Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческий подход (1940-1960-е)






Предмет изучения:

Что и как делают лидеры

Гипотеза:

Существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

Предполагалось, что это демократический стиль.

Стиль менеджера – совокупность своеобразных методов, форм и приемов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого воздействия.

Стиль менеджера – это своего рода его управленческий почерк.

Исследование Курта Левина:

Перед началом второй мировой войны он эмигрировал из Германии в США, верил, что авторитарный, репрессивный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество.

Объектом изучения были группы 10-летних мальчиков, распределенные по клубам. Во главе каждого клуба стоял взрослый, исповедовавший: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили руководства.

Результаты исследования не подтвердили гипотезы. Оказалось, что ребята предпочитали демократического лидера, но более продуктивны были при авторитарном.

Содержание трех стилей руководства:

 

  авторитарный демократический либеральный
Способ принятия решения Единоначалие Совместно с подчиненными Подчиненные на основе указаний
Доведение задач до исполнителя Приказ, команда, распоряжение Предложение Просьбы, уговоры
Отношение к инициативе Допускается Поощряется и используется Полностью передается подчиненным
Принципы подбора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых людей, помощь в карьере Нет четкой ориентации
Отношение к знаниям Считается, что все знает сам Постоянно учится и требует этого от подчиненных Безразличие
Распределение ответственности Полностью у руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках подчиненных
Отношение к подчиненным По настроению, неровное Ровное, доброже-лательное, требовательное Мягкое, нетребо-вательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Разумное Мягкое. Формальное
Отношение к стимулированию Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации
Отношение к общению Дистанцируется Контактирует активно Не проявляет инициативы
Коммуникации Преимущественно сверху вниз Активно в двух направлениях В основном горизонтальные
  Содержание трех стилей руководства Авторитарный Демократический Либеральный
Сильные стороны   Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократичес-кий стиль требует много времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

 

Сравнение эффективности различных стилей управления:

 

 

В конечном счете, прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством обнаружено не было.

Модель управленческой сетки Блейка и Моутона: наиболее популярная в последнее время среди концепций поведенческих стилей

Наглядно демонстрирует, что есть единственно верный стиль лидерства.

Сетка представляет собой матрицу, образованную пересечением двух измерений лидерского поведения:

- горизонтальная ось – интерес к производству,

- вертикальная ось – интерес к людям.

Шкалирование матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных стилей.

Модель управленческой сетки Блейка и Моутона:

 

Рисунок……………….

 

 

Исследования подтвердили, что независимо от ситуации стиль 9, 9 является лучшим.

Используется для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения, направленных на выработку у менеджера стиля 9, 9:

преобладает стиль 9, 1 - менеджеру следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации,

преобладает стиль 1, 9 - требуется обучение в принятии решений, планировании, организации, контроля,

стиль 5, 5 - может потребовать обучения по большинству направлений,

стиль 1, 1 - вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.

Ситуационные факторы: стили поведения и личные качества лидера должны соответствовать ситуации

Модель ситуационного лидерства Фреда Фидлера (1960-е)

Теория жизненного цикла Поля Херсея и Кена Бланшарда (1980-е)

Модель принятия решения Врума – Йеттона – Яго и др.

Конец формы

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал