![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы диверсификации. Критерии для принятия решения о диверсификации.
Диверсификация – проникновение фирмы в другие отрасли производства. Три критерия для выбора отрасли при диверсификации: Привлекательность отрасли. Возможность обеспечить приемлемую прибыль на вложенный капитал; благоприятная конкурентная и рыночная среда. Затраты на вхождение в отрасль. Вложения не должны быть слишком высокими. Но чем более привлекательна отрасль, тем дороже стоит проникновение (иначе поток «новичков» свел бы к нулю получение прибыли). Дополнительные преимущества. Повысить эффективность существующих и новых подразделе-ний, обеспечить эффект синергии (1 + 1 = 3). Совпадение конкурентно значимых цепочек ценности отраслей позволяет снизить издержки, обменяться технологиями и опытом, использовать репутацию бренда и прочее. Типы диверсификации: Связанная диверсификация (в родственные отрасли) – новая область деятельности связана с существующими областями бизнеса. Несвязанная диверсификация (неродственные отрасли) – новая область деятельности не имеет очевидных связей с существующими сферами бизнеса. Связанная (родственная) диверсификация: Родственными считаются компании, у которых существуют конкурентно значимые совпадения видов деятельности, образующих цепочки ценности. Стратегическим соответствием называется такое совпадение цепочек ценности, которое позволяет: - обмениваться конкурентно ценным опытом, технологиями, ноу-хау и возможностями; - объединять родственные виды деятельности для снижения издержек производства; - совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе. Несвязанная (неродственная) диверсификация: Неродственные отрасли имеют разнородные звенья цепочки ценности, что не позволяет обмениваться навыками, опытом и снижать издержки. Поэтому не требуется подбирать отрасли со стратегическим соответствием. Достаточно соответствия по первым двум критериям: привлекательность отрасли и затраты на вхождение. Зачастую при диверсификации в неродственные отрасли компания выбирает предприятия, которые гарантируют быстрый финансовый рост. Преимущества неродственной диверсификации: 1.Предпринимательский риск распределяется по различным отраслям. Это намного безопаснее, чем консолидация инвестиций в одной отрасли, при вертикальной интеграции или родственной диверсификации. 2.Максимально эффективное использование финансовых ресурсов компании: средства изымаются из предприятий в отраслях с низкими темпами роста и сомнительными перспективами и вкладываются в компании более успешных отраслей. 3, Прибыльность компании стабильнее, так как спад в одной отрасли может компенсироваться подъемом в других (в идеале отрасли должны быть в противофазе). Недостатки неродственной диверсификации: 1.Чем крупнее производственный конгломерат, тем труднее топ-менеджменту принимать решения и находить правильную стратегию для ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях. 2.Без стратегического соответствия уровень прибыли бизнес-портфеля диверсифицированной компании не превышает суммы прибыли подразделений, как если бы они работали по отдельности. Эффекта синергизма нет. 3.Добиться на практике работы разных отраслей в противофазе неудается (на экономические подъемы и спады большинство предприятий реагируют приблизительно одинаково). Неродственная диверсификация - это чисто финансовый подход Родственная диверсификация - это стратегический подход
|