Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава об описании молитвы Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует.
86 - Сообщается, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Обычно Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, умолкал на короткий промежуток времени между (вступительным) такбиром и (началом) чтения (“Аль-Фатихи”. Однажды) я спросил: «Да станут мои отец и мать выкупом за тебя, о, посланник Аллаhа, что ты говоришь про себя между такбиром и чтением (“Аль-Фатихи”)?» Он ответил: «Я говорю: “О, Аллаh, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада; о, Аллаh, очисть меня от прегрешений, как очищают белую одежду от грязи; о, Аллаh, смой прегрешения мои водой, снегом и градом! " Аллаhумма, ба’ид байни ва байна хатайайа кама ба’адта байна-ль-машрикъи ва-ль-магъриб, Аллаhумма, наккъы-ни мин хатайайа кама йунаккъа-с-саубу-ль-абйаду мин ад-данас, Аллаhумма-гъсильни мин хатайайа би-ль-ма-и, ва-с-сальджи ва-ль-барад!»» Аль-Бухари 744, Муслим 598.
87 - Передают, что ‘Аишаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, всегда начинал молитву с такбира и чтения (суры, начинающейся словами) «Хвала Аллаhу, Господу миров...» 1 Совершая поясной поклон, он не поднимал голову (слишком высоко) и не опускал (её слишком низко, а держал прямо). Подняв голову после совершения поясного поклона, он не переходил к земному поклону, пока не выпрямлялся стоя, а после (первого) земного поклона не переходил ко второму, пока не выпрямлялся сидя. После каждых двух ракатов он произносил «ат-Тахиййату…»2, сидя на левой стопе и подняв правую стопу вертикально. Он запрещал сидеть (так, как сидит) шайтан3, и касаться локтями земли (во время земного поклона), подобно дикому зверю4, а завершал молитву таслимом». Муслим 498.
1 - Т.е. первая сура Къуръана «аль-Фатиха». 2 - Имеется в виду ташаhhуд — слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак’атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.
3 - То есть сидеть ягодицами на земле, касаясь её руками, согнув ноги в коленях и прижав их к животу. 4 - То есть касаться земли ладонью и всем предплечьем от кисти до локтя во время земного поклона.
88 - Передают со слов ‘АбдуЛлаhа бин ‘Умара, да будет доволен Аллаh ими обоими, что, приступая к молитве, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил такбир перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. При этом он говорил: «Да услышит Аллаh того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! Cами’а-Ллаhу ли-ман хамидаh, Рабба-на, ва ляка-ль-хамд!» И он не делал этого (т.е. не поднимал рук) во время совершения земного поклона» Аль-Бухари 735 и 738, Муслим 390.
89 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны (опираясь) на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой себе на нос — ладони, колени и кончики пальцев ног» Аль-Бухари 809 и 812, Муслим 490.
90 - Передают, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, всегда произносил слова «Аллаhу акбар» когда становился на молитву, потом он произносил их, начиная совершать поясной поклон, потом, выпрямляясь после поясного поклона, он говорил: «Да услышит Аллаh того, кто воздал Ему хвалу» (Сами’а Ллаhу ли-ман хамида-h), а потом, выпрямившись, он говорил: «Господь наш, а Тебе — хвала» (Рабба-на, ва ля-ка ль-хамд). Потом он произносил слова «Аллаhу акбар», начиная склоняться в земном поклоне, потом он произносил их, начиная поднимать голову (после земного поклона), потом он произносил их, начиная (совершать второй) земной поклон, потом он произносил их, начиная поднимать голову (после земного поклона), а потом поступал так же до самого конца молитвы. Кроме того, он произносил такбир, когда вставал, посидев (некоторое время) после (совершения первых двух рак’атов)». Аль-Бухари 789, Муслим 392.
91 - Сообщается, что Мутарриф бин ‘АбдуЛлаh сказал: «(Однажды) мы с ‘Имраном бин Хусайном молились под руководством ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллаh, который произносил такбир перед совершением земного поклона, перед поднятием головы после него, и перед тем, как встать после совершения двух рака’атов молитвы. Когда же он закончил молиться, ‘Имран бин Хусайн взял меня за руку и сказал: «Эта молитва напомнила мне (молитву) Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует» или он сказал: «он совершил с нами молитву Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует»» Аль-Бухари 786, Муслим 393.
92 – Передают, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб, да будет доволен ими обоими Аллаh, сказал: «Я наблюдал за молитвой Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует, и обнаружил, что (продолжительность) его стояния (къыям) была примерно равна (продолжительности): поясного поклона (рукуъ), стояния после поясного поклона, (первого) земного поклона, сидения между двумя земными поклонами, (второго) земного поклона и сидения после таслима до оставления (места молитвы)». Аль-Бухари 792, 801 и 820, Муслим 471. В версии аль-Бухари сообщается: «…были примерно равны по продолжительности за исключением времени стояния5 и сидения6 (къу’уд)».
5 - Речь идёт о том времени, когда пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, стоя читал Къуръан при совершении любого рак’ата. 6 - Здесь имеется в виду время сидения после совершения двух рак’атов молитвы, когда произносятся слова ташаhhуда.
93 – Сабит аль-Бунани передает, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Поистине, я делаю всё возможное, чтобы проводить молитвы с вами именно так, как на моих глазах молился с нами посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует». Сабит сказал: «Анас всегда делал то, чего, как я вижу, не делаете вы: когда он поднимал голову после совершения поясного поклона, то стоял (так долго, что) некоторые думали, что он забыл (о земном поклоне), — и он (сидел) между двумя земными поклонами (так долго, что) некоторые думали, что он забыл (о втором поклоне)». Аль-Бухари 800 и 821, Муслим 472.
94 – Передается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллаh сказал: «Я не молился позади кого-либо, кто облегчал или совершал более полную молитву, чем Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует» Аль-Бухари 708, Муслим 469.
95 – Передается, что Абу Къылябаh ‘АбдуЛлаh бин Зайд аль-Джарми аль-Басри сказал: «Пришел к нам Малик бин аль-Хувайрис, в эту нашу мечеть и сказал: «Поистине, я совершаю с вами молитву не потому, что хочу совершить её7. Я молюсь (точно так же), как я видел, что молился Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует». Тогда я сказал Абу Къылябаh: «Как же он молился?» Он ответил: «Подобно молитве этого нашего шейха и он садился после того, как поднимал голову с земного поклона перед тем, как встать в первом рак’ате». Под шейхом он имел в виду Абу Бурейда (или: Абу Язида) ‘Амра бин Салямаh аль-Джарми. Аль-Бухари 677 и 824, Муслим 391.
7 - Малик хотел сказать, что совершаемая им дополнительная молитва не являлась ни искупительной, ни такой, которую он совершал ежедневно в это время, так как единственная цель её совершения состояла в том, чтобы показать на конкретном примере, как именно молился пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.
96 - Передают со слов ‘АбдуЛлаhа ибн Малика ибн Бухайнаh, да будет доволен им Аллаh, что во время молитвы пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, расставлял руки настолько, что становилась видна белизна его подмышек. Аль-Бухари 390, Муслим 495.
97 - Передают, что Абу Маслямаh Са’ид бин Язид сказал: «Однажды я спросил Анаса би Малика: «Молился ли пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, в своих сандалиях?» — и он сказал: «Да». Аль-Бухари 386, Муслим 555.
98 - Передают со слов Абу Къатадаh аль-Ансарий, да будет доволен им Аллаh, что посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, нередко случалось молиться, держа на руках Умамаh - дочь Зайнаб - дочери Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует и Абу-ль-‘Аса бин ар-Раби‘ бин ‘Абд Шамс». Аль-Бухари 516 и 5996, Муслим 543.
99 - «перед совершением земного поклона (пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,) опускал (девочку на землю), а когда поднимался, (снова) брал её на руки.» См. ссылку на предыдущий хадис.
100 - Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаh, что пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Придерживайтесь умеренности во время земного поклона, и пусть никто из вас (при этом) не касается своими локтями земли подобно собаке». Аль-Бухари 822, Муслим 493.
15 – Глава об обязательности спокойствия в поясном и земном поклонах.
101 - Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, передал, что (как-то раз) Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вошёл в мечеть, а затем (через некоторое время туда же) вошёл один человек. Он совершил молитву, после чего подошёл к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, и поприветствовал его. Ответив на его приветствие, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Вернись и помолись (снова), ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Этот человек вернулся (на своё место) и помолился так же, как и в первый раз, а потом подошёл к пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, и поприветствовал его. Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, ответил: «И тебе мир», а потом сказал: «Вернись и помолись (снова), ибо, поистине, ты не совершил молитву!» - Трижды. Человек воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я могу совершать это только так и не иначе, научи же меня!» (Тогда пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Когда встанешь на молитву, произнеси слова «Аллаhу акбар» потом прочти из Къуръана, что сможешь, потом склонись в поясном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, потом поднимайся, пока не выпрямишься стоя, потом склонись в земном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, а потом поднимайся, пока не выпрямишься сидя, и поступай так во время каждой молитвы». Аль-Бухари 793, Муслим 397.
102 - Передают со слов ‘Убадаh бин ас-Самита, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Недействительна молитва того, кто не прочитал Открывающую писание (суру «Аль-Фатиха»)». Аль-Бухари 756, Муслим 394.
103 - Сообщается, что Абу Къатадаh аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, сказал: «При совершении первых двух рак’атов полуденной (аз-зуhр) молитвы Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, читал суру “Аль-Фатиха” и после неё ещё по одной суре (во время каждого рак’ата): более длинную во время первого рак’ата и более короткую во время второго рак’ата. А в третьем и четвертом рак’атах читал только «Мать писания». И обычно он удлинял чтение во время совершения первого рак’ата утренней (ас-субх) молитвы, сокращая его во время второго». Аль-Бухари 759, 762, 776, 778 и 779, Муслим 451.
104 - Сообщается, что Джубайр бин Мут’ым, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я слышал, как во время закатной молитвы пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, читал суру «Гора»». Аль-Бухари 765, 4023 и 4854, Муслим 463.
105 - Передают со слов аль-Бараъ бин ‘Азиба, да будет доволен ими обоими Аллаh, что (однажды), находясь в пути, пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, прочёл во время совершения одного из рак’атов вечерней молитвы: «Клянусь смоковницей и оливой»8 и я не слышал более приятного голоса (или: чтения), чем его (голос), да благословит его Аллаh и приветствует». Аль-Бухари 769 и 7546, Муслим 464.
8 - То есть 95-ю суру Къуръана “Смоковница”.
106 - Сообщается, что ‘Аищаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «(Как-то раз) Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, отправил (в поход) боевой отряд под командованием одного человека, который во время молитв был имамом для своих товарищей и всегда завершал чтение (сурой): «Скажи: “Он, Аллаh, Один…”».9 Когда они вернулись, об этом рассказали Посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который велел: «Спросите его, почему он делает это?» Ему задали этот вопрос, и он сказал: «В ней (упоминается о) качествах Всемилостивого, Всемогущ Он и Велик, и (поэтому) я люблю читать её». (Узнав о том, что он сказал,) Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, велел (им): «Скажите ему, что Всевышний Аллаh любит его». Аль-Бухари 7375, Муслим 813.
9 - Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого (читаемого вслух) рак’ата молитвы, была 112-я сура Къуръана “Искренность”, до которой им читалась “Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.
107 - Сообщается, что, Джабир, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал, что пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал Му’азу: «Лучше бы во время молитвы ты читал “Славь имя Господа твоего…”, и “Клянусь солнцем и его сиянием…”, и “Клянусь ночью, когда она покрывает…”10 ведь поистине позади тебя молятся и пожилые, и слабые и те, у кого есть какие-то дела.» Аль-Бухари 705.
10 - Имеются в виду, соответственно, 87-я (“Высочайший”), 91-я (“Cолнце”) и 92-я (“Ночь”) суры Къуръана.
ب ا ب ُ ت ر ك ِ ا ل ج َ ه ر ِ ب ب س م ِ ا ل ل ه ِ ا ل ر َ ّ ح م ن ِ ا ل ر َ ّ ح ي م ِ
17 – Глава об оставлении чтения вслух слов «С именем Аллаhа Всемилостивого Милующего».
