Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активный раздаточный материал. Краткое содержание занятия






Дисциплина: «Основы рыночной экономики и управление производством» ФСТИМ Второй семестр 2015-16 учебный год
2 кредита
Лекция № 1 «Рыночный механизм и принципы его функционирования» Ассистенты профессора Ажигужаева А.Б., Тухтамишева А.З.

Краткое содержание занятия

Понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Виды рынка:

1. Рынок средств производства

Торговля средствами производства - это рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции.

2. Рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.

3. Рынок капитала и финансов

Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.

4. Рынок потребительских товаров

На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления.

5. Рынок информационных материалов и информационных услуг

На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении.

Спрос, предложение, цена, конкуренция являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

Цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу).

Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды конкуренции: чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара.

Задание на СРС:

1. Рынок средств производства

2. Инфраструктура рынка

3. Конкуренция

 

Задание на СРСП:

Реферат на тему: Развитие рынка в РК.

 

Контрольные вопросы:

А) для письменного контроля

1. Какие существуют виды рынка?

2. Какие элементы рынка являются основными?

3. Что такое рынок?

4. Назовите виды конкуренции.

 

Глоссарий:

 

Рус. Яз Каз. яз Англ. яз
  Конкуренция— состязание между производителями (продавцами) товаров Бә секе concurrentia
  Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Қ аржы capital
  Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Инфрақ ұ рылым infrastructura  

 

Список литературы

Основная литература:

1. Куатова Д.Я., Экономика предприятия. Алматы., Экономика, 2011.-352с.

2. Гонфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика фирмы. Учебник для вузов.. 2004.

3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 491с.-

4. Степанов И.С. Экономика строительства. М: 2009- 620с.

Дополнительная литература:

1. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Уч.пос./ В.К.Скляренко, В.М.Прудников, Н.Б.Акуленко. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 256с.

2. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Уч.пос./ Под ред.В.Я.Горфинкеля, Б.Н.Чернышева.- 5-е изд., стереотип.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 335с

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие для студ.эконом.спец.вузов.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 304с.

4. Мокий М.С. и др. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.С.Мокий, Л.Г.Скамай, М.И.Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 264с.

5. www.stat.kz


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал