Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований
Являются юридическими лицами публичного права. 1. создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно-распорядительного) акта и 2.преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также 3.имеют определенные властные полномочия. 4.их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но 5.они уравниваются с юридическими лицами частного права. ППО обладают специальной гражданской правоспособностью и дееспособностью - могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам. ППО приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (ОГВ и ОМС), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно ППО в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо ОМС. Органы могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником гос. или муниципальных учреждений — юр. лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника. Имущество ППО: 1.“казна” ( нераспределенное гос. и муниципальное имущество) - а) средства гос. или местного бюджета. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных ППО (т. е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) гос. или мун. внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к гос. или мун. образованиям имущественных требований (исков), в т. ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ср. ст. 107). б) иное имущество - распоряжение им от имени собственника осущ. иные уполномоченные на то органы. - создание, реорганизация и ликвидация гос. и мун. унитарных предприятий, в т. ч. наделение их имуществом на праве ХВ или ОУ, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осущ. министерствами и ведомствами либо министерсвами по управлению гос. и мун. имуществом. - фонды гос. и мун. имущества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товариществ с гос. (или иным публично-правовым) участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий (либо управомоченными лицами в отношении прав требования по “бездокументарным ценным бумагам”). - управление земельными ресурсами государства осуществляет Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальные (региональные) органы; использование находящихся в публичной собственности памятников истории и культуры — Министерство культуры и его органы, в соответствии с законом выполняющие функции органов охраны таких памятников; распоряжение изъятыми предметами контрабанды на основании правил таможенного законодательства осуществляют таможенные органы и т. д. Определенные законом государственные органы исполнительной власти выступают в роли государственных заказчиков в договорах поставки и подряда для государственных нужд (ср. ст. 764 ГК); в роли субъектов некоторых исключительных прав, принадлежащих федеральному государству, и т. д. 2.Распределённое – унитарные предприятия и учреждения. 13.Объекты гражданских правоотношений: понятие, виды. Объекты гражданских правоотношений — это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. Объекты гражданских правоотношений - нередко именуют объектами гражданских прав (ГК РФ). Объектом правового регулирования может быть только поведение людей (их деятельность), а не сами по себе разнообразные явления окружающей действительности, например вещи. Оно и составляет объект гражданских правоотношений, тогда как вещи и иные материальные и нематериальные блага, в свою очередь, составляют объект (или предмет) соответствующего поведения участников (субъектов) правоотношений. На этом основываются традиционные попытки разграничения понятий “объект гражданского правоотношения” (под которым понимается поведение участников) и “объект гражданских прав” (под которым понимаются материальные или нематериальные блага). Однако такие блага становятся объектами не только прав, но и обязанностей, которые в совокупности как раз и составляют содержание правоотношений. Вывод: категория объекта гражданских прав совпадает с понятием объекта гражданских правоотношений. В действительности поведение участников правоотношений невозможно рассматривать изолированно от тех объектов, по поводу которых оно осуществляется, ибо такое поведение никогда не является беспредметным и бесцельным. Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско-правового режима, т. е. возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат. Ясно, что такой режим на самом деле устанавливается не для различных благ, а для людей, совершающих по поводу этих благ различные юридически значимые действия. Вывод: объектом гражданских правоотношений (или объектом гражданских прав) можно было бы признать правовой режим разнообразных благ, а не сами эти блага. Тем не менее по сложившейся традиции и при известном упрощении ситуации к числу таких объектов относят именно материальные и нематериальные блага либо деятельность по их созданию, имея в виду, что в связи с ними (по их поводу) и возникают соответствующие права и обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.
|