108 - Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаh, что «пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, а также Абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, всегда начинали молитву1 словами: «Хвала Аллаhу, Господу миров…» 2» Аль-Бухари 743. В другом риуаяте (сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллаh, сказал): «Мне приходилось молиться с Абу Бакром, ‘Умаром и 'Усманом, но я не слышал, чтобы кто-нибудь из них произносил слова: “С именем Аллаhа Всемилостивого Милующего”» Муслим 399.
1 - [Т.е. эти слова были первым после такбиратуль-ихрам, что они произносили вслух, будучи имамами.] 2 - [Аят из суры «аль-Фатиха».]
109 - А в версии Муслима (Анас сообщает): «Я молился позади посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллаh, и они всегда начинали молитву (словами): «Хвала Аллаhу, Господу миров…», и не произносили слова “С именем Аллаhа Всемилостивого Милующего” ни в начале чтения, ни в конце.» Муслим 399.
ب ا ب ُ س ج و د ِ ا ل س َ ّ ه و
18 – Глава о земных поклонах, совершаемых по причине невнимательности.
110 – Мухаммад бин Сирин, передаёт, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «(Однажды) посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил с нами одну из двух молитв аль-‘Ащий3.» Сказал ибну Сирин: «Абу Хурайраh назвал какую именно (молитву), но я забыл». Далее (Абу Хурайраh) сказал: «Совершив с нами два рак’ата он произнёс слова таслима, подошёл к куску дерева, лежавшему поперёк мечети, облокотился на него, (и нам показалось,) будто он гневается. Затем он положил свою правую руку на левую, переплёл между собой пальцы (рук) и оперся правой щекой на внешнюю сторону левой кисти. (Между тем) торопившиеся уже покидали мечеть, (выходя через её) ворота и говоря: “(Разве) эта молитва стала короче? ” Среди (молившихся) находились Абу Бакр и ‘Умар, которые (не решались) заговорить с (пророком, да благословит его Аллаh и приветствует). Среди них находился также и один человек с длинными руками по прозвищу “Двурукий”, который спросил: “О, посланник Аллаhа, ты забыл (что-нибудь) или (теперь) молитва стала короче? ” Он ответил: “Я ничего не забыл и молитва не стала короче”, после чего спросил (людей): “(Дело действительно обстоит так,) как говорит Двурукий? ” Они ответили: “Да”, и тогда он вышел вперёд, совершил пропущенные (рак’аты), произнёс слова таслима и сказал: “Аллаh велик”. После этого он совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, а потом поднял голову и сказал: “Аллаh велик”. Затем он повторил эти слова и (снова) совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, затем поднял голову и сказал: “Аллаh велик”» Затем видимо его (передатчика) спросили: «А затем он произнес слова приветствия?» (Ибн Сирин) сказал: «Мне сообщили, что 'Имран ибн Хусайн, (со слов которого передавали нечто подобное), говорил: “...а затем произнёс слова приветствия”» Аль-Бухари 482, Муслим 573. «Аль-‘Ащий» – время от момента, как солнце перейдёт зенит и до того, как оно сядет. Сказал Всевышний Аллаh: «и восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему, вечером [в конце дня] и утром [в начале дня]!»
3 - [Т.е. либо обеденную, либо послеобеденную.]
111 - Передают со слов ‘АбдуЛлаhа бин Бухайнаh, который являлся одним из сподвижников Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, что: «Однажды пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, совершавший с ними полуденную молитву, не стал сидеть после совершения первых двух рак’атов, а поднялся, и люди поднялись (со своих мест) вместе с ним. Когда молитва закончилась, люди стали ждать, что он произнесёт слова таслима, но он сказал: «Аллаh велик», продолжая сидеть, совершил два земных поклона4, прежде чем произнести слова таслима, и уже потом произнёс их.» Аль-Бухари 795, Муслим 570.
4 - [В качестве искупления за то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произнёс слова ташаhhуда во втором рак’ате.]
ب ا ب ُ ا ل م ر و ر ِ ب ي ن َ ي د ي ِ ا ل م ص ل ي
19 – Глава о прохождении перед молящим.
112 - Сообщается, что Абу Джуhайм ‘АбдуЛлаhа бин аль-Харис ибн ас-Сыммаh аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: “Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берёт на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок... было бы лучше для него, чем пройти перед ним! ”». Абу-н-Надр (передатчик этого хадиса) сказал: «И я не знаю, что именно он сказал: сорок дней, месяцев или лет». Аль-Бухари 510, Муслим 507.
113 - Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас станет молиться (, обратившись лицом) к тому, что будет отделять его от людей, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнёт его, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним5, ибо это — шайтан6! ”» Аль-Бухари 509 (487), Муслим 505.
5 - [То есть пусть он оттолкнёт его сильнее.] 6 - [Имеется в виду, что поступок этого человека подобен делу шайтана, стремящегося отвлечь человека от молитвы.]
115 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh бин ‘Аббас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Однажды, незадолго до своего совершеннолетия я приехал верхом на ослице в Мину7, где посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, перед которым не было стены8, в это время совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания9». Аль-Бухари 76, 493, 861, Муслим 504.
7 - [Минa – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой иблиса.] 8 - [Подразумевается, что перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который молился на открытом месте, находилась палка или какой-то предмет (сутраh), отделявший его от тех, кто не был занят молитвой, указывавший направление къиблы (направление на Мекку, точнее говоря, на Ка’бу из любого данного места) и служивший указанием на то, что во время молитвы между этой преградой и молящимся проходить запрещается.] 9 - [Слова ‘АбдуЛлаhа бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими, следует понимать как указание на то, что он прошёл за тем, что служило молившимся в качестве преграды (сутраh).]
115 - Сообщается, что ‘Аишаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Обычно я спала перед посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, (протягивая) ноги в направлении его къиблы. Совершая земной поклон, он касался меня (рукой), и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, (снова) вытягивала их». (‘Аишаh) сказала: «В то время в домах не было ламп». Аль-Бухари 382, Муслим 512.
