Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ№23. Вопрос3Цена. Виды цен. Методы определения.






Вопрос3Цена. Виды цен. Методы определения.

Цена — это одна из важнейшихэконом ических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара. Сущность цены определяется двумя основными теориями. Основы первой теории — стоимостной теории цены — были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену. Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсив- ности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает опреде- ленной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизме- римыми. Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом. Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров. Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости

Ценовая система - единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Дифференциация цен по отраслям и сферамобслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен: 1) оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукцияреализуется всем категориям потребителей, кроменаселения, независимо от форм собственности; 2) закупочные цены на продукцию сельскогохозяйства - цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личныххозяйств); 3) цены на строительную продукцию - сметнаястоимость объекта (предельный размер затрат настроительство каждого объекта) либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2жилой площади); 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения; 5) цены на потребительские товары используютсядля реализации товаров в розничной торговой сетинаселению, предприятиям и организациям; 6) тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям; 7) внешнеторговые цены - цены, по которымосуществляются экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование ценэтой группы принципиально отличается от определения национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные; 8) экспортные цены - цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги намировом рынке; 9) импортные цены - цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом. При дифференциации цен по степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на рыночные и регулируемые. Рыночная ценатовара, работ, услуг - цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования нарынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены поусловиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые. Регулируемаяцена складывается на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены поусловиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные. Дифференциация цен по стадиям образования - количественная взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителяк конечному потребителю. Цена на каждой предыдущейстадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Они подразделяютсяна оптовые цены изготовителя, отпускные оптовыецены, оптовые цены закупки и розничные цены. Дифференциация цен по характеру ценовойинформации строится на учет ценовой спецификиэтой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочныецены и ценовые индексы. Ценовые индексы - информационные показатели динамики цен за определенный период.

Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра:

Метод удельных показателей используют для анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого определяет общий уровень цены изделия. В этом случае сначала высчитывается цена удельная:

Цуд =Ц1/П1

где Ц1 – цена изделия; П1 – величина параметра изделия.

После производится расчет цены нового изделия:

Цн = Цуд? П2,

где П2 – значение основного параметра нового изделия.

Этот метод можно использовать для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Этот метод не учитывает остальные потребительские свойства изделия, а также полностью игнорирует спрос на данную продукцию и предложение.

Метод регрессивного анализа обычно применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров товара, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных отношений.

Метод агрегатных затрат заключается в сумме цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Балловый метод: на основе экспертных оценок используется значимость параметров изделия для потребителей. При этом каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономическому уровню изделия. Этот метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные масла и т. п., то есть тогда, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал