![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бланк опросника
Ф.И.О. (или псевдоним) ____ Пол ____________ Возраст _ I этап. Инструкция: «Перед Вами находится таблица с восемью жизненными категориями. Каждую категорию можно представить в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Задумайтесь о своей жизни: о том, какой она была, какая она сейчас и какой Вы ее видите в будущем. Исходя из представлений о собственной жизни, охарактеризуйте проявленность приведенных категорий в Вашей жизни по шкале от 0 («полностью отсутствует») до 6 («постоянно присутствует»)».
II этап. Инструкция: «На оборотной стороне листа напишите, как Вы понимаете каждую из перечисленных жизненных категорий. Постарайтесь не пользоваться цитатами и устойчивыми выражениями. Опишите именно Ваше понимание этих категорий. Если в процессе описания жизненных категорий Вы захотите исправить что-либо в таблице, Вы можете это сделать, но не зачеркивайте первоначальную цифру. Новую цифру пишите либо через «слеш» («/»), либо через запятую (или точку с запятой)». Примечание. Относительно категории «страх смерти» напишите Ваше понимание того, что такое смерть, а относительно категории «бессмысленность» опишите Ваше понимание смысла жизни. III этап. Инструкция: «После того, как Вы заполнили бланк ответа, постарайтесь соотнести то, что происходит с Вами на данном жизненном этапе, с тем, что было отмечено Вами в этом бланке. Ответьте на приведенные ниже вопросы: 1. С какой точностью приведенные Вами результаты описывают Ваше состояние? 2. Изменилось ли Ваше отношение к собственной жизни после прохождения методики? 3. Способна ли данная методика помочь Вам для более глубокого онимания себя? Обработка результатов Рассчитываются два показателя: 1. Вероятность духовного кризиса (ДК): ДК = (Ах 100)/144 (%), где А-сумма баллов по всем ячейкам. 2. Напряженность экзистенциального вакуума (ЭВ): ЭВ = (ВхЮ0)/90 (%), где В - сумма баллов по категориям «одиночество», «свобода», «ответственность», «страх смерти» и «бессмысленность». Определяется тенденция духовного кризиса. Для этого рассчитываются временные коэффициенты для каждого временного измерения: Кп = (Сх100)/48 (%), где С — сумма баллов в столбце «Прошлое»; К (= (Dxl00)/48 (%), где D - сумма баллов в столбце «Настоящее»; Кб — (ЕхЮ0)/48 (%), где Е - сумма баллов в столбце «Будущее». Последовательное сравнение этих показателей дает пять основных тенденций: 1.Прогрессивная (Кп < Кн < К.б) — наблюдается усиление проявлений духовного кризиса в субъективном времени, что говорит о неудовлетворенности жизнью, о стремлении человека выйти на новый уровень своего развития; появляются устремления нравственного и религиозного характера. 2.Регрессивная (Ки > Км > Кб) - наблюдается снижение проявлений духовного кризиса, что указывает на духовный рост испытуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни; человек перестает быть «таким, как все». 3. Стагнационная (Кп = Кн = Кб) — в зависимости от величины коэффициентов может указывать на следующие проявления: а) К > 75% - может свидетельствовать о глубоком духовном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины; б) 25% < К < 75% — указывает на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы; в) К < 25% — указывает на человека, довольного жизнью, не стремящегося к вершинам духовного развития; духовного кризиса нет. 4. Пиковая (Кт < Км > Кб) — может указывать на человека, переживающего эмоциональный шок (например, вследствие потери близкого человека) или же испытывающего разочарование от жизни. 5. Низинная (Км > Ки < Кб) — указывает на человека, периодически входящего в состояние духовного кризиса, но отрицающего истинность и ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удается вернуться к своему прежнему состоянию, и он «тоскует по божественному». Примечание. Если обнаружено равенство только между двумя рядоположными коэффициентами, то они приравниваются, и тенденция в этом случае считается либо прогрессивной, либо регрессивной (в зависимости от знака неравенства).
2.«Шкали психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Проведена адаптация шкалы психологического благополучия К. Рифф. Методика включает в себя шесть шкал: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие. Результаты стандартизации методики (п = 510) свидетельствуют о том, что она обладает хорошими психометрическими показателями. Подтверждена шестифакторная структура психологического благополучия с ведущими компонентами самопринятие и жизненные цели. Предложена адаптация экспресс-варианта шкалы психологического благополучия. Психологическое благополучие - это некий вариант самооценки, самоотношения. Понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективной эмоциональной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах самоактуализации и личностного роста. Подобная структура обособляет его от ряда других общепринятых терминов. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни», психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или физических недугов. Методика направлена на изучение актуального психологического благополучия высокое и низкое психологическое благополучие). Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). 1. Шкала «Позитивные отношения с окружающими» Высокие и нормативные значения. Наличие близких, приятных, доверительных отношений с окружающими. Желание проявлять заботу о других людях. Способность к эмпатии, любви и близости. Умение находить компромиссы во взаимоотношениях. Низкие значения. Отсутствие достаточного количества близких, доверительных отношений. Трудности в проявлении теплоты, открытости и заботы о других людях. Переживание собственной изолированности и фрустрированности. Нежелание идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. 2. Шкала «Автономия» Высокие и нормативные значения. Независимость. Способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках. Возможность регулировать собственное поведение и оценивать себя. исходя из собственных стандартов. Низкие значения. Озабоченность ожиданиями и оценками других. Ориентация на мнение других людей при принятии важных решений. Неспособность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках. 3. Шкала «Управление средой» Высокие и нормативные значения. Чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами. Способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства. Умение самому выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям. Низкие значения. Неспособность справляться с повседневными делами. Ощущение невозможности изменить или улучшить условия своей жизни. Чувство бессилия в управлении окружающим миром. 4. Шкала «Личностный рост» Высокие и нормативные значения. Чувство непрерывного саморазвития. Отслеживание собственного личностного роста и ощущение самосовершенствования с течением времени. Реализация своего потенциала. Низкие значения. Переживание личностной стагнации. Отсутствие ощущения личностного прогресса с течением времени. Скука и незаинтересованность жизнью. Ощущение неспособности усваивать новые навыки. 5. Шкала «Цели в жизни» Высокие и нормативные значения. Наличие целей в жизни и чувства осмысленности жизни. Ощущение, что настоящее и прошлое осмысленны. Присутствие убеждений, придающих цели жизни. Низкие значения. Наличие целей в жизни и чувства осмысленности жизни. Ощущение, что настоящее и прошлое осмысленно. Присутствие убеждений, придающих цели жизни. 6. Шкала «Самопринятие» Высокие и нормативные значения. Поддержание позитивного отношения к себе. Признание и принятие всего собственного личностного многообразия, включающего свои как хорошие, так и плохие качества. Позитивная оценка своего прошлого. Низкие значения. Недовольство самим собой. Разочарование в собственном прошлом. Обеспокоенность некоторыми чертами собственной личности, непринятие себя. Желание быть другим, не таким, каков есть на самом деле.
Новые ключи: 1. Шкала «Баланс аффекта» описывает общую эмоциональную оценку себя и собственной жизни. Низкие и нормативные баллы, набранные по этой шкале, свидетельствуют о преобладании позитивной самооценки, принятии себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Позитивная оценка таких сторон собственной личности, как способность приобретать и поддерживать контакты с окружающими. Уверенность в себе и собственных силах. Высокое мнение о собственных возможностях, чувство компетентности в управлении повседневными делами. Общая удовлетворенность собственной жизнью. Высокие баллы. Негативная самооценка, недовольство и неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни. Негативное отношение к себе и собственной жизни. Ощущение собственной никчемности и бессилия. Недостаток способности поддерживать позитивные отношения с окружающими. Неверие в собственные силы. Недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия, усваивать новые умения и навыки. 2. Шкала «Осмысленность жизни» отражает наличие или отсутствие целей в жизни. Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных целей, присутствием чувства осмысленности жизни. Восприятие своего настоящего, прошлого как имеющего смысл. Наличие убеждений, придающих жизни смысл. Уверенность в том, что будущее имеет перспективы. Оценка себя как человека целеустремленного. Низкие баллы определяют недостаток или полное отсутствие ощущения осмысленности жизни. Прошлое и настоящее воспринимаются как бессмысленные. Преобладает чувство скуки и бесцельности своего существования. Отсутствие видимых жизненных перспектив, которые обладали бы достаточной привлекательностью для испытуемого. 3. Шкала «Человек как открытая система» описывает способность воспринимать и интегрировать новый опыт. Реалистичное восприятие всех аспектов как позитивных, так и негативных аспектов человеческого бытия. Высокие и нормативные баллы отражают способность усваивать новую информацию. Целостный, реалистичный взгляд на жизнь гармонично сочетается с открытостью новому опыту. Непосредственность и естественность переживаний. Низкие баллы. Неспособность достаточно эффективно интегрировать отдельные аспекты собственного жизненного опыта. Фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни. 4. Шкала «Автономия» связана со способностью соблюдать гармоничный баланс между собственными и общественными интересами. Крайние значения по этой шкале могут свидетельствовать как о чрезмерном конформизме (высокие значения), так и об излишней индивидуалистичности (низкие значения). Классические ключи: Пункты, подчеркнутые и выделенные жирным шрифтом, при обработке переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2, 1. Остальные пункты (не выделенные) при обработке переводятся в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Шкало «Позитивные отношения с окружающими»: 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 55, 61, 67, 73, 79. Шкала «Автономия»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 56, 62, 68, 74, 80. Шкала «Управление средой»: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81. Шкала «Личностныйрост»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 64, 70, 76, 82. Шкала «Цели в жизни»: 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 53, 59, 65, 71, 77, 83. Шкала «Самопринятие»: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60, 66, 72, 78, 84. Новые ключи (полученные путем факторного анализа): Пункты, подчеркнутые и выделенные жирным шрифтом, при обработке переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2, 1. Остальные пункты (не выделенные) при обработке переводятся в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Шкала «Баланс аффекта»: 6, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 2 1, 24, 27, 29, 30, 31, 33, 34, 39, 42, 43, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 66, 73, 75, 83, 84. Шкала «Осмысленность жизни»: 3, 4, 5, 11, 23, 35, 41, 45, 46, 47, 48, 51, 53, 57, 59, 63, 70, 71, 72, 76, 77, 81. Шкала «Человек как открытая система»: 1, 10, 16, 19, 25, 28, 32, 40, 49, 52, 64, 67, 69, 79. Шкала «Автономия»: 2, 8, 14, 20, 26, 37, 38, 44, 50, 62, 68, 74, 80. Инструкция: Предлагаемые Вам утверждения касаются того, как Вы относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем Вам согласиться или не согласиться с каждым из предложенных утверждений. Обведите цифру, которая лучше всего отражает степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением. Помните, что правильных или не правильных ответов не существует.
Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (классический вариант методики) Возраст от 20 до 35 лет
Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (новый вариант методики) Возраст от 20 до 35 лет
3. Опросники способов совладания Лазарус Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. 1) Конфронтационный компинг. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы; 2) Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания.; 3) Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию; 4) Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи; 5) Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой; 6) Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях; 7) Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов; 8) Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов
|