Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государственного устройства. Административно—территориальное устройство государства является наиболее важным элементом политической карты
Административно—территориальное устройство государства является наиболее важным элементом политической карты, связанным с характером политического строя и формой государственного правления. Оно демонстрирует национально—этнический состав населения и историко—географические особенности формирования страны. Основными формами административно—территориального устройства являются унитарная и федеративная. Под унитарным государством подразумевают единое цельное государственное образование, которое состоит из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти. Признаков государственного суверенитета не имеет, обычно существуют единая исполнительная и законодательная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Унитарных государств в мире много (Италия, Болгария, Алжир, Корея и др.). Федерация – форма государственного устройства, которая состоит из нескольких государственных образований, юридически имеющих определенную политическую самостоятельность и образующих одно союзное государство. Признаки федерации: 1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов; 2) субъекты федерации обычно обладают правом принятия собственных конституций; 3) компетенция федерации и ее субъектов разграничивается союзной конституцией; 4) любой субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; 5) в федерациях существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц; 6) федерация имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В федерациях и союзных парламентах имеется палата, представляющая интересы членов федерации. Федерации возникают по территориальному и национальному признакам, которые определяют содержание, характер и структуру государственного устройства. Федеративное устройство имеют такие государства, как Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и т. д. Временный юридический союз суверенных государств, который создан для обеспечения общих интересов, называют конфедерацией. Конфедеративные государства недолговечны и достаточно редко встречаются. Конфедеративные устройства либо распадаются, либо превращаются в федерации. В настоящее время в названии одного государства закреплена эта форма правления – Швейцарская Конфедерация. В 1980–х гг. особенно резко обострились межэтнические, межнациональные отношения. В связи с этим в некоторых случаях возникли внутри—и межгосударственные конфликты. Взрывной характер межнациональных отношений в последние годы наблюдается в Российской Федерации, Югославии, Индии, Канаде, ЮАР и некоторых других федеративных государствах.
13. Политические (государственные) режимы. политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер. Виды политического режима: 1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства. 2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан; 3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни; демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки: а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; б) реализация принципа разделения властей; в) полное подчинение государства праву; г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод. Виды: а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения; б) демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы; в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
14. Понятие, признаки и виды органов государственной власти. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: 1) от порядка их формирования; 2) объема выполняемых полномочий; 3) широты компетенции; 4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); 5) числа государственных гражданских служащих; 6) времени функционирования. В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: 1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: 1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; 2) центральные, в частности министерства; 3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: 1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; 2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: 1) законодательные; 2) исполнительные; 3) судебные; 4) контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
15. Принципы построения и деятельности государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: 1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; 2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; 3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; 4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; 4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; 8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. К организационным принципам относятся: 1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
16. Система и функции законодательной власти. Законода́ тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 избираются в одномандатных округах на основе относительного большинства. 225 – по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избираемых блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.
17. Система и функции исполнительной власти. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как под законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
|