ب ا ب ٌ ج ا م ع ٌ
20 – Глава, охватывающая разные вопросы.
116 - Передают, что Абу Къатадаh аль-Харис бин Риб’ий аль-Ансари, да будет доволен ими обоими Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два рак’ата»». Аль-Бухари 1163, Муслим 714.
117 - Передают, что Зайд бин Аркъам сказал: «(Сначала) мы обычно разговаривали во время молитвы, и (каждый мог) разговаривать со своим товарищем, который находился рядом. (Так продолжалось до тех пор), пока не был ниспослан (аят, где сказано): «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз и стойте пред Аллаhом смиренно» (сура аль-Бакъара, аят 238), после чего нам было велено хранить молчание, и запрещено вести разговоры». Аль-Бухари 4534, Муслим 539.
118 - Передают со слов ‘АбдуЛлаhа бин ’Умара и Абу Хурайраh, да будет доволен ими обоими Аллаh, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Если жара будет (слишком) сильной, отложите молитву, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от расширения ада». Аль-Бухари 533, 536 и 539, Муслим 616.
119 - Анас бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого», а затем прочитал слова Всевышнего: “…и выстаивай молитву, чтобы помнить обо Мне”» (Сура Та hа, аят 14). Аль-Бухари 597, Муслим 684. В версии Муслима говорится: «Если кто-нибудь забудет о молитве или проспит её, то искуплением этого будет совершение её когда вспомнит о ней.» Муслим 684.
120 - Передают, что Джабир бин ‘АбдуЛлаh, да будет доволен ими обоими Аллаh, сказал: «Обычно Му'аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллаh, молился вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, молитву аль-‘ищаъ, а потом возвращался к своему народу и проводил эту же молитву со своими соплеменниками (в качестве имама).» Аль-Бухари 700, Муслим 465.
121 – Передают, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Мы молились вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, в сильную жару, и когда кто-нибудь из нас не мог коснуться лбом (раскалённой) земли, то расстилал свою одежду и совершал на ней земные поклоны.» Аль-Бухари 1208, Муслим 620.
122 – Передается, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сообщил: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не молится в одной одежде с непокрытыми плечами». Аль-Бухари 359, Муслим 516.
123 - Передают со слов Джабира бин ‘АбдуЛлаhа, да будет доволен Аллаh ими обоими, что пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Пусть удаляется от нас поевший чеснока или лука», или же он сказал: «…пусть удаляется от нашей мечети и сидит у себя дома». Принесли (однажды) котёл с варёными овощами. Почувствовав исходящий от них (неприятный) запах, он спросил (о том, что находится в этом котле,) и ему перечислили названия овощей, которые там были. Тогда он велел одному из находившихся вместе с ним сподвижников: «Принесите (этот котёл)», увидев же, что (в нём находится), отказался есть это, а ему сказал: «Ешь, а я (не ем этого по той причине, что) веду тайные беседы с теми10, с кем не можешь беседовать ты». Аль-Бухари 855, Муслим 564.
10 - [Имеются в виду ангелы.]
124 - Передают со слов Джабира, что пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто поест лука, чеснока или лука-порея, не приближается к нашей мечети, ведь поистине, ангелам неприятно то же самое, что неприятно сынам Адама». В такой форме аль-Бухари не приводит этот хадис. Муслим 564.
ب ا ب ُ ا ل ت َ ّ ش ه د ِ
21 – Глава о тащаhhуде.
125 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, учил меня (произнесению) тащаhhуда, а в это время моя ладонь находилась между его ладоней, как учил (чтению) суры из Къуръана: Ат-тахиййату ли-Лляhи, ва-с-салявату ва-т-таййибату, ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-hа-н-набийю, ва рахмату-Ллаhи ва баракяту-hу, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляhи-с-салихин. Ашhаду алля иляhа илля Ллаhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абду-hу ва расулю-hу Приветствия, молитвы и (всё) благое Аллаhу, мир тебе, о, пророк, милость Аллаhа и благословения Его, мир нам и всем праведным рабам Аллаhа. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаhа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник». Аль-Бухари 831, Муслим 402.
126 – В другой версии сообщается: «Когда кто-нибудь из вас сядет, совершая молитву, пусть говорит: “Приветствия – Аллаhу…», также в этом хадисе сказано: «…Поистине, если вы произнесёте (эти слова), то они коснутся каждого праведного раба Аллаhа на небесах и на земле», и также в этом хадисе сказано: «…Затем пусть выберет из молебен какую пожелает (и обратится с ней к Аллаhу)». Аль-Бухари 1202, 6230, Муслим 402.
127 – Передается, что ‘Абдур-Рахман ибн Абу Ляйля сказал: «Повстречался мне Ка’б ибн ‘Уджраh, и сказал: «Не подарить ли тебе подарок?! К нам вышел Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, и мы спросили его: «О, Посланник Аллаhа, мы узнали, как приветствовать тебя, а как молиться за тебя?» Он ответил: «Говорите: «Аллаhумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибраhима уа ‘аля али Ибраhима иннака Хамидун Маджид. Ва барик ‘аля Мухаммад уа ‘аля али Мухаммад кама баракта ‘аля Ибраhима уа ‘аля али Ибраhима иннака Хамидун Маджид. О, Аллаh, восхвали Махаммада и последователей (или семью) Мухаммада, как Ты восхвалил Ибраhима и последователей Ибраhима, поистине Ты Восхваляемый, Величественный! О, Аллаh, ниспошли благодать Мухаммаду и последователям (или семье) Мухаммада, как Ты ниспослал благодать Ибраhиму и последователям Ибраhима, поистине Ты Восхваляемый, Величественный!»». Аль-Бухари 6357, Муслим 406.
128 - Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, в молитве11 (обычно) обращался к Аллаhу с такой мольбой: Аллаhумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-къабр, ва ‘азаби-н-нар, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат ва мин фитнати-ль-масихи-д-даджжаль! «О, Аллаh, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук огня, от испытаний жизни и смерти и от испытания Дадджаля!» Аль-Бухари 1377, Муслим 588. В версии Муслима говорится: «После того, как один из вас прочитает слова тащаhhуда, пусть обратится к Аллаhу за защитой от четырех: «О, Аллаh, поистине, я прибегаю к Тебе от мук огня…» и затем он упомянул подобный предыдущему хадис.» Муслим 588. 11 - [Перед таслимом.]
