![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Можно выделить шесть основных методов финансового контроля:наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизияифинансово-экономическая экспертиза.
Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации. Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. 17 Аудиторский финансовый контроль Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» -основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами. Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов. 20 Источники бюджетного права
Источники бюджетного права. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Среди законодательных актов специального содержания выделяется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса* как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней и, помимо этого, — детальную регламентацию относительно федерального бюджета (с 1995 г. действие его ст. 16, ч. 3, 20, 21 и 22 приостановлено). Положения названного Закона получили развитие в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. (далее: Закон РФ «Об основах бюджетных прав...»).** Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете также, помимо конкретных показателей доходов и расходов, содержат правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права. Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.** и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г.*** определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальных образований и органов местного самоуправления, их взаимоотношениях с органами государственной власти.
32 Налоги, их понятие и роль
|