Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап. (конец ХVI в. - 1649 г). 3 страница






Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.
Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.
В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

30. Куликовская битва и ее историческое значение

К концу 70-х годов 14 в. Золотая Орда после ряда лет феодальных усобиц достигла временного политического единства под властью темника Мамая. Мамай направил 1377 г. против Нижнего Новгорода царевича Арапшу (Араб-шаха), а в 1379 г. послал против Москвы мурзу Бегича с отрядами татар. Если нападение Арашпи окончилось победой татар над русскими войсками, то войско мурзы Бегича потерпело полное поражение в Рязанском княжестве на реке Воже.

Пытаясь укрепить над русскими землями ослабевшую власть Золотой Орды, Мамай организовал в 1380 г. поход на Москву. В нём приняли участие не только татары, но и наёмные отряды из числа народностей Северного Кавказа, жители генуэзских колоний в Крыму и др. С собранными войсками Мамай подошёл к устью реки Воронеж и стал готовиться к решительному наступлению на Русь. Он хотел привлечь на свою сторону литовского князя Ягайло и князя рязанского Олега, стремившихся к ослаблению Москвы, и начал с ними переговоры. Когда в Москве было получено известие о выступлении Мамая, там стали спешно собирать войско. Дмитрий Иванович отказался удовлетворить требование прибывших в Москву послов Мамая об уплате дани в повышенном размере. На защиту родины поднялись широкие народные массы. Не приняли участия в борьбе с Ордой из-за сепаратистских тенденций своих правителей Рязань, Тверь и Новгород. В конце августа 1380 г. был устроен смотр русскому войску в Коломне, после чего оно выступило к Дону. По дороге в ополчение влились полоцкие и брянские отряды, которыми командовали литовские князья.

Русские действовали осторожно и быстро, поэтому татаро-монголы вначале не подозревали об их продвижении. Инициатива, которую взял в свои руки Дмитрий Иванович, помешала Мамаю осуществить свой план соединения с Ягайло и Олегом. 8 сентября произошла историческая битва на так называемом Куликовом поле, при впадении в Дон реки Непрядвы. После длительного и кровопролитного боя татаро-монголы стали теснить русских, но в самую решительную минуту на поле битвы вышел полк под начальством серпуховского князя Владимира и воеводы Дмитрия Боброва Волынца, расположенный в засаде за дубравой у реки Непрядвы. Под натиском свежих сил русских воинов татаро-монголы обратились в бегство. Этим был решён исход Куликовской битвы; она кончилась победой русской рати над основными силами, приведёнными Мамаем.

Куликовская битва положила начало полному разгрому Золотой Орды и освобождению от татаро-монгольского ига народов Восточной Европы. Ещё больше выросло и окрепло значение Москвы как центра национального объединения в борьбе за освобождение от власти Золотой Орды. Куликовская битва оказала влияние и на развитие народного движения против гнёта иноземных (турецких, немецких и польско-литовских) захватчиков в западнославянских и южнославянских странах, украинских и белорусских землях, в Прибалтике и Молдавии.

31. Историография истории Древней Руси: основные этапы и их особенности

Kиевская Русь, раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере, являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию Киевской Руси предшествовал период (6—8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии.
За время существования Киевской Руси восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.
История Киевской Руси условно делится на 5 этапов. 1-й этап (до 882) — образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало ещё не всех восточных славян и ограничивалось территорией племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. 2-й этап (882—911) — захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины, 3-й этап (911—1054) — расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена, 4-й этап (1054—93) — появление первых ощутимых элементов распада Киевской Руси. Одновременно происходит рост производительных сил, связанный с прогрессивной ролью феодальной формации в это время, 5-й этап (1093—1132) — усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создаётся более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.

32. Образования Московского государства: причины, основные этапы и их специфика

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.

Причины.

Роль объединяю­щих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.

Особенности образования Русского централизованного государства:

Говоря о " централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

- государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения.

- образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Особенности процесса государственной централизаци и сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централиза­ция сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).

33. Этимология слова «Русь»: основные теории

Версия первая

Существует большая группа ученых, языковедов, историков, которые связывают происхождение слова " Русь" с названием реки или именем существительным, обозначающим какой-либо водоем. Эта версия выглядит наиболее достоверной и имеет конкретные доказательства. Известно, что большинство древних поселений славян появлялось именно на берегах рек и озер. Вода значительно облегчала быт людей, использовалась в хозяйственной деятельности, являлась естественной преградой на пути следования вражеского войска, по воде можно было легко передвигаться летом, прокладывать дороги зимой. Вот и значение слова " Русь" находится в непосредственной связи с названием рек, на берегах которых еще в глубокой древности были основаны поселения, ставшие началом великих городов. Известно, что Рось - это правый приток могучего Днепра. Такое же название много веков назад носил Неман. Слово " Русь" имеет отношение к названию одного из рукавов реки в ее дельте. Залив, куда он впадал, именовался Русной. Похожие названия носили и другие небольшие реки, являвшиеся притоками более крупных водоемов. В связи с этим не нужно забывать и о том, что великую Волгу в глубокой древности тоже называли Рас или Рось.

Версия вторая

По утверждению Б. А. Рыбакова и группы других ученых, происхождение слова " Русь", " русские" связано с наименованием племени, обитавшего в древности на обширных территориях современной Восточной Европы - до Киева на севере и степной зоны на юге. Позднее к племенам росов, или русов, как их называли, присоединились их соседи. Объединение племен послужило предпосылкой для рождения народа, который впоследствии стали называть русским, а территорию, где он проживал - Русью.

Версия третья

Другая группа ученых, пытающихся объяснить происхождение и значение слова " Русь", говорит о том, что его толкование тесно связано не с водой, а с лесом. Росы - это корчеватели леса, люди, поселившиеся на территориях, покрытых лесными массивами. Именно лес помог племенам выжить в суровых климатических условиях, давая тепло, пищу, позволяя смастерить столь необходимые в быту предметы. К этой же группе версий можно отнести еще одну. Как говорилось выше, слово " медведь" в некоторых западноевропейских языках по своему звучанию очень похоже на корень " рус". Отсюда следует, что русами могли называть людей, поселившихся в лесу, ведущих скрытный образ жизни, но сильных и могущественных, как медведь. Это животное считалось самым сильным и грозным обитателем лесов.

Версия четвертая

Эта гипотеза появления слова связана с языками финно-угорской группы. В некоторых из них также существовало слово, похожее по своему звучанию, произношению с корнем " рос". В переводе оно звучит как " варяг", что означает " наемный воин". В основном варягами становились люди, явившиеся с территории Восточной Европы. Позднее места, откуда больше всего их приходило, стали называть Русью. Изначально слово " варяги" не являлось названием народа, а указывало на социальный статус группы людей. Сейчас же существует предположение, что варяги и русские - это слова, близкие по своему значению. Они означают название одного и того же народа, обитавшего на территории древнего государства, расположенного на севере Европы.

Версия пятая

Одна из распространенных гипотез, объясняющих значение слова и его происхождение, указывает на то, что " русы" - это не название племени. По утверждению ученых, так называли тех, кто занимался сбором дани у людей, которые должны были ее платить. Подтверждением этой версии является современный перевод " Повести временных лет", где названия славянских племен противопоставляются слову " рось".

Слова с одинаковым корнем, их толкование

Рассматривая значение слова Русь, нельзя не обратить внимания на существование целой группы форм, которые близки с ним по своему значению. После небольшого исследования нетрудно заметить, что каждое из приведенных толкований тем или иным образом снова связано с водой, рекой, морем. Так, например, русалка - мифическое существо, обитающее в водоемах. О ней рассказывают древние языческие поверья. А в порогах Днепра обитает еще одно сказочное чудовище, его имя - Рус. В диалектах некоторых областей России до настоящего времени употребляются лексические единицы, имеющие общий корень со словом Русь. Например, руслина - это стрежень или быстрина, руст - движение воды быстрым потоком, русло - углубление на суше, место, где протекает река. Имена Руслан и Руслана, как считается, тоже являются родственными слову Русь.

