![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От здоровья педагога к здоровью детей
В представленной технологии личность педагога как субъекта педагогического процесса проявляется в его ориентации на здоровье, экологию и творчество, проявляется в его стремлении к самосовершенствованию как в личной жизни, так и педагогической деятельности. В этом контексте саморазвитие и самооздоровление педагога-педагога можно рассматривать как неотъемлемое условие саморазвития и оздоровления воспитанника, поскольку научить может знающий, передать опыт – его имеющий, наполнить ценностями – обладающий ими. Приобщаясь к культуре и экологии здоровья, педагог формирует у себя установку на уникальность жизни и ценность психического и физического здоровья человека. Педагог должен не только прививать ребенку умение сохранять свое физическое и психологическое здоровье в потоке роста информации и стрессов, закреплять в сознании радостное ощущение ценности жизни и природы, защищенности, свободы самовыражения и сохранения достоинства, но также ему необходимо научиться владеть собой, избегать разрушительного воздействия отрицательных эмоций, то есть формировать экологичное здоровьетворящее мышление, которое направлено на достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Такое сознание позволяет контролировать воображение и эмоции, способно уменьшить внутренний конфликт и внутреннюю напряженность, снять стресс и, соответственно, предотвратить развитие психосоматических заболеваний и профессионального выгорания. Развитие здоровьетворящего экологического мышления педагога предусматривает расширение кругозора и внутренней культуры, так как основано на знаниях психологии личности, заложено в основу профессионального мастерства и отражается в реальном поведении, в состоянии здоровья, отношении к природе. Приобретаемый педагогом индивидуальный опыт по сбережению собственного здоровья на определенном этапе начинает трансформироваться в социально-культурно-экологогический, то есть приобретать общественную культурно-экологическую значимость: учитель способен дать новые идеи о ценности культуры экологии здоровья, предложить здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, то есть, в конечном счете, стимулировать здоровьесберегающую деятельность учеников. Культура экологии здоровья педагога представляется в нескольких ракурсах: – как фактор физического и психологического здоровья, свидетельствующий о высокой работоспособности и профессиональном долголетии; – как фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий творческое саморазвитие педагога; – как фактор учебно-педагогического процесса, формирующий культуру здоровья у воспитанников; - как фактор безопасности основ жизнедеятельности и сохранения окружающей среды.
Содержание экологической гимнастики-саморегуляции Упражнения эко-гимнастики дают возможность детям и педагогам повысить жизненный тонус, снять стрессовое состояние, восстановить душевное равновесие, а детям укрепить здоровье, развить воображение и творческое мышление. Упражнения эко-гимнастики проводятся в формате от 5 минут до 45 минут, как в помещении, так и на улице. В рамках эко-гимнастики проводятся всевозможные творческие конкурсные программы и турниры. Данная технология представляет собой креативную игровую гимнастику, построенную на близких и понятных образах природных явлений (облаках, ветрах, воде, огне и др.), на образах животных и птиц, насекомых и рыб, сказочных персонажей. Она проводится педагогом-воспитателем с детьми в помещении (под музыку и без музыки, как релаксационные паузы на уроке-занятии или как самостоятельный комплекс), а также на улице, во время прогулки. С ее помощью можно научиться двигаться, не уставая, двигаться гармонично, красиво и естественно. Природа дарит детям и взрослым через эко-гимнастику свое многообразие и богатство. Она помогает оставаться в тонусе, а также научиться расслабляться. Доказано, что естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме. Это способ, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, а значит избавиться от симптомов, которые обычно сопровождают стресс. При этом релаксация должна быть полной – как мышечной, так и психической, а в движении это делать и легче, и приятнее. Человек раскрепощенный, пластичный, легкий в движении формирует вокруг себя гармоничное пространство. В эко-гимнастике важное значение придается образности и осмысленности движения. Только в этом случае значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, на развитие творческого мышления, на эмоциональную и социальную деятельность ребенка. Эко-гимнастика состоит из двух разделов: разминочно-оздоровительный раздел и творческий раздел. В разминочно-оздоровительном разделе могут быть использованы разнообразные здоровьесберегающие техники: игры-саморегуляции, гимнастика, самомассаж, оздоровительный бег (в том числе, на месте), йога, аутотренинг, цигун, танцетерапия, фитнес и др. В творческом разделе нужно придумать новые упражнения, игры, сюжеты сказок или историй, показать их, сделать к ним рисунки и т.п.
Примерная тематика упражнений: • Упражнения Воды: изобрази ручей, пруд, море, водопад, океан, дождь и др.; • Упражнения Воздуха: изобрази ветер, роза ветров, ураган, смерч и др.; • Упражнения Огня: изобрази солнце, свеча, костер, игры огня и др.; • Упражнения Земли: изобрази жизнь растений, жизнь насекомых, жизнь животных, птиц, рыб, игры с минералами и др. • Сказочная гимнастика (с использованием образов сказочных персонажей). Особенности эко - гимнастики: • В упражнениях участникам нужно выражать характерные признаки персонажа (тяжелый как слон, легкий как облако, струящийся ручеек, неподвижная гладь пруда и т.п.). • Участникам нужно уметь мгновенно поставить точку при движении, «замереть» по команде, что стимулирует развитие саморегуляции благодаря смене процессов торможения и возбуждения. • Эко-гимнастика стимулирует развитие творческого мышления и креативности благодаря возможности создавать новые упражнения. • Эко-гимнастика позволяет включать в жизнедеятельность детей релаксационные паузы; • Вместе с детьми упражнения выполняет сам взрослый, который своим примером вдохновляет детей.
|