Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснение. 15.2 Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы
15.2 Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе нравственность человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. В финале текста Юрия Яковлева Алиса увела незнакомого парня «не только от позора и неблагодарности», но ещё и от разочарования, разочарования в людях. Назаров, не раздумывая, бросился спасать Сергееву, сделав свой нравственный выбор. Он мог погибнуть, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Он и рассказывает-то об этом просто, как бы немножко стесняясь: предложения под номерами 24 — 29. Сродни поступку Назарова поступок Алисы. Она, конечно, не бросилась за ним в ледяную воду, но сделала не менее важный шаг: она не позволила ему стерпеть чёрствое отношение избалованной актрисы. «А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!» — говорит автор. Нравственный выбор — это выбор человека в пользу добра или зла, выбор этической альтернативы. Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие — корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения.
15.3 Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе нравственность человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. Именно в этих сферах человек показывает себя, проявляясь при этом как личность. Назаров, герой текста Юрия Яковлева, не раздумывая, бросился спасать Сергееву, сделав свой нравственный выбор. Он мог погибнуть, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Сродни поступку Назарова поступок Алисы. Она, конечно, не бросилась за ним в ледяную воду, но сделала не менее важный шаг: она не позволила ему стерпеть чёрствое отношение избалованной актрисы. «А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!» — говорит автор. Когда случилась беда на Алтае: наводнение смыло дома, уничто-жило имущество несчастных людей, для моей мамы не возникало вопроса, приютить или не приютить у себя пострадавших, пока не будут построены дома для них. Зачем она это сделала, ведь наверняка они бы не остались на улице? Просто так она привыкла жить, по-человечески относиться к людям. Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.
№59
Задание 15 № 7840. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста. (9)И вдруг мать тихо сказала: – Смотри, это твой отец... (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало. (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» — кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках. – (26)Стой, не пройдёшь! — крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал. – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду. – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо сказала она и повела его из зала. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз. (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
(По Ч. Айтматову) *
* Айтма́ тов Чинги́ з Тореку́ лович (1928—2008) — киргизский писатель, мастер психологического портрета. Спрятать текст
|