129 – ‘АбдуЛлаh бин ‘Амр бин аль-‘Ас передаёт, что Абу Бакр ас-Сыддикъ, да будет доволен ими Аллаh, однажды сказал посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаhу во время своей молитвы», и он сказал: «Говори: Аллаhумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагъфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гъфир ли магъфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гъафуру-р-Рахим! О, Аллаh, поистине, я обижал самого себя12 много раз, а никто, кроме Тебя не простит грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий, Милующий!» Аль-Бухари 834, Муслим 2705. 12 - [То есть грешил.]
130 - Сообщается, что ‘Аишаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «После того, как было ниспослано «Когда придёт помощь Аллаhа и победа (завоевание Мекки)» посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, не совершил ни одну молитву, не сказав в ней: Субхана-кя-Ллаhумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллаhумма-гъфир ли! “Пречист Ты, о, Аллаh, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллаh, прости меня!» Аль-Бухари 794, 817, 4293, 4967, 4968, Муслим 484. В другой версии сообщается: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, много говорил в своих поясных и земных поклонах: Субхана-кя-Ллаhумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллаhумма-гъфир ли! “Пречист Ты, о, Аллаh, Господь наш, и хвала Тебе! О, Аллаh, прости меня! ”» Муслим 484.
ب ا ب ُ ا ل و ِ ت ْ ر ِ
22 – Глава о витре.
131 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Один человек спросил стоявшего на минбаре Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует: «Как следует совершать добровольную ночную молитву?» Ответил (посланник Аллаhа, да благословит его Аллах и приветствует): «Ночная молитва (состоит из) парных (рак’атов), если же кто-нибудь из вас станет опасаться наступления утра13, то пусть совершит молитву в один рак’ат, что сделает общее количество совершённых им рак’атов нечётным». Также он (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил: “(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечётного (числа рак’атов)”». Аль-Бухари 998, Муслим 751. 13 - [Т.е. времени наступления обязательной утренней молитвы.]
132 - Сообщается, что ‘Аишаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «По ночам посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал витр (в разное время) — и в начале, и в середине, и в конце ночи, что же касается (последнего рак’ата этой молитвы, то иногда) он завершался незадолго до рассвета». Аль-Бухари 996, Муслим 745.
133 - Передают, что 'Аишаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, часто совершал ночью (добровольные) молитвы (общим количеством) в тринадцать рак’атов, в том числе — витр в пять рак’атов. (Совершая витр), он садился только в конце (этой молитвы)». Муслим 737.
ب ا ب ُ ا ل ذ ك ر ِ ع َ ق ِ ب َ ا ل ص َ ّ ل ا ة ِ
23 – Глава о словах поминания, произносимых после молитвы.
134 - Передают со слов ‘АбдуЛлаhа ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими, что: «повышение голоса людьми при поминании (Аллаhа) после обязательных молитв имело место при жизни Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует.» Ибн ‘Аббас сказал: «И я узнавал о (том, что молитва закончилась) когда слышал (слова поминания)» Аль-Бухари 841, Муслим 583. В другой версии (сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): «Обычно мы узнавали о том, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, закончил молитву, (слыша) произнесение слов " Аллаhу акбар"» Муслим 583.
135 – Варрада - вольноотпущенник аль-Мугъиры бин Шу‘баh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Продиктовал мне аль-Мугъираh бин Шу‘баh написать в письме Му’авии: «После каждой обязательной молитвы пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, обычно говорил: “Нет достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаhа, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О, Аллаh, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство3 обладающего богатством /Ля иляhа илля-Ллаhу вахда-hу ля шарикя ля-hу, ля-hу-ль-мульку, ва ля-hу-ль-хамду ва hува ‘аля кулли шаййин къадир! Аллаhумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/” Аль-Бухари 844, 6330, 6615, 7292, Муслим 593. Затем я прибыл после этого к Му’авии и я слышал, как он повелевает людям совершать это.» А в другой версии говорится: «(Что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, также) запрещал, болтать обо всем, что слышите (къиля уа къаль), расточать попусту свое имущество, обращаться к людям со множеством просьб и вопросов и также запрещал проявлять непочтительность по отношению к матерям, закапывать заживо новорожденных девочек, отказывать и говорить “Давай! "» Аль-Бухари 6473, 7292, Муслим 593.
3 - [“Джадд”. В “Фатх-уль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, а именно: и богатство, и положение, и многочисленное потомство и т.д. Кроме того, некоторые комментаторы считают, что здесь следует читать не “джадд”, а “джидд”, что означает “усердие”. Таким образом, здесь возможны различные варианты перевода.]
136 – Передает Сумайю – вольноотпущенник Абу Бакра бин ‘Абдур-Рахман бин аль-Харис бин Хишам, от Абу Салиха ас-Саммана, а он – от Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, который сказал: «(Однажды) к Посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пришли бедные мусульмане (А в другой версии: «мухаджиры».) и сказали: «О, Посланник Аллаhа, богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство». Спросил (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует): «Почему (вы говорите) так?» Они ответили: «Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они дают милостыню и освобождают рабов». (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Так не научить ли вас тому, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?» Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаhа» Тогда сказал (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует): «Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллаh /Cубхана-Ллаh/”, “Хвала Аллаhу /Аль-хамду ли-Лляh/” и “Аллаh велик /Аллаhу акбар/”». Сказал Абу Салих: «(Спустя некоторое время) бедные мухаджиры снова пришли к Посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и сказали: " Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так". В ответ Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " Это — милость Аллаhа, которую Он дарует тому, кому пожелает"». Сказал Сумайю: «Я сообщил об этом хадисе некоторым членам моей семьи, и они сказали мне: “Ты ошибся! Поистине, он сказал: «Восславляйте Аллаhа тридцать три раза, восхваляйте Аллаhа тридцать три раза и возвеличивайте Аллаhа тридцать три раза.»” Тогда я вернулся к Абу Салиху и упомянул ему об этом, на что он сказал, взяв меня за руку: «Говори: “Аллаhу акбар”, “Субхана-Ллаh” и “Аль-хамду ли-Лляh” пока не скажешь все это тридцать три раза»» Аль-Бухари 843, Муслим 595.
137 – Передаёт ‘Аищаh, да будет доволен ею Аллаh: «Однажды, когда пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, молился в украшенной хамисе, взгляд его упал на её узоры. Закончив молиться, он велел: «Отнесите эту мою хамису Абу Джаhму7 и принесите мне его анбиджанийу, ибо она8 отвлекла меня от моей молитвы!» Аль-Бухари 373, 752, 5817, Муслим 556, 4052. «Аль-Хамиса» – одежда наподобие рубахи с узорами. «Аль-Анбиджанийа» - грубая (шерстяная) одежда (без узоров)
7 - [Абу Джахм ‘Убайду-Ллаh бин Хузайфа — один из известных сподвижников пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, подаривший ему эту одежду.] 8 - [Т.е. хамиса.]
ب ا ب ُ ا ل ج م ع ِ ب ي ن ا ل ص ل ا ت ي ن ف ي ا ل س ف ر ِ
24 – Глава о совмещении двух молитв в пути.
138 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Находясь в пути, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней». 10 10 - Аль-Бухари 1107.
ب ا ب ُ ق ص ر ِ ا ل ص ل ا ة ف ي ا ل س ف ر ِ
25 – Глава о сокращении количества рак’атов молитвы в пути.
139 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Мне приходилось сопровождать посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который никогда не совершал в пути [предписанных молитв] более чем в два рак’ата, и точно так же поступали Абу Бакр, ‘Умар и 'Усман». Аль-Бухари 1102, Муслим 689.
ب ا ب ُ ا ل ج ُ م ُ ع ة ِ
26 – Глава о пятничной молитве.
140 - Сообщается, от ‘АбдуЛлаhа ибн ‘Умара, да будет доволен Аллаh ими обоими, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Пусть совершит полное омовение тот из вас, кто (намерен) явиться на пятничную молитву». Аль-Бухари 894, 877, 919, Муслим 844.
141 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, произносил две хутбы стоя, разделяя между ними сидением». Аль-Бухари 920, 928, Муслим 861.
142 - Сообщается, что Джабир ибн ‘АбдуЛлаh, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «(Как-то раз) во время произнесения пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, хутбы в пятницу (в мечеть) вошёл один человек (и сел). (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,) спросил (этого человека): “Cовершил ли ты молитву (приветствия мечети), о, такой-то? ” (Вошедший) ответил: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,) сказал: “(Тогда) встань и соверши 2 рак’ата”». Аль-Бухари 930, Муслим 875. А в другой версии сказано: «Соверши молитву в 2 рак’ата» Аль-Бухари 931, Муслим 875.
143 - Передаёт Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Замолчи! ” — в пятницу во время произнесения имамом хутбы, то скажешь нечто неподобающее1». Аль-Бухари 934, Муслим 851.
1 - [Дело не в том, что слова эти неверны по своей сути, так как человек действительно должен молча, внимательно и не отвлекаясь слушать хутбу, а в том, что человек, который делает отвлекающемуся замечание, и сам отвлекается от слушания, вследствие чего его собственная награда за присутствие на пятничной молитве будет неполной.]
144 - Передают со слов Саhля ибн Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллаh, что как-то раз у людей возник спор относительно того, из какого дерева был сделан минбар посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует. Тогда Саhль сказал: «(Он был сделан) из тамариска из Аль-Гъабы2. Воистину, я видел, как посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, поднялся на минбар и произнес (вступительный) такбир и также его произнесли люди позади него. Затем он совершил поясной поклон, а для совершения земного поклона он сошёл вниз, пятясь назад3, и совершил его у подножия минбара. Так он повторял, пока не закончил (молитву), а потом повернулся к людям и сказал: “О, люди, поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву”». Аль-Бухари 377, 448, 917, 2094, 2569, Муслим 544. В другой версии сообщается: «(Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует) совершил молитву находясь на минбаре, произнеся такбир на нем и совершив поясной поклон, также находясь на нем, а для совершения земного поклона он сошёл вниз, пятясь назад»
2 - [Аль-Гъаба – это пастбище в 20-25 км. к северу от Медины.] 3 - [Чтобы не поворачиваться спиной к къыбле, т.к. это портит молитву.]
145 - Передаёт Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гъусль), какое совершают после большого осквернения (джанабаh), а затем отправится (на молитву в мечеть) в первый час, уподобится принёсшему в жертву (Аллаhу) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час — принёсшему в жертву яйцо. Когда же выйдет имам4, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаhа)». Аль-Бухари 881, Муслим 850. 4 - [Т.е. приступит к чтению хутбы.]
146 - Передают, что Салямаh ибн аль-Аква’, да будет доволен им Аллаh, который был одним из присягнувших под деревом, сказал: «Мы совершали пятничную молитву вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли бы укрыться» Аль-Бухари 4168, Муслим 860. В другой версии сообщается: «Обычно мы приступали к пятничной молитве с посланником Аллаhа после того, как солнце миновало зенит, а потом возвращались, (и каждый из нас мог) следить за (своей) тенью» Муслим 860.
147 - Сообщается, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Во время утренней молитвы в пятницу пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, обычно читал “Алиф. Лям. Мим. Ниспослание…”5 и “Разве не прошло для человека…”6» Аль-Бухари 891, 1068, Муслим 879 и 880. 5 - [То есть суру № 32 “Земной поклон”.] 6 - [То есть cуру № 76 “Человек”.]
ب ا ب ُ ص ل ا ة ِ ا ل ع ي د ي ن ِ
27 - Глава о молитве (совершаемой в дни) двух праздников.
148 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, Абу Бакр и ‘Умар совершали молитву двух праздников перед проповедью». Аль-Бухари 963, 957, Муслим 888.
