Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неолиберальные экономические реформы в странах ЛА в 1990-е.
Латиноамериканские страны практически завершили переход от авторитарно-олигархических режимов и военных диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества. По состоянию на 1980 г., из 26 стран региона только половина имела демократически избранное государственное руководство и лишь в трех странах главы местных администраций определялись электоральным путем. Но к 1997 г. к первой категории относились все 26 рассматриваемых стран, а ко второй - 17. Принятие новых основных законов государства, в одних случаях, и существенные поправки к конституциям - в других, позволили продвинуться в закреплении принципа разделения властей и расширить поле их конструктивного регулируемого взаимодействия. Произошло и определенное перераспределение полномочий в пользу органов власти на местах. Об этом свидетельствует децентрализация распоряжения бюджетными средствами. На 1980 г. в 26 странах региона на местные администрации приходилось 15, 6% расходуемых бюджетных средств, а к 1995 г. - 19, 3%. Преодолены либо отошли на задний план былые военно-политические конфликты. И хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии и ее проникновение во власть, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов представляется в определенной мере обеспеченной. В области экономики наблюдается определенная цикличность в переходе от либеральных моделей развития экономики к моделям, основанным на госрегулировании (это относится к странам с рыночной экономикой вообще, а отнюдь не только к странам Латинской Америки). Причем в латиноамериканских странах эта смена происходила асинхронно. В связи с этим можно проследить следующие этапы. 1. На первом этапе экономических преобразований в большинстве стран Латинской Америки наблюдается переход от протекционистской полузакрытой хозяйственной модели, основанной на политике импортозамещающей индустриализации, к либеральной рыночной системе, предполагающей расширение пространства для предпринимательской активности с ориентацией на открытость по отношению к мировому рынку, на глубокое вовлечение в мирохозяйственные процессы, уход государства от непосредственного участия в производственной деятельности, переключение его на косвенное (преимущественно финансово-фискальное) регулирование экономики. Пионером в этом процессе стала Чили. В Чили активно стал проводиться курс на денационализацию государственной собственности, начался быстрый " передел" государственного бюджета, резко сокращались расходы на социальную сферу. Однако, вопреки ожиданиям, вместо подъема произошел спад производства и инвестиций. Происходил быстрый рост спекулятивных операций в ущерб реальному производству, рос бюджетный дефицит, безработица, уровень жизни большинства населения приближался к границе нищеты, увеличивался внутренний и внешний долг. Аналогичные ошибки в проведении реформ повторила Аргентина (уже в начале 90-х годов). Пример Чили, Аргентины, и в меньшей степени, Бразилии показывает, что безоговорочное следование неолиберальному курсу обрекает избравшие его страны (с их еще достаточно слабой и нестабильной экономикой) на чрезмерную зависимость от международных финансовых рынков. В кризисных ситуациях, как показывают события 1998 года, это оборачивается огромными потерями. Под влиянием неудач неолиберального этапа реформ и роста понимания необходимости усиления государственного регулирования экономикиво многих странах Латинской Америки происходил переход ко второму этапу экономических преобразований. Так, под влиянием мирового экономического спада начала 80-х гг. чилийская экономика пережила кризис, заставивший изменить экономический курс в сторону усиления государственного регулирования. Стала проводиться антимонопольная политика, частичная деприватизация, изменена структура госбюджета в сторону социальных статей. Ныне государственное регулирование становится все более целенаправленным. Координирующая роль государства усилилась в кредитно-финансовой сфере, в отношении страховых компаний и пенсионных фондов, в области здравоохранения. В Аргентине сегодня все громче ставится вопрос о необходимости усиления госконтроля над финансово-экономической деятельностью в стране, поскольку либеральный курс оказался уязвим с точки зрения экономической безопасности (опыт показал, что можно получать высокие прибыли на дестабилизации финансовых рынков). Что касается Бразилии, где экономические реформы в 90-х годах идет наиболее успешно и стабильно, ее успехи объясняются тем, что элементы госрегулирования с самого начала сочетались в программе реформ с неолиберальными стратегиями.
|