![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VIII. Развитие средств и методов монтажа.
Характерной чертой современной технологии монтажных работ является широкое применение скоростных методов монтажа. В их основе лежат: а) тщательная подготовка и организация монтажных работ с предварительной разработкой проектов производства работ (ППР), предусматривающих наиболее экономичное, высококачественное и безопасное выполнение монтажных операций; б) комплексная механизация монтажа, начиная с поступления оборудования на стройку и до сдачи его в эксплуатацию; в) крупноблочность монтажа с предварительной сборкой укрупненных сборочных единиц вне проектного положения (на специализированном предприятии, на площадке укрупнительной сборки и др.), что сокращает сроки монтажа, снижает стоимость и повышает его качество; г) высокая степень индустриализации монтажа, включающая поставку оборудования и сопряженных строительных конструкций с высокой степенью заводской готовности, не нуждающихся в дальнейшем укрупнении или доизготовлений на монтажной площадке, поставку монтажных приспособлений одновременно с оборудованием, предварительное (до монтажа) производство работ по пригонке и доизготовлению отдельных частей; д) выполнение монтажа поточным методом с широкой специализацией бригад по видам работ, изготовлением специальных приспособлений и инструмента для часто повторяющихся трудоемких операций, применением инвентарных лесов, подмостей, такелажных приспособлений и др.; е) параллельное производство работ, предусматривающее совмещение строительных и монтажных операций, параллельную подготовку механо- и электрооборудования, металлоконструкций, средств автоматики, скорейшее освобождение фронта работ для смежных бригад, концентрацию ресурсов на взаимно не связанных работах в случае занятости фронта для последовательных работ; ж) применение эффективного монтажного оборудования —монтажных кранов и приспособлений, обеспечивающих резкое сокращение продолжительности, трудоемкости, стоимости и безопасности монтажных работ. Большое влияние на развитие техники и технологии монтажных работ оказала специализация их в системе Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Большое значение имеют специализированные организации по монтажу лифтов, эскалаторов и подвесных канатных дорог в деле обеспечения надежной работы указанных ПТМ. К настоящему времени определились главные направления в развитии монтажной техники и технологии, наиболее эффективно влияющие на повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков монтажных работ. а) индустриализация строительно-монтажных работ путем укрупнения сборочных единиц машин и повышения заводской готовности элементов оборудования и строительной части; в ряде случаев это снижает трудоемкость строительно-монтажных работ в 5—10 раз при общем уменьшении стоимости строительства на 15—25% и сокращении его продолжительности в 2—15 раз; б) безмачтовый и крупноблочный монтаж на основе широкого в) специализация монтажных работ, начиная от министерства, определяющего техническую политику в этой области, и кончая узкоспециализированными бригадами по видам работ: 1) специализация монтажных работ в отраслевом плане обеспечивает прогресс в деле организации, техники и технологии монтажных работ; 2) специализация по видам монтируемого оборудования способствует повышению надежности машин, позволяет успешнее решать вопросы освоения и эффективного использования усложняющихся автоматизированных машин и комплексов; специализация производственных бригад повышает производительность труда и качество работ; 3) специализация производства монтажного оборудования и оснастки — эффективный путь удовлетворения потребности в них при наименьших затратах. Переход предприятий на новые методы хозяйствования открывает возможность дальнейшего прогресса в деле повышения эффективности использования ПТМ, совершенствования организации и технологии их монтажа. -Приобретение ПТМ за счет собственных средств будет побуждать потребителей более ответственно учитывать реальные возможности монтировать их в короткие сроки. -Для обеспечения лучшего сбыта - функции монтажных организаций вынуждены будут принять на себя и предприятия изготовители сложных ПТМ, таких, как мостовые и козловые краны, подвесные конвейеры, краны-штабелеры и др., врезультате: а) возрастет уровень специализации монтажных работ и качество их; б) сократятся сроки от получения оборудования до монтаж; в) существенно улучшится его сохранность; г) обеспечение поставок в строго согласованные сроки создаст реальную предпосылку внедрения самой прогрессивной формы организации монтажных работ — монтажа «с колес», минуя промежуточные склады. IX. Технико–экономический анализ методов монтажа