149 – Сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «В день жертвоприношения пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал: “Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесёт жертву до молитвы, тот не совершит жертвоприношения вообще”. (Услышав это,) Абу Бурдаh ибн Нийар, брат матери аль-Бараъ, сказал: “О, посланник Аллаhа, а я принёс свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня (праздник, и люди будут) есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которую принесут в жертву в моём доме! (Вот почему) я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву”. (На это пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,) сказал: “Твоя овца может пойти только на мясо”. (Абу Бурдаh) сказал: “О, посланник Аллаhа, у нас есть ещё маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой? ” Он ответил: “Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому! ”» Аль-Бухари 955, 965, 983, Муслим 1961.
150 - Передают, что Джундуб ибн ‘АбдуЛлаh аль-Баджали, да будет доволен им Аллаh, сказал: «После совершения молитвы в день жертвоприношения, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, обратился с проповедью, заколол (жертвенное животное) и сказал: «Тот, кто заколол своё жертвенное животное, прежде чем помолился, пусть заколет вместо него другое, а тот, кто не заколол, пусть заколет (сейчас) с именем Аллаhа»». Аль-Бухари 985, 5562, 6674, 7400, Муслим 1960.
151 – Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, на молитве в праздничный день. Вначале, до проповеди, он совершил молитву, перед которой не произносили ни азан, ни икъамаh. Затем он встал, опираясь на Биляля, и велел (людям) бояться Аллаhа, призвал их к поклонению Ему, сделал для людей наставление, напомнил им. Затем он ушел, и подошел к женщинам, сделал им наставление и напоминание. Он затем сказал: «О, женщины, Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда встала одна женщина с темными щеками (т.е. в них было изменение и чернота), сидевшая в центре, и сказала: «Почему, о, посланник Аллаhа?» [i]Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». Сказал (передатчик хадиса): “И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляля”» Аль-Бухари 978, Муслим 885.
152 - Передают, что Умм ‘Атыйяh Нусайбаh аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Нам повелел (имеет в виду Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует) приводить (на молитвы) в дни праздников зрелых девушек ('аватикъ) и тех, кто (находился за) занавесками и также повелел тем, у которых начались месячные держаться в стороне от места молитвы» Аль-Бухари 351, 971, 974, 981, Муслим 890. В другой версии сообщается: «Нам было велело выходить (молитву) в день праздника и выводить даже девственниц, находящихся за занавесками. Выходили даже те, у которых начались месячные, но находились позади людей, произнося такбир, обращаясь с мольбами и желая получить благодать этого дня (награду) и очищение (от грехов)» Аль-Бухари 971, 1066.
ب ا ب ُ ص ل ا ة ِ ا ل ك ُ س ُ و ف ِ
28 – Глава о молитве по случаю затмения.
153 - Передают, что ‘Аищаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Когда произошло солнечное затмение при жизни посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, Он послал одного человека, чтобы тот провозгласил: “Общая молитва! ” После того, как народ собрался, (пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) вышел вперед, произнес такбир и совершил молитву в два рак’ата, которая состояла из четырёх поясных и четырёх земных поклонов» Муслим 901.
154 – Передаётся, что Абу Мас’уд – Укъбаh ибн ‘Амир аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Поистине солнце и луна являются двумя знамениями из знамений Аллаhа, и ими Аллаh устрашает своих рабов. Воистину, их затмение не происходит по причине смерти кого-либо из людей или жизни (рождения). Когда увидите затмение, совершайте молитву и обращайтесь к Аллаhу с мольбами до его окончания». Аль-Бухари 1041, 1057, 3204, Муслим 911.
155 - Передают, что ‘Аищаh, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «(Когда) при жизни посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, произошло солнечное затмение, он поднялся и стал молиться вместе с людьми. (Сначала) он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом (выпрямился и снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил (ещё один) долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он (дважды) совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рак’ат, а когда солнце показалось снова, закончил (молиться) и обратился к людям с проповедью (хутба). Воздав хвалу Аллаhу и восславив Его, он сказал: “Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаhа, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей, и поэтому если вы увидите (подобное), то взывайте к Аллаhу, произносите слова “Аллаhу акбар”, молитесь и раздавайте милостыню”. Затем он сказал: “О, (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллаhом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллаh! О, (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллаhом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много! ”» Аль-Бухари 1044, 1046, 1047, 1058, 3203, 5221, Муслим 901. А в другой версии говорится: «…и он, (да благословит его Аллаh и приветствует) таким образом совершил четыре поясных и четыре земных поклона» Муслим 901.
156 - Сообщается, что Абу Муса аль-Ащ’ари, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Когда произошло солнечное затмение, пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот, пришёл в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а потом) он сказал: “Ни смерть, ни жизнь кого-то (из людей) не (могут) служить причиной этих знамений, посылаемых Всевышним Аллаhом, но ими Аллаh внушает страх Своим рабам, а поэтому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении”». Аль-Бухари 1059, Муслим 912.
ب ا ب ُ ص ل ا ة ا ل ا س ت س ق ا ء ِ
29 – Глава: молитва о ниспослании дождя.
157 - Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн Зайд ибн ‘Асым аль-Мазини, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вышел, чтобы возвать к Аллаhу с мольбой о ниспослании дождя (аль-истискъа). Он обратился в сторону къиблы и стал взывать к Аллаhу, потом он (надел) свой плащ (ридаъ) наизнанку1, а потом совершил молитву в два рак’ата, читая в них Коран вслух». Аль-Бухари 1024, Муслим 894. В другой версии сказано: «(Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вышел) к месту совершения молитвы» Аль-Бухари 1027, Муслим 894.
1 - [Сделав его правую сторону - левой. См.: «Танбих-уль-Афхам» (с.338) шейха ибн-уль-‘Усеймина.]