Вместо заключения Версии происхождения слова " Русь", их огромное разнообразие указывают на большой интерес к этому вопросу не только ученых всего мира, но и простых людей. Внимание к теме не ослабевает уже на протяжении многих веков. Большое количество существующих версий указывает на нерешенность проблемы. Но ясным становится следующее: образование могущественного Древнерусского государства стало основой для формирования единой народности и зарождения русского языка. Обстоятельства, связанные с феодальным дроблением Руси, нашествием монголо-татар, привели к тому, что культурное развитие отдельных территорий шло своим особым путем. Но, несмотря на годы разрозненного существования, " собирание русских земель" все-таки состоялось, что впоследствии привело к появлению независимого единого Российского государства.

34. Московская земля: страницы истории от удельного княжества до центра Русской земли. (ХII – ХIV вв.

В период правления Даниила Александровича роль «объединителя» русских земель взяла на себя Москва. Именно с этого времени начинается создание централизованного государства с единой столицей. Возвышение Московского княжества и его центра - Москвы - неслучайно. Этому способствовало удачное географическое положение, политика, проводимая московскими правителями, развитие новых, проходивших через русские земли, торговых путей. Родоначальником династии князей Москвы принято считать сына Александра Невского - Даниила, взявшего в свои руки правление княжеством в 1263 году и активно занимавшегося расширением своих земель. Так, в 1301 году к Московскому княжеству присоединяется Коломна, а в 1303 году – Можайск. За несколько лет правления Даниила его княжество значительно увеличилось и стало одним из самых крупных и могущественных на северо-востоке Руси. Большое влияние на образование Московского государства оказало правление Ивана Данииловича, который в основном продолжил дело своего отца по расширению территории своих земель и присоединил к Москве Белозерское, Угличское и Галичское княжества. Иван Даниилович, прозванный Калитой, вошел в историю Руси как жестокий, умный и последовательный в принятии решений правитель, уделявший большое внимание отношениям с Золотой Ордой. В период правления Ивана Калиты Москва стала центром постоянного пребывания в ней князя, что еще более укрепило авторитет московских князей перед правителями остальных русских земель. Дальнейшее образование централизованного Московского государства происходит под руководством сыновей Калиты – Ивана Красного и Симеона Гордого, присоединивших к нему Стародубские, Дмитровские земли, Кострому и Калугу. На процесс формирования единого государства не могли не оказать влияния феодальные распри, вспыхнувшие на Руси в середине 14 столетия между правнуками Ивана Калиты, правившими в расположенных в непосредственной близости от Москвы княжествах. Основной причиной вражды братьев между собой стал вопрос об изменении порядка престолонаследования. Иной смысл феодальных войн 14 века кроется в борьбе противников и сторонников создания единого государства на территории Руси со столицей в Москве. В итоге теми, кто выступал за централизацию земель русских, была одержана беспрекословная победа. Образование Московского государства было завершено в период правления Ивана Третьего и его сына - Василия Третьего. Бояре и князья оставшихся русских княжеств охотно переходили на службу в Москву. Те, кто по-прежнему отказывался признать власть московских князей, бросали свои земли и бежали в соседние страны (в частности, в Литву). Последней, самой крупной землей, сохранившей свои полномочия отдельного княжества, был Великий Новгород, бояре которого к этому периоду успели заключить договор о вассальной зависимости с Литвой. Узнав об этом, Иван Третий в 1471 году организовал на город поход. Решающее сражение состоялось в районе реки Шелонь, новгородские войска были полностью разбиты москвичами. Семь лет спустя Новгород вошел в состав Московского княжества. Образование Московского государства было завершено с присоединением к нему в 1485 году Твери. Правивший в нем в это время Иван Третий получил титул государя всея Руси. Конец 14 столетия вошел в историю нашей страны как период окончания ее феодальной раздробленности. Образование Московского государства связано с таким великим событием, как освобождение Руси от почти 240-летнего татаро-монгольского ига. Иван Третий первым из правителей страны за последние столетия перестал платить татарам дань. В 1480 году ханом Ахматом была предпринята попытка восстановления господства над страной, которая не увенчалась успехом. После освобождения Руси от ненавистного ига произошло небывалое усиление позиции Московского княжества, к нему были присоединены остававшиеся неподчиненными земли: Смоленск, Псков и Рязань. В конце 15 столетия на карте появились новая держава, все чаще называемая Россией.

35. Социально-политическая жизнь Руси в ХII – ХIII вв. Смерть Мстислава Великого и усиление борьба за киевский престол

Сельское хозяйство

Основой хозяйства в русских землях оставалось пашенное земледелие. Соединение земледелия со скотоводством, сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом обуславливало натуральный характер крестьянского и феодально-вотчинного хозяйства, в которых производственный цикл работ повторялся ежегодно «в прежних размерах» и «на прежнем основании»1. Связи крестьянского и вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер и не являлись необходимым условием простого сельскохозяйственного воспроизводства. Материально-производственную основу феодального хозяйства составляли труд зависимых крестьян и холопов и взимаемая с крестьян продуктовая рента.

Феодалы продолжали сохранять за собой организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства. В крестьянских хозяйствах, составлявших основную производственную ячейку в земледелии, развитие производительных сил тормозилось их парцеллярностью и рутинностью наследованной от прадедов техники. Крупная вотчина имела больше возможностей для организации многоотраслевого пашенно-промыслового хозяйства, расширения пашни, внедрения двух- и трехпольных систем севооборота, приобретения более дорогих и качественных орудий труда, изготовляемых городскими ремесленниками. Наконец, стремление феодально-зависимых крестьян оставить себе (после уплаты феодальной ренты) большую часть произведенного ими прибавочного продукта вынуждало их увеличивать доходность своего хозяйства интенсификацией труда, совершенствованием производственных навыков и самого производственного процесса.
Известно до 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря (тяжелые плуги с лемехами и череслами на черноземном юге, легкие однозубые «рало» и двузубые сохи с железными сошниками в лесных северных районах, серпы, косы и т.д.). Большее распространение получала
паровая система севооборота (двух- и трехпольная), увеличивавшая, по сравнению с подсекой и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве, а затем и на пашне начинает входить в практику удобрение почвы навозом. \j Однако урожайность полей оставалась невысокой— «сам-полтора», «сам-два», «сам-три» в средние урожайные годы. В XII — XIII вв. растет площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации закабаляемыми крестьянами новых земель, стремившихся вырваться из феодальной зависимости уходом на «вольные» земли.
Феодальное землевладение продолжало расти и развиваться преимущественно в форме крупных княжеских, боярских и церковных (кафедральных и монастырских) вотчин. Сведений о наличии и развитии в XI —XII вв. условного феодального землевладения типа позднейшего поместного служилого землевладения пока не обнаружено. Служилым вассалам, составлявшим «дворы» князей (служилые бояре, дружинники, лица из вотчинной администрации), давались за службу земли на вотчинном праве или же кормления— право на держание городов или волостей и получение I с них доходов.
Основная масса крестьян-общинников еще оставалась лично свободной и хозяйствовала на государственных землях, верховным собственником которых считался.князь (будущие «черные» земли), уплачивая феодальную ренту в виде «даней». Решающую роль в закабалении свободных крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. По признанию митрополита Климента Смолятича (XII в.), князья и бояре силой «прилагали дом к дому и села к селам». Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость достигалось и через их экономическое закабаление. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных («обельных») холопов, так и различные категории зависимых лиц, правовое положение которых приближалось к холопскому. Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению того времени («люди», «смерды», «изгои», «сироты», «прощеники», «закладники», «закупы», «рядовичи», «челядины»), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости.
Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание с них продуктовой ренты и — в меньшей степени - через отработки в господском хозяйстве. Соотношение места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело конкретно от местных условий хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений. Продолжал сохранять свое значение в феодальном хозяйстве и труд холопов, выполнявших работы по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке небольших тогда площадей барской запашки. Вместе с тем росло число холопов, сажаемых феодалами на землю. Вооруженные отряды дворовых холопов составляли дружины бояр.
Важнейшим итогом развития феодального хозяйства в ХII —XIII вв. являлась кристаллизация его основных черт как натурального хозяйства, основывающегося на эксплуатации лично зависимых крестьян наделенных средствами производства и ведших свое собственное хозяйство на надельной земле.

Город и ремесло в XII — XIII вв.