С ростом технической базы монтажных организаций, расширением номенклатуры поступающих в их распоряжение кранов и других эффективных монтажных средств знание общих принципов передовой организации и технологии монтажных работ становится недостаточным для оптимального решения конкретных задач, в частности при выборе наиболее эффективных монтажных механизмов и монтажных комплектов. В связи с этим все большее значение приобретают технико-экономические расчеты по оценке эффективности применения различных способов и средств монтажа. В качестве показателей при их сравнении используют продолжительность монтажных работ (в сменах), трудоемкость и полную плановую стоимость монтажа 1 т конструкции. Эти величины определяют отдельно для каждого из сравниваемых вариантов механизации монтажных работ с учетом как основных, так и вспомогательных, подготовительных и заключительных работ, а также перерывов по технологическим и организационным причинам. Плановую стоимость монтажа определяют как сумму прямых затрат и накладных расходов. Прямые расчеты этих величин связаны с привлечением обширного справочного материала, довольно громоздки и трудоемки. Поэтому в последнее время разработаны укрупненные нормативы затрат труда и себестоимости монтажа оборудования различными грузоподъемными средствами. Они охватывают основные и подготовительно-заключительные процессы и операции, входящие в состав различных способов монтажа. Поэтому расхождение результатов прямых расчетов и по укрупненным нормативам не превышает 10%, но в последнем случае значительно сокращается объем расчетов. Данные укрупненных расчетов по сравнению различных вариантов монтажа вертикальной конструкции массой 35 т, высотой 50 м методом скольжения
Укрупненные технико-экономические расчеты благодаря их простоте можно выполнять не только при разработке. ППР, но и в ходе подготовки монтажных работ, когда условия их выполнения определяют более конкретно и точно. Об эффективности этих расчетов можно судить по данным табл. относящимся к трем способам монтажа одной и той же конструкции. X. Материалы для подъёмно-транспортных машин При выборе материала для деталей механизмов учитывается прочность, выносливость, износостойкость, сложность термообработки, экономичность. Пределы прочности, текучести и пластичности являются недостаточной характеристикой качества стали. Необходимо учитывать ударную вязкость и склонность стали к хладноломкости при определенных температурах. Во избежание опасности появления хрупкого разрушения углеродистых сталей спокойной (сп), полуспокойной (пс) и кипящей (кп) плавки толщину проката в сварных элементах рекомендуется выбирать не более 50 мм. В соответствии с ГОСТ 380—71 стали, поставляемые заказчикам, подразделяются на группы: 1) А – характеризуемую механическими свойствами; 2) Б – характеризуемую химическими составами; 3) В – характеризуемую механическими свойствами с отдельными требованиями по химическому составу. В металлоконструкциях запрещается применять стали конверторные бессемеровские и томасовские; рекомендуется применять мартеновскую (М) и сталь, получаемую в конверторах с основной футеровкой, близкую по качеству к мартеновской стали. Наряду с углеродистыми сталями широкое распространение получают легированные и низколегированные стали; в последнее время все шире начинают применять легкие сплавы и полимеры. Обозначение марки низколегированных сталей зависит от химического состава. Цифра, стоящая впереди буквенных обозначений, соответствует количеству углерода в сотых долях процента, а буквы обозначают компоненты: Г — марганец, С—кремний, X — хром, Н — никель, Д— медь. Цифры, стоящие после букв, соответствуют процентному содержанию соответствующего элемента в целых единицах (09Г2, 10ХНД). Содержание любого компонента в количестве менее 0, 3% не показывается в обозначении марки. Низколегированные стали по сравнению с углеродистыми имеют больший предел текучести, обладают меньшей хладноломкостью и высокой коррозионной стойкостью. Однако они более чувствительны к концентрации напряжений и дороже марки СтЗ примерно на 25%. Детали, подверженные интенсивному истиранию (диски трения, шестерни, валы-шестерни), рекомендуется изготовлять из стали 50Г; тяжело нагруженные валы, валы-шестерни, червяки и звездочки механизмов — из стали 40Х или 45Х; металлические конструкции с трехосным напряженным состоянием при толщине проката 40 мм— из низколегированных сталей 10ХСНД, 15ХСНД; болты, соединяющие металлоконструкции, — из малоуглеродистой стали СтЗ, а соединяющие металлоконструкции — из низколегированных сталей, например из стали 50Г. Для высокопрочных болтов рекомендуется сталь 40Х, для лестниц, перил, площадок — Ст1. С целью уменьшения веса металлических конструкций, увеличения коррозионной стойкости и ударной вязкости применяются профили из Для сильнонагруженных элементов конструкций, размеры которых определяются условиями прочности, целесообразно применение низколегированных сталей типа 09Г2, 09Г2С с содержанием углерода порядка 0, 12% и повышенным до 45—50 кгс/мм2 пределом прочности.
Для металлических конструкций кранов, предназначенных для эксплуатации в районах с влажным тропическим климатом и в атмосфере с повышенной коррозионной активностью, следует применять стали с гарантированным содержанием меди (в марочное обозначение сталей входит буква Д), отличающиеся повышенной коррозионной стойкостью. В сварных соединениях кранов всех типов, работающих при расчетной температуре до —20 °С, допускается применять сочетание малоуглеродистых и низколегированных сталей. Из сталей высокой прочности для сварных конструкций козловых кранов большой грузоподъемности нашла применение сталь 12ГН2МФАЮ [4] с механическими характеристиками: σ в = (690÷ 880) МПа, σ т = 590÷ 780 МПа, δ = 14 % (относительное удлинение), ударная вязкость а н = 30 Дж/см2 при —700С.
|