158 – Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллаh, что: «(Как-то раз) в пятницу один человек вошёл в мечеть через дверь, которая находится возле «Дар-иль-Къодоъ» в то время, когда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и, не присев, обратился к нему с такими словами: “О, посланник Аллаhа, наше имущество погибло, остановились путешествия (для торговли), так обратись же к Аллаhу, чтобы Он послал нам дождь! ” И посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, воздел руки к небу и стал взывать: “О, Аллаh, напои нас, о, Аллаh, напои нас, о, Аллаh, напои нас! /Аллаhумма-скъы-на, Аллаhумма-скъы-на, Аллаhумма-скъы-на! /”» (Анас) сказал: «Клянусь Аллаhом, (в это время) на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль‘2 не было никаких строений или домов». (Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь». (Анас) сказал: «Клянусь Аллаhом, (после этого) мы не видели солнца целую неделю, а когда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошёл человек, встал перед ним и сказал: “О, посланник Аллаhа, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаhа, чтобы Он остановил (дождь)! ”» (Анас) сказал: «Тогда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, воздел руки к небу и сказал: “О, Аллаh, вокруг нас, а не на нас! О, Аллаh, на «аль-Акам», «аз-Зыраб», долины и на те места, где растут деревья! ”» (Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце». Аль-Бухари 1013, Муслим 897. Сказал Шарик: «Я спросил Анаса ибн Малика: “Это (пришедший во второй раз) был (тот же) первый мужчина? ” Он ответил: “Не знаю”» Сказал автор, да одарит его Всевышний Аллаh Своей милостью: «”Аз-Зыраб” – маленькие горы, пригорки. “Аль-Акам” (мн.ч. от «аль-Акмаh») - то, что выше холма, но ниже возвышенности. “Дар аль-Къодоъ” – строение ‘Умара ибн-уль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, которое было названо так, потому что было куплено (после его смерти) в качестве уплаты ему долга»
2 - [Гора в окрестностях Медины, находящаяся на расстоянии примерно мили от мечети Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует. В основном облака двигались в Медину именно со стороны этой горы. См. «Танбих-уль-Афхам» (с.340)]
ب ا ب ُ ص ل ا ة ِ ا ل خ و ف ِ
30 - Глава о молитве в случае опасности.
159 – Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал с нами молитву в случае опасности (салят аль-хауф) в некоторых его походах во время встречи с врагом. Вместе с ним на молитву встала часть людей, тогда как другая часть противостояла врагу. Вместе с теми, кто находился с ним (посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует) совершил один рак’ат. Затем эти люди ушли (и заняли места тех, кто не молился), а другие (противостоявшие врагу) подошли, и совершил (посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует) с ними (также) один рак’ат, а каждая из этих двух групп (сама) восполнила по одному рак’ату». Аль-Бухари 942, Муслим 839.
160 – Сообщается, что Язид ибн Руман передал от Салиха ибн Хаввата ибн Джубайра от того, кто во время похода “Зат ар-рикъа‘” присутствовал на молитве в случае опасности, проведённой посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, что одна часть (людей) выстроилась в ряды вместе с ним, а другая противостояла врагу, и (пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) совершил один рак’ат вместе с теми, кто был с ним, а потом выпрямился и остался в таком положении, а (второй рак’ат эти люди) совершили сами, после чего ушли и выстроились против рядов врага. Затем (их место) заняла другая группа, и (пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) совершил с ними (также один) рак’ат, оставшийся от его молитвы, и остался сидеть, а (второй свой рак’ат эти люди) совершили сами, после чего (пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) произнёс с ними слова таслима.» Аль-Бухари 4129, 4131, Муслим 842. Человек, который совершил молитву вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует – это Саhль ибн аби Хасмаh.3
3 - [Это не так, потому что Саhль ибн аби Хасмаh родился в 3 г.х., как об этом сказали ибн ‘Абдуль-Барр и другие. См. «Танбих-уль-Афхам» (с.340). Хафиз ибн Хаджар предпочел мнение, что этот человек - Хавват ибн Джубайр и привел свои доводы на это. См.: «Фатх-уль-Бари» 7/422.]
161 – Передают, что Джабир ибн ‘АбдуЛлаh аль-Ансари, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Я вместе с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, присутствовал на молитве во время опасности и мы выстроились в два ряда позади посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует. Что же касается врагов, то они находились между нами и къыблой. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, произнёс (вступительный) такбир, и мы все тоже произнесли. Потом он совершил поясной поклон, и мы тоже совершили его. Затем он поднял голову из поясного поклона, и все мы тоже подняли. Потом он склонился в земном поклоне, и (его примеру последовали люди, находившиеся в) первом ряду, в то время как задний ряд стоял, противостоя врагу пока Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, и первый ряд не закончили совершать земной поклон (т.е. два земных поклона первого рак’ата), а когда они встали, земной поклон совершили (находившиеся во) втором ряду. Затем они также встали, первый ряд отодвинулся назад, а второй выдвинулся вперёд и занял место первого, после чего посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершил поясной поклон, и мы тоже совершили его. Затем, он поднял голову из поясного поклона, и все мы тоже подняли. Потом он склонился в земном поклоне, и (его примеру последовали люди, находившиеся в) ряду, который был во время первого рак'aта позади, тогда как (новый) задний ряд стоял, противостоя врагу. Когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует и (новый) передний ряд совершили земной поклон, (новый) задний ряд также склонился после них в земном поклоне. Когда же земной поклон совершили (и находившиеся во) втором ряду, (посланник Аллаhа), да благословит его Аллаh и приветствует, произнёс слова приветствия (таслим) и все мы также произнесли их.» Муслим 840. Сказал Джабир (как передал ‘Ато): «(Совершил молитву так) как совершают эти охранники (во время Джабира) со своими правителями» Этот хадис полностью упомянул Муслим. Упомянул аль-Бухари часть этого хадиса4: «…что он (Джабир) совершил молитву под воздействием страха вместе с пророком, да благословит его Аллаh и приветствует, во время седьмого5 похода, то есть похода “Зат ар-Рикъаъ”». Аль-Бухари 4125.
4 - [На самом деле этот хадис не из разряда согласованных (муттафакъ ‘алейх) аль-Бухари и Муслимом. Имам аль-Бухари упомянул хадис, в котором говорится о другом походе. См. «Танбих-уль-Афхам» (с.351).] 5 - [Т.е. поход в седьмом году или седьмой поход, в котором состоялось сражение, и они - Бадр, Ухуд, аль-Хандакъ, Къурайзаh, аль-Мурайси’, Хайбар. См. «Танбих-уль-Афхам» (с.351).]
|