Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)
11.
Возраст
| Стадии профессионального становления
| Способы профессионального самоопределения
| Дошкольное детство (до 7 лет)
|
| Профессионально-ролевые игры
| Младший школьный возраст (до 1 1 лет)
|
| Профессиональные индукции
| Подростковый возраст (до 1 5 лет)
| Первичная амбивалентная оптация
| Профессионально окрашенные фантазии.Романтически окрашенные профессиональные намерения
| Ранняя юность (до 1 8 лет)
| Вторичная реалистическая оптация
| Ситуативный выбор учебно-профессионального направления. Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки
| Юность (до 23 лет)
| Профессиональное образование и профессиональная подготовка
| Самоопределение в учебно-профессиональном поле
| Молодость (до 27 лет)
| Профессиональная адаптация. Первичная профессионализация
| Кристаллизация профессиональной направленности. Самоопределение на конкретном рабочем посту
| Зрелость (до 33 лет)
| Вторичная профессионализация
| Самоопределение в профессии
| Зрелость (до 60 лет)
| Профессиональное мастерство
| Самоопределение в профессиональной культуре
| Пожилой возраст (до 75 лет)
| Менторинг — наставничество
| Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни
| 12.13 Факторы профессиональных кризисов:
· неудовлетворенность своим положением, статусом.
· неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).
· психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»).
· чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм.
· изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).
Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами: 1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.; 2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.; 3) противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.; 4) несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»; 5) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др. Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления. Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку.
14. Фазы профессионального кризиса
1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
2. Критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.
На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.
3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.
15. Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)-
Факторы возникновения
Способы преодоления
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)
Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.
Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста
|