Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема одиночества в лирике М.Лермонтова.
В своем окружении М.Ю.Лермонтов испытывал мучительное чувство одиночества. Эта тема проходит через ряд его произведений. Уже в одном из юношеских стихотворений есть такие строки: Один среди людского шума, Возрос под сенью чуждой я… В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать поэта умерла, когда Мишель был еще ребёнок, отца он почти не видел. Позже была неразделённая любовь… И снова – беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими: Без друга лучше дни влачить И к смерти радостней клониться, Чем два удара выносить И сердцем о двоих крушиться!.. Поэт постепенно свыкался с участью одинокого скитальца, и он уже не мыслил себя рядом с близкими ему людьми: Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом. («Стансы») Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде стихотворений в ярких аллегорических образах: парус среди бушующих волн, ставший символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира («Парус»); сосна, одиноко стоящая на голой вершине («Утес»); дубовый листок, который одиноко без цели носится по свету («Листок»). Наиболее обнажено, мне кажется, эта тема звучит в стихотворении «И скучно и грустно…», лирический герой которого говорит о своем одиночестве. Он пытается, но не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтом овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…. В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь – «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти, желания ничтожны. И поэт продолжает одиноко существовать на земле, покорный судьбе… В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтов передает ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное – поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, душа его просветляется: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит… В стихотворении поэт рисует великолепный ночной пейзаж, передает свое волнение, очарование божественной тишиной и покоем, разлитым в природе. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянии, мысли поэта обращаются к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и …трудно» оттого, что нет «свободы и покоя»! Оттого, что он одинок. Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями! Гонит прочь промелькнувшую мысль о холодном сне могилы! В заключительных строчках появляется образ дуба как символ вечной жизни. В своем одиночестве М.Ю.Лермонтов тянется к природе и там черпает силы для своей исстрадавшейся, отверженной души.
9.2 Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов – поэт, чьё творчество никого не оставляет равнодушным: каждый читающий его стихи или романы задумается над философскими вопросами о смысле жизни, о счастье, об одиночестве... И поймут, что от одиночества страдают не только герои, но и сам автор. Среди произведений М.Ю.Лермонтова есть одно, которое относится к моим любимым. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». В нём удивительна поэтика, музыкален строй стиха, глубок смысл, наполненный философским звучанием. Тема одиночества раскрывается через описание величественной природы, мир которой пересекается с миром лирического героя: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Казалось бы, перед нами пейзажная зарисовка. Однако вдумчивый читатель в первых же строчках проводит параллель между природой и жизненным путём одинокого человека. «Сквозь туман… блестит» «кремнистый путь» того, кто один выходит на дорогу. Так с самого начала обозначена основная тема. В следующих строчках рисуется красота зимней ночи, в природе царит тишина и покой, которого так не хватает лирическому герою: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Лирический герой неспокоен, его душа болит и тоскует, он не может понять, что с ним происходит. И на риторические вопросы «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?» он не находит ответа. Интересно временное пространство этих строк: лирическому герою сейчас «больно и … трудно», он ждёт, что же будет завтра, и не жалеет о том, что было вчера. Временное пространство сомкнулось – тоска и безнадёжность… Однако в третьей строфе он отвергает печаль и, несмотря на то, что уже не ждёт «от жизни ничего», ищет «свободы и покоя». Лирический герой желает, чтобы «в груди дремали жизни силы», «чтоб дыша вздымалась тихо грудь», чтобы над ним, «вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». Читая последнюю строчку, представляем зеленеющий дуб, наполняющий героя жизненной силой. И сразу же в памяти возникает могучий старый дуб, помогающий возродиться Андрею Болконскому… Монолог-исповедь героя наполнен восклицательными и вопросительными предложениями, умолчаниями, многократным повторением местоимения «я», что позволяет поэту глубоко и полно раскрыть тему одиночества. Начало и концовка стихотворения похожи. М.Ю.Лермонтов не случайно даёт описание чудесной природы: дисгармонию в душе одинокого человека может победить красота окружающего мира. Именно там, в мире природы, и находит покой лирический герой… Данная тема, приобретая глубоко личный характер, не может не трогать души читателей. Она является основной в творчестве Лермонтова, потому что одиночество лирического героя – это чувства самого автора, которые он испытывал с раннего детства.
10. Патриотическая лирика Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же впоследствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу. Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая -ненависти, это «...немытая Россия, Страна рабов, страна господ...» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит. В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне. Все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я...» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии. В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни. Интерес Лермонтова вызывает и эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена поэма «Песня про купца Калашникова». Главный герой Калашников честен, благороден, смел. Он пытается защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Он отомстил за свою поруганную честь, убил своего обидчика, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл Калашников истинной причины своего поступка. В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами. В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как Гражданин и Патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу: «Свободы, Гения и славы палачи!» Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. Прогрессивные критики сознавали Лермонтова как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе! Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия - все это сливалось в бурный поток его лирики.
11. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Молодость и пора становления личности М.Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего времени». Вынужденное бездействие, всеобщая ненужность, невозможность творчески проявить себя стали причиной появления в литературе нового «героя». Писатель создал социально-психологический роман, в котором показал своего современника. В предисловии к роману Лермонтов дал такую характеристику герою: это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». «Герой» не может быть героем, обществу не нужны его поступки. Печорин – офицер русской армии, но он даже на Кавказе, находясь на территории горцев, скучает в крепости, развлекаясь охотой на кабанов, похищает Бэлу, причиняет неприятности окружающим. Лермонтов проводит исследование состояния его души, обращая внимание на нравственные установки Печорина. Герой оценивается с трех сторон. О нем пишут автор, Максим Максимыч и сам Печорин в своем дневнике. Григорий Печорин концентрирует в себе черты всего поколения. Автор сурово осуждает его и дает понять, что вовсе не разделяет нравственных убеждений героя. Лермонтов выявляет причину «болезни века» и предлагает бороться с эгоизмом, надменным презрением к людям, безверием и цинизмом. Писатель учитывает и условия, в которых формировался характер Печорина, разлагающее влияние на него среды и общества, но при этом не снимает ответственности и с самого молодого человека, поступки которого приносят беды окружающим. Отравленный эгоизмом, Печорин не умеет любить, но страдает без любви окружающих. Уверенный в своих замечательных качествах, Печорин удивляется, видя, что приносит только зло и разочарование людям. «Зачем я жил? Для какой цели родился… А ведь, верно, было мне назначенье высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Но я не угадал его». Печорин равнодушен к чувствам окружающих. Он говорит: «Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих». Герой отдает себе отчет, что ломает судьбы людей, и думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он страдает, но система нравственных установок у него не меняется. Положительные задатки натуры Печорина не получили развития. Ему иногда «жаль Веру», при объяснении с Мери он чуть «не упал к ее ногам», но добрые порывы для него – это минутные слабости. Он не догнал и не вернул Веру, оставил Мери с разбитым сердцем, из чистого эгоизма убил Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, но понимает ее как вседозволенность. Без любви, из пустой прихоти он позорит порядочную девушку Мери перед всем обществом, зная, каким пересудам будет подвергнута ее честь. Не задумываясь, Печорин губит Бэлу. Спокойно и жестоко он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с ней скучно». То он говорит о дворянской чести в отношении женщин, то рассуждает, что хорошо бывает «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка», а потом бросить его на дороге, может, кто-нибудь подберет… Судьбы людей для него – лишь временное развлечение. После необдуманных поступков им опять овладевает скука и ему нужна новая жертва. В главе «Тамань» повествование переходит к самому герою. В ней автор создает четкий психологический портрет своего несчастного героя. Печорин мечется по свету в поисках настоящей жизни. Он из любопытства вмешивается в жизнь контрабандистов, вынуждая их бежать и оставить без помощи слепого мальчика. Герой нигде не может найти себе пристанища. Он глух и слеп по отношению к миру. Особенно ярко нравственные убеждения Печорина проступают в рассуждении о счастье. Он думает, что «счастье – это насыщенная гордость», и продолжает: «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Печорин признается самому себе: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. Я иногда сам себя презираю… Не оттого ли я презираю и других?» Еще Пушкин называл многих своих современников людьми с «безнравственной душой», себялюбивыми и сухими. Привычки и мораль высшего света изуродовали нравственный облик Печорина. Он не способен радостно жить и трудиться. Он уверен, что «жить скучно и гадко», постоянно погружен в пессимизм и скептицизм. Печорин с презрением относится к своей родной дворянской среде, оторвался от нее, но ничего позитивного для себя не нашел. Душевная пустота героя порождает вокруг него вакуум, из которого он безуспешно пытается выбраться. Печорин не верит в добро, не может измениться. Он превращается в холодного, жестокого эгоиста, ненавистного даже самому себе. Белинский писал, что Печорин, «алчущий тревог и бурь», гоняется за жизнью, «ища ее повсюду». По мнению Добролюбова, Печорин не знает, куда девать свои силы, «истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела». Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним.
|