Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16. Модели макроэкономического равновесия
Одной из важнейших макроэкономических проблем является проблема определения условий равновесия как на отдельных макроэкономических рынках, так и в экономике в целом. Постановка проблемы макроэкономического равновесия непосредственно вытекает из ключевого вопроса экономики: как максимально полно удовлетворить общественные потребности в условиях ограниченных ресурсов. Какое распределение ограниченных ресурсов является оптимальным? Для ответа на этот вопрос за основу могут быть взяты различные критерии, однако простой анализ подсказывает: такое, при котором весь произведенный национальный продукт будет потреблен; такое, при котором все произведенные субъектами экономики расходы будут в точности соответствовать их доходам. Различают частное равновесие – на отдельных макроэкономических рынках; совместное равновесие – на рынках благ и денег и общее равновесие – на всех рынках одновременно. Равновесие на рынке товаров и услуг (благ) Равновесие на рынке благ устанавливается, когда весь произведенный национальный продукт без остатка потребляется экономическими субъектами. То есть, проблема равновесия на рынке благ сводится к вопросу об определении объема равновесного уровня национального производства (национального дохода). Существует три основных модели определения равновесного уровня национального дохода (объема национального производства): модель “совокупный спрос – совокупное предложение”; модель “инвестиции – сбережения”; модель “национальные доходы – национальные расходы”. Совокупный спрос (AD) – спрос на все товары и услуги, производимые в стране. Совокупный спрос можно подразделить на четыре групп в соответствии с его распределением по секторам экономики: потребление (C) – совокупный спрос домохозяйств; инвестиции (I) – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей; государственные закупки (G) – спрос на товары и услуги со стороны государства; чистый экспорт (X) – разность между экспортом и импортом AD = C + I + G + X. Кривая совокупного спроса представлена на графике.
Факторы, влияющие на совокупный спрос, делятся на две группы: 1) ценовые: эффект процентной ставки; эффект богатства или реальных кассовых остатков (эффект А. Пигу); эффект импортных закупок; 2) неценовые: изменение в потребительских расходах, в инвестиционных расходах, в государственных расходах и в расходах на чистый экспорт. Эти факторы сдвигают кривую AD вправо или влево. Совокупное предложение (AS) – это сумма всех конечных товаров и услуг, представленных к продаже предпринимателями и государственным сектором. Кривая совокупного предложения (см. рис. 1) состоит из трех отрезков: Рис. 1. 1) горизонтального или кейнсианского (AB) – расширение экономики в условиях неполной занятости; 2) промежуточного (BC) – расширение производства осуществляется за счет менее эффективных ресурсов; 3) вертикального или классического (CD) – максимально возможный уровень производства (QD – потенциальный ВНП, ВНП при полной занятости). Факторы, влияющие на совокупное предложение (неценовые): изменение цен на ресурсы; изменение в производительности; изменение правовых норм. Эти факторы сдвигают кривую AS вправо или влево. Равновесие AD и AS (точка E) предполагает взаимодействие множества рынков товаров и денег. Факторы, определяющие равновесие AD и AS, различаются в зависимости от отрезка кривой совокупного предложения, на котором происходит ее совмещение с кривой совокупного спроса. Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важных категорий, как функция потребления и сбережения. Потребление (C)– те денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Потребление – функция располагаемого дохода (DI). Сбережение (S) – та часть располагаемого дохода (DI), которая не идет на потребление. Тогда DI = C + S; C = DI – S; S = DI – C. Сбережение может быть положительным, нулевым и отрицательным (жизнь в долг). Средняя склонность к потреблению (APC): , где Y – национальный доход.
Средняя склонность к сбережению (APS): Предельная склонность к потреблению (MPC): . Предельная склонность к сбережению (MPS): C + S = Y, но тогда Значит, MPC + MPS = 1. Следовательно, MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, согласно которому “люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы”[1]. Данный вывод делается “не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта”[2]. Кейнсианская функция потребления, соответствующая основному психологическому закону, выглядит так: C = C0 + Cy (Y – T). (1) Соответственно функция сбережений: S = S0 + Sy (Y – T),, (2) где C и S – объем соответственно потребления и сбережения домашних хозяйств; T – объем налогов с доходов домашних хозяйств; C0 и S0 – автономное, то есть не зависящее от величины дохода, потребление и сбережение; Y – национальный доход. Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций (I). Инвестиции – расходы фирм на расширение и обновление производства, создание материально-технических запасов. Инвестиционные расходы подразделяются на: 1) амортизационные – направленные на замену изношенного оборудования; 2) чистые инвестиции – добавляющие и расширяющие существующий физический капитал, они способствую экономическому росту. Если C ЧНП (чистый национальный продукт) – “ проедание ” капитала (не возмещаются даже амортизационные отчисления). Если C = ЧНП – в экономике застой. Если C ЧНП – имеет место экономический рост.
Факторы, влияющие на инвестиции: ожидаемая норма прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений; уровень процентной ставки; уровень налогообложения; темпы инфляционного обесценения денег. Инвестиции I, сбережения S и доход Y взаимодействуют между собой (при этом абстрагируются от государственных расходов G и чистого экспорта X). Национальный доход Y при его использовании равен сумме расходов на потребление (C) и инвестиции (I): Y = C + I. Национальный доход произведенный – это сумма потребления (C) и сбережения (S): Y = C + S. Тогда C + I = C + S ⇒ I = S. На уровень национального дохода влияет равновесие между инвестициями и сбережениями. Модель “ IS ” (инвестиции – сбережения) впервые разработана Дж.Хиксон (англ., 30-е годы ХХ века). Это составная часть модели “ IS–LM ”, о которой мы продолжим разговор в теме 20. Модель “ IS ” показывает одновременно функциональную связь между S, I, процентом и национальным доходом. Мультипликатор (K) – коэффициент (множитель), указывающий, что когда происходит прирост величины инвестиций , то национальный доход возрастает на величину, которая в k раз больше, чем прирост инвестиций: Но .
Тогда подставим последнее выражение в формулу: и получим: Таким образом, K прямо зависит от MPC и обратно – от MPS. Акселератор (V) – коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года () к приросту национального дохода прошлого года: V выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, то есть увеличение дохода, как правило, ведет к краткому увеличению новых инвестиций.
|