражения в праве социальных интересов.
Семинар 4. Правотворчество и формирование права. План семинара. 1. Понятие правотворчества. Правотворчество в истории общества. Правотворчество как форма государственной деятельности. 2. Субъекты правотворчества. Нормативное и казуальное (судебное) правотворчество. Правотворчество в разных правовых системах. 3. Формы (способы) правотворчества. Санкционированное правотворчество. 4. Законотворчество, его стадии.
Семинар 5. Систематизация и кодификация права. План семинара. 1. Систематизация источников права: понятие и виды, исторические примеры. Инкорпорация, ее виды. Свод законов. Консолидация. Компиляция. 2. Понятие и виды кодификации. Кодексы, модельные кодексы, основы законодательства. 3. Официальные систематизации нормативных правовых актов в Российской Федерации. Классификаторы и регистры нормативных правовых актов. 4. Систематизация норм международного права.
Семинар 6. Толкование правовых норм. План семинара. 1. Понятие толкования правовых норм. Уяснение и разъяснение их содержания. 2. Способы толкования-разъяснения правовых норм: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический. Толкование по объему. 3. Толкование-разъяснение. Субъекты толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. 4. Пробел в праве. Способы устранения пробелов в праве. Аналогия права и аналогия закона. Коллизии правовых норм.
Семинар 7. Правомерное поведение. План семинара. 1. Понятие правомерного поведения. Объективная и субъективная сторона правомерного поведения. Правомерное и юридически нейтральное поведение. 2. Объективно-противоправное поведение и злоупотребление правом: правовая оценка. Правомерное причинение вреда. 3. Понятие, признаки юридической ответственности. Позитивная и негативная ответственность. Принципы и основания юридической ответственности. Особенности юридической ответственности организаций 4. Правовые поощрения как форма мотивации правомерного поведения. Соотношение поощрения и наказания в праве. Правовые льготы, преференции, привилегии, гарантии и иммунитеты.
Семинар 8. Правонарушение. План семинара. 1. Понятие и признаки правонарушения (виновность, противоправность, наказуемость), особенности правонарушений в разных отраслях права. 2. Виды правонарушений. 3. Состав правонарушения: объект (родовой и непосредственный), объективная сторона (фактические обстоятельства, причинно-следственная связь), субъект (деликтоспособность), субъективная сторона (вина, цель, мотив, вменяемость). 4. Право как средство разрешения конфликтов и управления ими. Юридический конфликт как вид социального конфликта. Виды юридических конфликтов. Механизм разрешения юридических конфликтов. Аргументация при разрешении конфликта.
Семинар 9. Международное и национальное (внутригосударственное) право. План семинара. 1. Международное и внутригосударственное право как системы права. Соотношение норм международного и национального права. Взаимодействие международного и национального права. 2. Механизм имплементации международно-правовых норм в систему национального правопорядка. 3. Соотношение международного и национального права по Конституции РФ.
Семинар 10. Основные правовые системы современности. План семинара. 1. Романо-германская правовая система и ее география. Общность истории. Роль юридического образования. Структура права. Характер норм. Законодательный акт как главный источник права. 2. Англосаксонская правовая семья и ее география. Общность истории стран общего права. Структура права. Судебный прецедент как главный источник права. Роль правовой доктрины и характер судебной практики. 3. Мусульманская правовая семья и ее географическое место. Общность истории стран мусульманского мира. Источники шариата. Роль богословов-правоведов, общественного принуждения и судей. 4. Иные правовые системы мира. Африканская правовая семья. Дальневосточная правовая система. Индусское право. Китайское право. Японское право. 5. Взаимодействие правовых систем, формы и виды такого взаимодействия (рецепция, унификация, гармонизация, дивергенция и др.).
8. Образовательные технологии
1. Проведение лекционных занятий с использованием мультимедийных технологий (презентации, интерактивная доска). 2. Активные формы занятий: - деловые игры; - решение казусов; - работа в группах. 3. Интерактивные формы занятий: - дискуссии; - коллоквиум; - защита выполненных заданий.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов
9.1. Задания текущего контроля (контрольная работа) Контрольная работа представляет собой письменное тестирование уровня знаний студентов и осуществляется в формате письменных ответов студентов на поставленные вопросы. Основной целью контрольной работы является диагностирование уровня знаний студентов, умения понять сущность проходимого предмета, способности дать краткий и содержательный письменный ответ. С помощью написания контрольной работы студенты усваивают навыки ответа на итоговом зачете. Контрольная работа содержит в себе два открытых вопроса. Студент должен ответить на каждый открытый вопрос – ответ в форме эссе максимум 15 строк (на подготовку ответа на каждый вопрос отводится 20 минут). Общая продолжительность контрольной работы – 40 минут. На контрольной работе не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Строго запрещено пользование телефонами, смартфонами, коммуникаторами, иными средствами связи, компьютерами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного на лекциях материала (до дня проведения контрольной работы), согласно темам лекционного курса. Содержание вопросов контрольной работы определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
9.2. Задания для итогового контроля Зачет является формой итогового контроля знаний студентов и успешности усвоения ими материала изучаемого предмета. Основной целью зачета является диагностирование уровня знаний студентов, умения понять сущность проходимого предмета, способности дать краткий и содержательный устный ответ. На зачете не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Строго запрещено пользование телефонами, иными средствами связи, компьютерами. В рамках зачета студент должен письменно ответить на два вопроса. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного на лекциях и семинарских занятиях материала, согласно темам лекционного курса и семинарских занятий. Содержание вопросов зачета определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка представляет собой сумму оценок, полученных по итогам текущего контроля и на зачете при умножении на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: Одисциплина = k1·Отекущий + k2 · Оитоговый,
где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),
Отекущий – сумма баллов, полученных за выполнение заданий текущего контроля – контрольной работы (максимум 10 баллов), k1 = 0, 4. Оитоговый, – баллы, полученные за выполнение заданий итогового контроля – на зачете – (максимум 10 баллов), k2 = 0, 6.
11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Базовый учебник: Поляков А. В., Тимошина Е.В. Общая теория права. СПб., 2005. Основная литература: 1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. 2. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. 3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 4. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003. 5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. 6. Фуллер Лон Л. Мораль права / Пер. с англ. М., 2007. 7. Харт Г. Л.А. Понятие права. СПб., 2007. 8. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып.1 и 2. М., 1987–1989. 9. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 2 т. М., 1995. 10. Эрлих О. Основоположение социологии права. СПб., 2011. Дополнительная литература: 1. Антонов М.В. Скандинавская школа правового реализма // Российский ежегодник теории права. № 1, 2008. 2. Барак А. Судейское усмотрение / Пер. с англ. М., 1999. 3. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. М., 2004. 4. Бентам И. Тактика законодательных собраний. Челябинск, 2006. 5. Бержель Ж.–Л. Общая теория права / Пер. с фр. под ред. В.И. Даниленко М., 2000. 6. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. 7. Верещагин А.Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. М., 2004. 8. Грязин И. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий. Таллинн, 1983. 9. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. 10. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 11. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001. 12. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб., 1993. 13. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М., 2004. 14. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб., 2001. 15. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1988. 16. Лапаева В.В. Социология права. М., 2004. 17. Леви Э.Х. Введение в правовое мышление. М., 1995. 18. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009. 19. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. 20. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. 21. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. 22. Ллойд Д. Идея права: репрессивное зло или социальная необходимость? М., 2006. 23. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М., 2005. 24. Наумов В. Толкование права. М., 1998. 25. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2006. 26. Познер Р. Экономический анализ права. В 2 т. СПб., 2004. 27. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000. 28. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2007. 29. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001. 30. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. 31. Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М, 2006. 32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1999. 33. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. СПб., 2004.
|