![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоритич. Подходы к пониманию групп. Сплоченности (фестинегер, лот, Петровский. ) групповая совместимость
Под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру, ученику К. Левина, принадлежит определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Теоретический подход А. Петровского: Выделено: 1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе. 2. Уровень совпадения ценностных ориентации, обусловленных процессом совместной деятельности 3. Уровень полной включенности в совместную деятельность. А. и Б. Лотт - сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность); - сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Групповая совместимость – способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности. Уровни совместимости: 1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.; 2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) 3) психофизиологич. – общность на уровне темпераментов. Совпадение по всем уровням говорит о полной психол-кой совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться. 8. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧ. ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦ. ПСИХ. (КОГНИТИВИЗМ, ИНТЕРАКЦИОНИЗМ). Когнитивизм (К. Левин). Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с т. з. познавательных, когнит. процессов индивида. Особое место в когнит. соц. психологии имеют т.н. теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фак-ром поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Когнитивный подход: основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – образование понятий, мышление, знание; предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш. Интеракционизм (Г. Мид). В интеракц-ме в большей мере, чем в других теоретич. ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеч. поведения. Интеракционизм: основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия; представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы). 14. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТ. (Э.БЕРН) Интерактивная сторона общения — условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием. Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаимодействия людей, прежде всего — кооперация и конкуренция. С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» - «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер - любая двумерная комбинация из трех позиций.
|