Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 51.
Проанализируйте содержание и стиль притчей Соломоновых. Прокомментируйте данные выражения и покажите, как их содержание соотносится с современным речевым поведением. Какие качества человека или его речи обсуждаются в этих притчах? Какие необычные книжные слова отмечают стиль, характерный для притчей?
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (глава 21, стих 23). Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума (10, 21). От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяния человеку – по делам рук его (13, 15). В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их (14, 3). При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (10, 19). Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество (10, 20). Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение (13, 22). Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует (13, 19). Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст (14, 7) Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (15, 1). Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа (15, 4). Тоска нас сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (12, 25). Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя (15, 23). Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (15, 28). Сердце мудрого делает язык его мудрым и уничтожает знание в устах его (16, 23) Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16, 27) Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий (16, 27). На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (17, 13) Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен (17, 27) Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток (18, 4). Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (18, 24). Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его (18, 7). Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (18, 14). Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом, глупый (19, 1). Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться впоследствии мудрым (19, 20). Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко открывает рот, с тем не сообщайся (20, 19). Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (20, 20). Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше сребра и злата (22, 1). Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота (3, 13-14). Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что от него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (4, 23-24). Ответ к заданию 50 на с. 163: Среди положительных эпитетов к словам слово – язык - речь - уста находим следующие: мудрый, разумный, умный, непорочный, праведный, правдивый, вдохновенный, добрый, верный, сказанный прилично, кроткий, мягкий, сладкий, приятный, важный, и т.д. Среди отрицательных эпитетов: глупый, нечестивый, лживый, лукавый, льстивый, коварный, беззаконный, законопреступный, злой, оскорбительный, зловредный, тайный, пагубный, пламенный, и т.д. Отсюда выводятся предельно простые рекомендации, которым люди, как можно наблюдать в современной реальной практике, либо следуют, либо же допускают ошибки – и тогда их речь (вместе с личностью данного человека) подвергается критике. Как бы ни были просты эти вечные истины, практическая речь должна быть мудрой, а не глупой; правдивой, а не лживой; полезной, а не зловредной; кроткой, а не гордой и необузданной. Эти рекомендации даются не как догма, а как размышление и направление творческих усилий говорящего. Фундаментальные советы относительно свойств языка, характеризующих человека в целом, будут следующими: ¨ Речь должна основываться на честности и праведности. ¨ Мудрость и знания также основа речи. ¨ Стилевыми качествами хорошей речи являются кротость, мягкость, открытость, сладость и т.д. Все эти качества проявляются и в содержании, и в отборе слов, и в характере произношения.
|