Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бразилия в условиях военной диктатуры в середине 1960-х 1970-е.
В Бразилии в результате переворота 1.04.1964 у власти оказалась военно-технократическая элита. Идеологическая основа режима – «Доктрина национальной безопасности». Военное командование присвоило себе право издавать законодательные акты. Президентом с чрезвычайными полномочиями стал маршал Кастело Бранко. Объявленные ранее реформы были аннулированы, отменена конституция 1946, чистка национального конгресса, администрации и армии. Профсоюзы были поставлены под строгий контроль правительства. Жестоко преследовались коммунисты. Рабочие практически лишились права на забастовку. В 1965 было объявлено о ликвидации всех партий и замене их 2 новыми: правительственной – Национальный союз обновления (АРЕНА) и оппозиционной – Бразильское демократическое движение (БДД). Обе партии, организованные режимом, имели весьма ограниченные функции. Военные власти контролировали их деятельность, программы и финансы. В марте 1967 вступила в силу новая, разработанная военными, конституция, на словах провозглашала демократические свободы, на деле узаконившая военно-диктаторский режим. Права Национального конгресса как законодательного органы были сильно урезаны. Президент отныне избирался не населением республики, а коллегией выборщиков, состоящей в основном из членов конгресса. Новый президент маршал Коста-де-Силва. При нем в декабре 1968 был издан акт: президенту неограниченные полномочия для борьбы с «угрозой внутренней безопасности» и право аннулировать депутатские мандаты. В 1969 президент получил право издавать декреты-законы. Эти распоряжения завершили формирование режима. Главная цель экономической политики военной диктатуры – создание максимально благоприятных условий для крупного частного, особенно иностранного капитала во имя индустриализации и технического прогресса. При этом государству роль не только гаранта, но и крупнейшего вкладчика капиталов и собственника ряда предприятий. Урезана помощь государства средним и мелким предпринимателям, усилен налоговый пресс. Зарплата трудящихся сокращена на 40%. В аграрной политике расчет делался на стимулирование экспорта. К концу 60-х стабилизировалась экономика. Инфляция сократилась. Репрессии и деморализация трудящихся привели к резкому падению их активности. Но во 2 половине 60-х ежегодно бастовали 50-100 тыс. человек. Некоторые группы революционеров предприняли попытки вооруженной борьбы (Карлос Маригела). В 1968 оживление оппозиционных выступлений левых и демократических сил. Но к 1969 ужесточением репрессий, подкрепленных стабилизацией экономики, диктатуре удалось добиться спада рабочего и демократического движения. Во внешней политике военный режим, руководствовался доктринами «национальной безопасности» и «идеологических границ», ориентир на тесный союз с США и обосновывал «особую ответственность» Бразилии за безопасность в Юж Америке. В мае 1964 были разорваны дипломатические отношения с Кубой. В 1965 Бразилия присоединилась к интервенции США в Доминиканской республике, высказалась в поддержку действий Вашингтона во Вьетнаме. Претензии военного режима Бразилии на роль привилегированного союзника США и «блюстителя порядка» в Южной Америке. Проникновение Бразильского капитала в соседние страны (Боливия, Прага, Уругвай) сочеталось с поддержкой в них Бразилией реакционных сил. Бразилия проявила интерес к сотрудничеству с салазаровским фашистским режимом Португалии, обосновывая концепцией «афро-португало-бразильского сообщества» свои экспансионистские устремления в Африке (в первую очередь в Португальских колониях) и Южной Атлантике. Развивались связи с ФРГ, Японией и другими западноевропейскими странами.
Военный режим, установленный в Бразилии с 1964, стремился обеспечить национальную безопасность и стимулировать экономическое и социальное развитие через механизмы государственного планирования. Гражданские чиновники, предприниматели, преподаватели, дипломаты и даже священники обучались национальной идеологии «безопасности и развития» в Национальном военном колледже (НВК); за 20 лет после 1964 более 2/3 его выпускников составляли лица гражданских профессий. Опорой режима стали гражданские и военные технократы, многие из которых получили образование в США и европейских странах. Чтобы обеспечить развитие страны, они широко применяли репрессивные меры. Режим пользовался поддержкой транснациональных картелей, отечественных капиталистов и государственных корпораций. Эту трансформацию осуществляли пять военных президентов: Умберту Кастелу Бранку (1964–1967), Артур да Коста и Силва (1967–1969), Эмилиу Гаррастазу Медиси (1969–1974), Эрнесту Гейзел (1974–1980) и Жуан Баптиса Фигейреду (1980–1985). Опыт управленческой деятельности и обучение в НВК играли решающую роль при выборе военных президентов. Кастелу Бранку и Гейзел учились в НВК, Медиси и Фигейреду руководили Национальной разведывательной службой (НРС), Гейзел и Фигейреду были военными министрами, Гейзел к моменту выборов возглавлял «Петробраз». В период 1964–1974 темпы роста экономики Бразилии достигли 10% в год. «Бразильское чудо» строилось на сочетании внутренних репрессий, политической стабильности, низких заработных плат, массированных иностранных инвестиций, зарубежных займов и беспрецедентной ориентации на экспорт готовых изделий. Бразилия, сильно зависевшая от импорта нефти, испытала глубокое потрясение в 1973–1974, когда мировые цены на нефть выросли в четыре раза. Однако режим решительно продолжал свою политику. Чтобы финансировать проекты развития, правительство добивалось получения огромных зарубежных кредитов.
|