Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность и социальная группа
Социальная психология (англ. social psychology) – научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии, которая изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. В рамках социальной психологии изучаются: · специфика межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия; · характеристики и проблемы малых и больших социальных групп; · проблемы социализации личности, ее социальных ориентации и установки. Социальная группа (англ. social group) – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, имеют сходные характеристики (интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение, родственные связи), имеют чувство коллективного единства, идентифицируют себя в качестве членов группы и участвуют в совместной деятельности. Классификация социальных групп показана на рис. 6.8.
Первичная группа – малая социальная группа, члены которой разделяют личные и прочные отношения, проводят вместе много времени, занимаются широким спектром деятельности, и чувствуют, что они хорошо знают друг друга. Вторичная группа – большая группа, в которой присутствуют формальные и институциональные отношения и члены группы связаны слабыми эмоциональными связями; совокупность первичных групп. Формальная (официальная) группа – обладающая правовым статусом группа, в которой нормативно закреплены структура, руководство, права, обязанности и деятельность всех членов. Неформальная группа – основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. Реальная группа – реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами; группа, выделенная на основании реально существующего признака. Номинальная группа – совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой, искусственно выделенная по какому-то признаку для статистического учета населения. Ингруппа (внутренняя группа) – группа, с которой человек себя идентифицирует и к которой он принадлежит. Аутгруппа (внешняя группа) – группа, с которой человек себя не идентифицирует и к которой он не принадлежит. Референтная группа – эталонная группа, принадлежать к которой стремится человек. На рис. 6.9 представлены основные характеристики малых, средних и больших социальных групп.
Признаки малых групп как специфических человеческих общностей: 1. количественные, определяющие размеры группы (нижняя граница 2 – 3 человека, верхняя граница 20 – 30 человек, оптимальный размер 5 – 12 человек); 2. качественные – контактность и целостность группы. Коммуникативная структура группы – совокупность взаимосвязей между членами группы, определяющая направленность и интенсивность коммуникаций в группе, а также положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций. Различают группы с централизованными и децентрализованными коммуникативными структурами коммуникации. Статусно-ролевая структура группы – совокупность отношений между членами группы, определяющих их социальный статус (положение в системе межличностных отношений, права, обязанности, привилегии), распределение предписываемых, ожидаемых и реализуемых способов поведения (групповых ролей), направленность и интенсивность взаимного влияния членов группы.
|