В результате дальнейшего развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения ремесла от земледелия и роста торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных поселений, которых к середине XI М в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер, выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена. Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специ-альностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования.
Развитие русского ремесла накануне татаро-монгольского нашествия являлось основой складывания рыночных связей, создания местных рыночных центров, связывавших город с сельской округой. Сосредоточение в городах ремесленников-профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII—XIII вв. уже насчитывалось до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера в технологии обработки маталлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья и чеканки ювелирных изделий. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала и на городской рынок, с которым были связаны близлежащие сельские округи. Наиболее квалифицированные мастера крупнейших ремесленных центров наряду с работой на заказ работали уже и на рынок, становясь мелкими товаропроизводителями, изделия которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в половецких степях. В ряде городов этих стран имелись особые дворы и улицы русских купцов, продававших и обменивавших изделия русских ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные изделия, знаменитые «русские замки»_и др.). В свою очередь в русских городах появляются «дворы» иноземных купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгово-промышленными центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.
Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами «детинцев» торгово-ремесленных посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов. Русский город в XII —XIII вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества. Основную массу населения городов составляли «черные», «меньшие» («мизинные«) люди— мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальцые «наймиты» и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы («убогие люди») — средневековый люмпен-пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая в дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов).
В крупных торгово-ремесленных городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей «казной» и своими патрональными церквами («улицы», «ряды», «сотни», «брат-чины», «обчины»). Ремесленные объединения создавались по территориально-профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения («братчины», «сотни») складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так, в Киеве было объединение купцов-«гречников»,. ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое «Иванское сто» (сотня) купцов-вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную В сословном отношении торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках городское управление, суд, руководство городским ополчением, опутывавшей городской плебс ростовщическими кабалами, взимавшей с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.
Расцвет вечевых собраний в XII — XIII вв. связан с возросшей ролью городов и городского населения в политической жизни княжеств. Внешне вечевые собрания представляли собой своеобразную форму феодальной «демократии», исключавшей, однако, решающее участие в управлении городского плебса. Летописные известия показывают, что вечевые собрания были прежде всего собраниями городской феодальной знати и посадской верхушки, использовавших их демократическую форму для привлечения на свою сторону городского плебса в борьбе за городские вольности (прежде всего за права и привилегии бояр и торговой верхушки) и за решающую роль в политической жизни своего города, и княжества. Место и роль вечевых собраний в жизни каждого города, состав их участников зависели от остроты социальных противоречий в городах, от расстановки классовых и внутриклассовых сил в них, от развитости и политической активности торгово-ремесленного населения. В крупных городах (Киев, Новгород, Псков, Полоцк и др.) вечевые собрания нередко превращались в арену ожесточенных социальных схваток, заканчивавшихся расправой с наиболее ненавистными для горожан ростовщиками, боярами, лицами из городской и княжеской администрации. Во время восстаний вечевым собраниям знати иногда противопоставлялись стихийно собиравшиеся вечевые собрания черного городского люда. Пока в борьбе местной знати с княжеской властью ни одна из сторон не взяла решительного перевеса, до тех пор и бояре и князья вынуждены были
обращаться за поддержкой к городскому плебсу, допускать возможность для последнего оказывать через вечевые собрания свое влияние на политическую жизнь своего города и княжества. С победой одной из этих борющихся сторон значение вечевых собраний резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.), или же они ликвидируются совсем (как во Владимиро-Суздальском княжестве с конца XII в.).
В политической жизни Руси периода феодальной раздробленности города играли двойственную роль. С одной стороны, города, как локальные политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепара-тизма, децентрализаторских устремлений со стороны удельных князей и земской боярской знати. С другой стороны, качественные сдвиги, происходившие в экономике страны в результате развития городов и городского ремесла и торговли (первые шаги по пути превращения ремесла в мелкотоварное производство, развитие товарно-денежных отношений и установление рыночных связей города с сельской округой и более широких торговых связей, выходивших за пределы слагавшихся местных рынков), были идентичны сдвигам, происходившим в западноевропейских городах накануне эпохи первоначального капиталистического накопления. В результате на Руси, как и на Западе, в лице численно растущего и экономически крепнущего торгово-ремесленного населения складывалась политическая сила, которая тяготела к сильной великокняжеской власти, в борьбе которой с удельными князьями и боярской знатью пробивалась тенденция к преодолению государственно-политической раздробленности страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал