Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Топос определение.
Общая модель: что есть что; кто есть кто. Определение предмета может включать его описание (экспликацию), сделанное в разных формах. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других распространенности и украшенности. В тренинге необходимо восходить от общепринятых определений, которые имеются, например, в словарных дефинициях, к оригинальным, метафорическим, содержащим новый взгляд на предмет, рождающий своеобразное осмысление объекта. Ср.: Представим, что тема предстоящей речи связана с музыкой. Ритор ставит вопрос: что есть музыка? Общепринятое определение: ü Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [Ожегов 1987: 313]. Метафорические (контекстуальные) определения: ü Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы) ü Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. (Стендаль) ü Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какою-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление… (А.И.Герцен) В сущности, и тот, и другой тип определения могут использоваться в создании речи, но если в первом типе предлагается общеизвестое, близкое к научному общепризнанноое мнение, то второй тип суждения претендует на творческое переосмысление предмета речи, имеет явно креативную задачу высказывания нового оригинального взгляда на предмет. Некоторые тексты целиком строятся на одних определениях. Таковы рассуждения о России писателя Всеволода Иванова в письме Николаю Рериху в 1925 году. Оцените их метафоричность, распространенность, украшенность и решите сами, не слишком ли писатель-ритор увлекся стилистическими красотами: «Россия не только государство. Она … океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа… Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах. Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония… Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания… Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»
Задание 1. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного выше текста: Понятие (тема): бодрость Тезис: Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой). Обоснование тезиса: Ведь бодрость – это ……………………,
бодрость – это …………………..,
бодрость – это ……………………
Понятие(тема): Дерзновение Смелость Интеллигентность Образование Свобода
Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например: Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу, дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу; наконец, дружба – это состояние души, которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.
Задание 2. Напишите краткое сочинение «Что такое вдохновение?», и произнесите (прочитайте) его перед слушателями. Затем сопоставьте ваш текст с определениями и описаниями некоторых русских писателей и поэтов.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К.Г. Паустовский) А что такое вдохновенье? - Так…Неожиданно, слегка Сияющее дуновенье Божественного ветерка.
Над кипарисом в сонном парке Взмахнет крылами Азраил – И Тютчев пишет без помарки: “Оратор римский говорил…” (Георгий Иванов) Задание 3. Наверное, многие из вас пишут стихи. Целесообразно в первоначальных опытах брать самые простые сюжеты. Например, напишите стихотворение о каком-либо животном (собаке, кошке, попугае и пр.). В таком стихотворении всегда приходится делать определения и описания. В качестве примера предлагаем проанализировать стихотворение поэта Виктора Коллегорского «Бык». Обратите внимание на художественно-выразительные средства, которыми создается стиль (манера, колорит) приведенного ниже текста. Какие «высокие» слова использует поэт? Объясните их. Есть ли в тексте ирония или иронические слова, «снижающие» пафос? Бык Се – зверь велицый, двоерогий, Престрашнолицый и престрогий, Чьи очи кровию налиты, Чьи гибелью грозят копыты, Чей в содроганье хриплый рёв Ввергает трепетных коров; Кто не замедлит, встретясь вам, Сейчас же волю дать рогам, Пред кем трепещет скотный двор; В чьем чреве зрит ученый взор Названий тройственный венец: Сычуг, брюшину и рубец. Вглядись же пристальней в портрет, Что здесь изобразил поэт, – И ты почти наверняка Узришь в сем чудище быка.
2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов. Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский: «Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например: Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад. Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»[4] Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части, поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части, когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.
Задание 4. Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например: Наш университет (институт, фирма) Наш факультет Моя улица Дом, в котором я живу Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента Задание 5. Назовите объекты, которые могут быть описаны по частям (кто больше?).
Задание 6. Найдите описание объекта по частям (разделам) в различных науках (учебных дисциплинах), которые вы изучаете.
Задание 7. Найдите описание объектов как целого и по частям в художественной литературе. Пример: Стихотворение Георгия Иванова с описанием портрета царской семьи:
Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие печальные лица И как это было давно.
Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны – Наследник, императрица, Четыре великих княжны…
3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии, то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.). В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду, затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например: Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду. Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.
Задание 8. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи: Мебель Виды мебели: Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер Виды стола по форме: четырехугольный, треугольный, круглый и т.д. Виды стола по материалу: дубовый, березовый, пластмассовый, металлический; Виды стола по покрытию: лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный; Виды стола по функциям: обеденный, столовый, журнальный, гостиный. Задание 9. Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие): Человек Футболист Книга Компьютер Подарок
4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь [более подробно см.: Часть 1, с. 102-103] Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.
Задание 10. Ваш идеал? Эта тема может обыгрываться и серьезно (как социологическое исследование), и полушутливо, поскольку существует множество ситуаций (например, праздничной речи), когда в благожелательной или шутливой форме называются и обсуждаются свойства того или иного человека. Напишите список качеств, которыми должен обладать образцовый мужчина (образцовая женщина) – ср. с игрой «Угадайте ваш характер» и списками идеальных качеств, которые писали ваши предшественники (см. ключи на с. 00-00). Задание 20. Лексическая игра «Угадайте Ваш характер» Эта игра задумывалась как лексическая игра-поздравление к одному из праздников. В ней записаны 130 женских качеств. Предполагается, что если вы назовете три цифры (например, 32, 69 и 112), то таинственным образом обнаружится ваш характер. Как правило, это так и случается, потому что в празднично-поздравительном пожелании существует элемент магического действия, когда пожелание имеет таинственную силу внушения именно тех качеств, которые вам называются. Во всяком случае, так всегда кажется, когда на занятии играют в эту игру.
Итак, играйте и - угадывайте!
Для этого назовите три цифры от 1 до 130:
Задание 11. Лексическая игра «Ваш идеал?». Напишите как можно больше качеств женского (мужского) характера. Это конкурсное задание-соревнование может быть предложено как в аудитории на время, так и на дом, когда есть возможность подумать и даже воспользоваться книгами, например, словарем. Список из 130-ти качеств предыдущего задания далеко не предел в написании положительных качеств человека. Во всяком случае, студенческое творчество превосходит все преподавательские ожидания, когда дается домашнее задание написать «как можно больше». Правда, в таком случае все как бы «смешалось в доме Облонских», поскольку слова книжного высокого стиля могут перемежаться с разговорными, а некоторые слова могут принадлежать в зависимости от ситуации и толкования как положительным, так и отрицательным. Впрочем, судите сами. Вот один из «студенческих» списков, сделанный на риторическом семинаре:
|