Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, функции, правовой статус, порядок избрания и роль в системе государственного управления






Избирается на 5 лет в количестве 450 человек, из лиц не моложе 21 года, имеющих право участвовать в выборах

Полномочия

Законодательная работа

Решает вопрос о доверии Правительству

Выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от власти

Объявляет амнистию

Дает согласие Президенту РФ на назначение:

Председателя Правительства

Председателя Банка России, в т.ч. освобождение от должности

Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов, в т.ч. освобождение от должности

Уполномоченного по правам человека, в т.ч. освобождение от должности

Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием или отклонение закона. Принятие закона состоит из шести стадий:

1) законодательная инициатива;

2) подготовка законопроекта к рассмотрению на пленарном заседании; главное в этой стадии - обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палаты;

3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Думы;

4) принятие (отклонение) закона Думой;

5) рассмотрение закона и одобрение (или неодобрение) Советом Федерации;

6) промульгация (подписание, санкционирование и обнародование закона Президентом РФ) или отклонение закона главой государства.

Обсуждение законопроекта. На пленарных заседании обычно бывает три чтения (некоторые из них могут быть соединены), при обсуждении проекта государственного бюджета – четыре.

Каждое обсуждение в палате сопровождаемое голосованием называется чтением.

В первом чтении на пленарном заседании обсуждается концепция законопроекта, его актуальность, практическая значимость, дается оценка его соответствия Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта (депутата, представителя соответствующего органа и др.). Затем следует содоклад представителя ответственного комитета. Далее по решению Думы возможны ответы на вопросы, затем следуют выступления (предложения, замечания) депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства РФ в ГД, других лиц, приглашенных на обсуждение. По результатом обсуждения Дума путем голосования может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, может сразу принять его как закон, а может отвергнуть. В последнем случае законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. После первого чтения законопроект, если он принят, рассылается в субъекты РФ выскажутся против законопроекта, он не допускается до второго чтения, а создается согласительная комиссия Думы с представителями субъектов РФ.

Для второго чтения ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок: рекомендуемых к принятию, к отклонению, и поправки, по которым комитетом не принято решений. Материалы представляются в Совет Государственной Думы, он назначает второе чтение.

На втором чтении сначала обсуждаются поправки, рекомендуемые комитетомк принятию, затем – к отклонению, наконец, таблица поправок, в отношении которых комитет не принял решения.Если возникает дискуссия, обсуждается каждая поправка. После голосования по поправкам голосуется предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если проект не получил большинства голосов, он не считается отклоненным, а возвращается на доработку в комитет.

Третье чтение назначается Советом ГД для принятия законопроекта в качестве закона в целом. Предварительно текст направляется тем же лицам, что и при подготовке первого и второго чтения. В ходе третьего чтения не допускается обсуждение закона в целом, его статей, внесение поправок. Возможны редакционные уточнения. В исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении ко второму чтению.

Государственная Дума может провести три чтения в один день, если предлагается бесспорный и срочный законопроект.

Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации. При отклонении федерального закона Советом Федерации у Государственной Думы есть несколько возможностей: 1) принять вторично закон в прежней редакции, но требуется 2/3 голосов; 2) принять закон большинством общего числа голосов с изменениями, предложенными Советом Федерации (нужно учесть все изменения), а затем закон принимается Советом Федерации; 3) принять закон при частичном учета замечаний Совета Федерации большинством голосов и вновь направить в Совет Федерации; 4) создать согласительную комиссию на паритетных началах (из равного числа представителей Государственной Думы и Совета Федерации), в ее состав могут входить также работники аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы для преодоления разногласий по спорным положениям закона. Решения комиссии принимаются не большинством всех участников, а путем раздельного голосования представителей Государственной Думы и Совета Федерации открытым голосованием. В протоколе фиксируется: достигнутые соглашения, имеющиеся разногласия, предложения по их преодолению, невозможность преодоления разногласий данным составом комиссии. Государственная Дума при повторном рассмотрении закона рассматривает только предложения комиссии (и никакие другие), может их принять, отклонить. Принятый Думой закон в редакции согласительной комиссии передается в Совет Федерации. Если Дума не приняла закон в редакции согласительной комиссии и не согласна с предложениями Совета Федерации, она может принять его только 2/3 голосов. Таким образом, Дума может все – таки одна, без Совета Федерации, преодолев его вето, принять обыкновенный (неконституционный) закон. Совет Федерации без участия Думы принять закон никогда не может.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал