Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба внутри московского княжеского рода за великокняжеский престол в ХIV в – ХV вв. Причины, этапы феодальной войны.






Феодальная война - происходила на Руси во 2-й четверти XV века между великим князем московским Василием II Васильевичем и удел. князьями - его дядей, Звенигород, кн. Юрием Дмитриевичем, с сыновьями, гал. кн. Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Осн. причины войны: усиление противоречий среди феодалов и связи с выбором путей и форм гос. централизации в обстановке тат. набегов, лит. экспансии и усиления борьбы крестьян и горожан против княж.-бояр.-дворян. эксплуатации; политич. и экономич. консолидация как вел. (Московское, Тверское, Рязанское), так и удел. (Галицкое, Звенигородское, Можайское и др.) кн-в. После смерти вел. кн. моск. Василия I Дмитриевича (1425) претендентами на великокняж. стол выступили Василий II и Юрий. В 1425 -1431 борьба велась военными и дипломатич. средствами. В ней участвовали Золотая Орда и Литва. Решительные столкновения произошли в 1433 -1434. Несмотря на военные успехи, Юрий не добился поддержки большинства феодалов Моск. ки-ва и не закрепил за собой великокияж. стол. На г-н этапе война вышла за рамки Моск. ки-ва: военные действия велись в центр, и сев. районах. Гл. соперника Василия II, Василия Юрьевича Косого, после смерти Юрия (1434) поддержал вел. кн. твер. Борис Александрович. В 1436 Василий Косой потерпел поражение, попал в плен и был ослеплен. На 3-м этапе войны (с 1441) противником Василия II стал Дмитрий Юрьевич Шемяка. В союзе с удел. можайск. кн. Иваном Андреевичем, опираясь на Бориса, он захватил (1446) Москву, пленил с помощью Улу-Мухаммеда Василия II и, ослепив его, сослал в Углич. В этот период произошёл ряд городских восстаний, рост «великих разбоев», началось массовое бегство крестьян от феодалов. Шемяка не получил поддержки большинства феодалов, недовольных ослаблением центр, власти. Осенью 1446 он отпустил Василия Тёмного на удел в Вологду. Василий возобновил военные действия, вступив в союз с Борисом. В декабре Москва уже была под его властью. Борьба продолжалась в центр., а затем в сев. районах до 1450, когда Шемяка в союзе с Новгородом Великим потерпел поражение под Галичем. Война прекратилась в 1453 со смертью Шемяки. Окончание её привело к почти полной ликвидации уделов в Моск. кн-ве и резко изменило в его пользу соотношение сил в Сев.-Вост. Руси, создав политич. предпосылки централизов. гос-ва.

41. Внешняя политика Руси в эпоху Ивана Грозного. Ливонская война

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись:

§ а). на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири;

§ б). на западе — борьба за выход к Балтийскому морю;

§ в). на юге — защита страны от набегов крымского хана.

а). Юго-восточное и восточное направления.

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь.

Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. Спустя четыре года после взятия Казани, в 1556 г., была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда — государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь.

Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом — ясак.

б). Западное направление

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну (1558 — 1583 гг.). Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). В 1560 г. Ливонский Орден был разбит. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в Яме Запольском — местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

в). Южное направление.

Крымские ханы совершали набеги на южные области России. Правительство Ивана IV не считало возможным прямую конфронтацию с Крымом, поэтому ограничилось оборонительными мерами. В 50-е годы началось строительство Засечной черты - оборонительной линии из крепостей и естественных преград.

 

Ливонская война

События Ливонской войны это классический пример нежелания Европы впустить Российское государство на мировую политическую и экономическую арену. Противостояние России и европейских государств, которое, к слову сказать, продолжается по сегодняшний день, началось не вдруг. Идет это противостояние из глубины веков и причин здесь много. Хотя основная – это конкуренция. Вначале это была духовная конкуренция – борьба пастырей христианской церкви за паству, ну и, попутно за территориальные владения этой паствы. Так, что события Ливонской войны 16 века – это отголоски борьбы, которую вела между собой Римско-католическая и Православная церковь.

Первый российский царь Иван IV объявил в 1558 году войну Ливонскому Ордену. Официальным поводом послужило то обстоятельство, что ливонцы уже 50 лет как перестали платить дань за владение городом Дерпт, который они захватили еще в 13 веке. Кроме того, ливонцы не захотели пропустить в Московию специалистов и мастеров из немецких государств. Военная компания началась в 1558 году и продолжалась до 1583 года и получила в Мировой истории название Ливонская война.

Три периода Ливонской войны

События Ливонской войны имеют три периода, которые происходили с переменным успехом для царя Ивана Грозного. Первый период – это 1558 – 1563 годы. Русские войска проводят удачные военные операции, которые приводят в 1561 году к разгрому Ливонского Ордена. Русскими войсками взяты города Нарва, Дерпт. Они вплотную подошли к Риге и Таллину. Последней удачной операцией для русских войск было взятие Полоцка – это произошло в 1563 году. Ливонская война приняла затяжной характер, чему способствовали внутренние проблемы Московского государства.

Период второй в Ливонской войне длится с 1563 года по 1578. Против войск русского царя объединились между собой Дания, Швеция, Польша и Литва. Преследуя каждый свою собственную цель в войне с Московией, эти североевропейские государства преследовали цель общую – не позволить русскому государству войти в число европейских государств, которые претендуют на господствующее положение. Московское государство не должно было вернуть те европейские территории, которые принадлежали ей во времена Киевской Руси и были утрачены в ходе междоусобных и феодальных разборок и захватнических войн. Ситуация в Ливонской войне осложнилась для русских войск экономической слабостью Московского государства, которое в этот период переживала период разорения. Разорение и обескровливание и так не слишком богатой страны, происходило в результате опричнины, которая оказалась врагом не менее кровожадным и жестоким, чем Ливонский Орден. Нож предательства вонзил в спину своего государя, а также и в спину своей стране, Андрей Курбский – видный русский военачальник, член Избранной Рады Ивана Грозного, его друг и сподвижник. Курбский в 1563 году переходит на сторону короля Сигизмунда и участвует в военных операциях против русских войск. Ему были известны многие военные планы русского царя, о которых он не преминул доложить бывшим врагам. Кроме того, Литва и Польша объединяются в 1569 году в единое государство – Речь Посполитую.

Третий период Литовской войны происходит с 1579 по 1583 годы. Это период оборонительных боев, которые ведут русские против объединенных сил противника. В результате Московское государство теряет в 1579 году Полоцк, в 1581 году Великие Луки. В августе 1581 года польский король Стефан Баторий начал осаду города Пскова, в которой участвовал и Курбский. Поистине героическая осада продолжалась почти полгода, но войска захватчиков так и не вошли в город. Польский король и русский царь подписали Ямпольский мирный договор в январе 1582 года. Русское государство лишилось не только прибалтийских земель и множества исконно русских городов, но и не получило выхода к Балтийскому морю. Главная задача Ливонской войны решена не была.

42. Отечественная история как наука: методы, принципы, основные подходы

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования:

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

- дихронный – метод периодизации;

- историческое моделирование;

- статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

43. Южные княжества Древней Руси

Галицко-Волынское княжество сложилось на территории двух смежных древнерусских областей — Галичины и Волыни. Вначале здесь существовали два отдельных княжества — Галицкое и Волынское, затем они были объединены в одно. Галицкая земля занимала юго-западный угол древней Руси, охватывая территорию современной Молдавии и Северной Буковины. На юге она доходила до Черного моря и Дуная, на западе граничила с Венгрией, от которой ее отделяли Карпаты, на северо-западе — с Польшей, на севере — с Волынью и на востоке — с Киевским княжеством. Волынь занимала область Верхней Припяти и ее правых притоков. Соседями ее были Польша, Литва, Турово-Пинское кня­жество и Галичина.

Галицкая земля была густо заселена. С давних времен здесь процветало пашенное земледелие. На тучных черноземах выращивались обильные урожаи. Много было скота. На территории Галичины находились богатые соляные копи. Поваренная соль Вывозилась отсюда в русские княжества и соседние иностранные государства. Волынь также была древней богатой славянской областью.

В Галицко-Волынской Руси высокого развития достигли ремесла. Имелось сравнительно много городов (около 80). Крупнейшими из них были Владимир, Луцк, Бужск, Червень, Белз, Пинск, Берестье — на Волыни и Галич, Перемышль, Звенигород, Теребовль, Холм — в Галичине. Столицы земель — Галич и Владимир — принадлежали к числу крупнейших древнерусских городских центров. Рост ремесла и сельского хозяйства способствовал развитию внутренней торговли. В то время Галицко-Волынская Русь вела бойкую торговлю с другими русскими княжествами и иностранными государствами, чему немало содействовало ее выгодное положение на водных и сухопутных торговых путях. Галицко-Волынская земля торговала с Византией, Придунайскими странами, Крымом, Польшей, Германией, Чехией и другими странами. В ее городах проживало немало купцов-иностранцев — немцев, сурожцев, болгар, евреев, армян, а также купцов из других русских княжеств.

В Галицкой земле, как наиболее развитой части древней Руси, рано сложилось крупное боярское землевладение. Власть же князей здесь обосновалась довольно поздно — в конце XI в.

К моменту прихода сюда князей основные земли были уже захвачены местными боярами. Галицким князьям не удалось поэтому создать сколько-нибудь значительного княжеского домена. Это обстоятельство наложило глубокую печать на всю общественно-политическую жизнь Галицко-Волынского княжества. XII и XIII вв. истории Галицко-Волынской Руси наполнены почти непрекращающейся борьбой княжеской власти с боярством. Богатые и сильные Галицкие бояре смотрели на князя как на своего ставленника, призванного оберегать их интересы от народа и от внешних врагов. У них имелся свой орган — боярский совет, с помощью которого они стремились держать в своих руках князя и направлять его деятельность. Княжеская власть опиралась на служилых феодалов, центром которых в основном стала Волынь, и на растущую мощь городов, заинтересованных в ограничении феодальных привилегий земельной знати и уничтожении феодальных барьеров, мешавших развитию ремесла и торговли.

Черниговское княжество

древнерусское феод. княжество (11 -13 вв.) с центром в Чернигове.Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению pp. Десны, Сейма, Сожа и верхней Оки. Ранееэта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Терр. ядро Ч. к. составлялигорода: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также " Сновская тысяча" с гг.Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До 11 в. эта область управлялась местной знатью ивоеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда посоглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получилМстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена кКиеву. Собственно Ч. к. выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого князю СвятославуЯрославичу вместе с Муромом и Тмутараканью. С кон. 11 в. Ч. к. окончательно закрепилось заСвятославичами. В 12 в. его князья играли важную роль в политич. жизни Киевской Руси. Многие из них(Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занималикиевский стол и защищали общерусские интересы. Нек-рые черниговские князья княжили в Новгороде.Территория Ч. к. сильно выросла в вост. и сев. направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей.Одновременно внутри самого Ч. к. наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с г.Новгород-Северским (см. Северское княжество), в 12 в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединитьюжнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Ч. к. перестало существовать какгосударственное целое.

Переяславское княжество было небольшим и состояло из земель, расположенных на левом берегу Днепра. Собственно город Переяслав основан ещё Владимиром Святославичем. По преданию, в 992 г. на реке Трубеж сошлись русские воины и печенеги. Печенежский богатырь вызвал на поединок русича. Все боялись крепкого печенега, но среди русского войска был киевлянин Кожемяка, прославившийся тем, что мог рукой остановить разъярённого быка. Он и выступил против печенега. Когда богатыри сошлись, Кожемяка задушил врага и выиграл поединок. Кочевники побоялись вступать в бой с войском, у которого есть такие богатыри, и бежали с поля боя. На этом месте и был основан Переяслав. Город должен был защищать Русь от южных кочевников.


Переяславские земли издавна находились в политической зависимости от Киева. Княжество на юге граничило с половецкими степями. Ни одна из древнерусских земель не подвергалась стольким нападениям и опустошениям, как переяславская. Местные жители постоянно должны были защищаться от частых нападений кочевников. С этой целью вдоль границ были построены земляные валы и укреплённые крепости. Князья Переяславского княжества активно участвовали в походах против половцев. Среди них отличились потомки Владимира Мономаха — сын Ярополк и внук Владимир Глебович.
Близость к Киеву привела к тому, что Переяслав был городом, где, как правило, сидели князья, которые были претендентами на киевский престол. Поэтому князья здесь очень часто менялись, а переяславская земля становилась ареной межкняжеских распрей.
Именно город Переяслав был одним из крупнейших южнорусских городов, имевших огромное оборонное значение для всей Руси. Кроме того, Переяслав был крупным экономическим центром с высокоразвитым ремеслом и торговлей.
На территории Переяславского княжества находилось 25 городов. Больше всего их располагалось на р. Суле, служившей юго-восточной границей Руси.

Все они, как правило, имели оборонное значение и были крепостями.

В то же время такие города, как Лубны, Вопнь были и крупными торгово-ремесленными центрами. Кроме ремесленников, торговцев и крестьян, в городах жило много воинов.
С именем переяславского князя Владимира Глебовича связано первое летописное упоминание названия «Украина». Рассказывая о смерти доблестного князя в 1187 г., летописец говорит, что плакали по нему не только переяславцы: «...за ним же Украина много потужила»

44. Раздробленность на Руси. Ее оценка в российской историографии.

K Хронологическим началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава, сына Мономаха, «разодралась земля Русская» (по выражению летописи) на отдельные княжества. До этого великокняжеская власть не испытывала чрезмерной угрозы со стороны местного сепаратизма, поскольку за ней были закреплены важнейшие политические и экономические рычаги: войско, система наместничества, налоговая политика, приоритет княжеской казны во внешней торговле.

Процесс регулировки внутригосударственных связей проходил не без трений между центральной властью и местным самоуправлением. При этом общественная практика не подавлялась властными структурами, централизм управления вполне уживался с местными особенностями и традициями. И тем не менее во второй трети XII века дезинтеграционные тенденции взяли верх Русь попала в полосу раздробленности

Как причины, так и сам характер этого явления исследователи в разное время раскрывали по-разному. В части историографии, утвердившей формационно-классовый подход, раздробленность получила определение феодальной. Школа М. Н. Покровского рассматривала феодальную раздробленность как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил. Согласно формационной схеме феодализм и есть замкнутость хозяйственно-политических структур. Раздробленность при этом трактуется как новая форма государственной организации, а главные причины раздробления сводятся к экономическим, так называемым «базисным»: 1)господство замкнутого натурального хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинтересованности в развитии товарных рыночных отношений. Считалось, что натуральная замкнутость отдельных земель давала возможность полнее использовать местный хозяйственный потенциал; 2) развитие феодальной вотчины, игравшей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства в силу более весомых возможностей, нежели у крестьянских хозяйств, для многоотраслевого ведения экономики.

Выделение этих причин из многосложного причинно-следственного комплекса было связано с традиционной для советской историографии унификацией русской истории с западноевропейской (западноевропейский феодализм представлялся наиболее типичной формой этой общественной формации). Формационные построения служили доказательством жесткой детерминированности исторических процессов, где результаты человеческих усилий, совокупности этих результатов ложатся в 'изначально предопределенное русло.

С развитием советской исторической науки неизбежно углублялось изучение многих явлений отечественной истории, что не мешало, однако, живучести сложившихся стереотипов. Двойственность в оценках касалась и раздробленности. К примеру, в 1975 году историк А. К. Леонтьев так оценивал это явление: «Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства... Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии».

Ссылки на диалектический подход неспособны затушевать факт, что угроза внешней агрессии ставила под вопрос само существование Руси независимо от уровня развития феодальных отношений. Под более высоким уровнем развития общества подразумевались, в первую очередь, возросшие возможности реализации местных экономических потенциалов. На практике, однако, такая реализация нередко сдерживалась многими неблагоприятными факторами: политической нестабильностью, отсечением от ресурсов других регионов, от важнейших морских и сухопутных торговых маршрутов, от общегосударственной инфраструктуры и т. п.

При объективном подходе к изучению проблемы было бы логичным отказаться от ставшей достаточно традиционной унификации процессов раздробления на Руси с западноевропейским феодализмом. На развитие древнерусских земельных отношений в значительной степени влияли такие факторы, как наличие общинного землепользования и огромный фонд свободных земель. Историки С. В. Думин, А. А. Турилов прямо признают, что по письменным источникам киевского времени (XI-первая половина XIII в.) процесс феодализации землевладения прослеживается довольно слабо.

Разумеется, нельзя полностью отрицать тенденции феодализации древнерусского общества. Речь о том, что не следует упрощать то, что названо «механизмом взаимодействия базиса и надстройки». Большего внимания требуют политические, культурные и социально-психологические аспекты проблемы. Неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия, распри внутри правящей династии, сепаратизм и амбиции местной земельной знати отражали дестабилизацию политического положения в стране. Причем эта дестабилизация была не абстрактной тенденцией, а выражала себя через.конкретную деятельность конкретных людей. Столкновение, борьба центростремительного и центробежного факторов, объединяющего и разъединяющего начал определяли ход Исторических процессов и до, и после раздробления Киевской Руси. Не проводя прямых аналогий, нельзя не заметить, что дезинтеграция внутригосударственных связей в России заявляла о себе в начале XVII века и в XX веке.

Подавляющее большинство историков досоветского периода вело речь не о феодальной, а о государственной раздробленности. Дооктябрьская историография показывала, что в XII - XIV вв. русские крестьяне были свободными арендаторами частновладельческих земель, а оброк был арендной платой за землю. Класс землевладельцев не был однородным, рамки между его различными категориями постоянно размывались. Сложившаяся структура социальной иерархии сама по себе еще не предполагала раздробления государства.

По оценкам Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева, этот период был своего рода смутой, временем «темным, молчаливым», а также «скудным делами славы и богатым ничтожными распрями». Понятие «феодальная раздробленность» представителями «государственной» школы по отношению к Руси не употреблялось. В. О. Ключевский говорил не о раздробленности, а об «удельном строе», называя этот период «удельными веками». Терминология Ключевского подразумевала прежде всего государственную децентрализацию вследствие осуществления принципа наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Понятие «феодализм»Ключевским использовалось только по отношению к Западной Европе: «... Государство распадается на мелкие тела, в строе которых с наивным безразличием элементы государственного порядка сливаются с нормами гражданского права. Из такого состояния общества на Западе вышел феодализм; такое же состояние на Верхней Волге послужило основой удельного порядка».

Период раздробления, по Ключевскому, был временем тяжелых испытаний для Руси, но при этом имел и свое историческое значение: «...значение удельных веков не в них самих, а в их последствиях, в том, что из них вышло». Т. е. это время переходное от Руси Киевской к Руси Московской.

Ключевский обращает внимание на то, что в удельный период, несмотря на раздробление, интегрирующие тенденции сохранялись. Несмотря на кризис центральной власти, шел процесс этнической консолидации населения Северо - Восточной Руси. «Общеземское чувство» русских людей подкреплялось единством языка, традиций, менталитета. Скрепляющие функции по отношению к русской общественной жизни выполняла православная церковь.

Парадоксальным образом элементы единства просматривались и в системе отношений внутри княжеского рода, хотя именно князья были виновниками конфликтов и раздробления. Будучи членами одной фамилии, в стремлении утвердиться в более престижных уделах князья «были блуждающими кометами» (по выражению Ключевского). На Западе же феодалы прочно «врастали» в свои лены.

С оригинальным объяснением раздробления Киевской державы выступил Л. Н. Гумилев. Согласно его концепции, оно стало результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса. Проявления этого спада он усматривал в ослаблении общественных и внутригосударственных связей вследствие победы узкокорыстных интересов и потребительской психологии, когда государственная организация воспринималась обывателями как обуза, а не как гарант выживания, стабильности и защиты.

Накопленные богатства обеспечивали комфорт, поэтому носители потребительской психологии задавали тон в обществе, духовно -идеологически подавляя людей общественно активных, самоотверженных, терпеливых. Потребительство разжигало эгоистические страсти, распространяло безразличие к государственным проблемам, мешало чутко угадывать перспективу.

Несмотря на то, что наиболее дальновидные люди предупреждали о жестоких последствиях раздробленности, называя ее «погибелью земли русской», большинство было инертным, находясь под впечатлением недавнего благополучия, обманываясь, что оно будет вечным. В течение XI и в начале XII веков военные столкновения Руси с ее соседями не перерастали рамок пограничных конфликтов. Относительная безопасность делалась привычной, вносила элементы беззаботности. Поколения, выраставшие в таких условиях, упускали из внимания мысль о государстве как гаранте выживания народа - мысль, хорошо понятную их предкам, создавшим государство в обстановке непрерывных войн с кочевниками. Люди теряли бдительность, отвлекались от мыслей о судьбе отечества, их внимание переключалось на внутриполитические склоки.

Для мыслящей части общества в те времена оценка раздробленности была однозначно негативной. Русские летописцы обозначили последствия государственного распада как «наказание за грехи». В конце XII века безымянный автор «Слова о полку Игореве» перед лицом подступающей внешней угрозы обратился к князьям с призывом к единению русских сил. И хотя оставалось лишь 38 лет до битвы на Калке, этот призыв остался неуслышанным.

Отрицательные последствия раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце XII века усилился натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов страдала прежде всего Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы Разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в северные и северо-западные районы страны.

На фоне упадка Киева проявлялся относительный политический подъем Владимиро-Суздальского и Смоленского княжества, а также Новгородской земли. Однако этот подъем в то время еще не мог привести к созданию общерусского центра, способного объединить Русь и выполнить важнейшие внешнестратегические задачи.

Во второй трети XIII века Русь оказалась перед тяжелыми испытаниями, когда на нее с востока обрушились монголы, а с запада - немецкие, датские, шведские рыцари, литовские, польские и венгерские феодалы. Русские князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора агрессии. Развал государственной организации ослаблял способность к сопротивлению.

45. Отечественная история: основные методологические теории

Познание истории Отечества обеспечивается научной методологией. Методология представляет собой систему приемов и средств познания.

Методология отечественной истории это система принципов и методов исторического познания. До недавнего времени в историческом познании наиболее широко применялись позитивистская и марксистская ориентации.

Позитивистская ориентация отталкивалась от позитивных, т.е. положительных, знаний, которые, основывались на опытах.

Марксизм снабдил историческую науку диалектическим методом, который рассматривал общество «как живой, находящийся в постоянном развитии организм» и состоял в том, чтобы учитывать объективное содержание исторического процесса.

Обе эти ориентации предлагали изучить исторические события с позиций системного анализа, опираться на систему конкретных исторических фактов. Сегодня и ту, и другую критикуют с позиций постструктурализма, структурной лингвистики.

Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяют три исторического процесса: религиозно-историческая; всемирно-историческая; локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории – связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других – позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

· Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

· Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

· Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

46. Деятельность Ярослава Мудрого

Ярослав был сыном великого князя киевского Владимира (Святославича) и княжны Рогнеды. Уже в ранней юности (987 год) отец назначил его князем Ростовским, а после кончины Вышеслава (старший сын Владимира) в 1010 году он становиться и князем Новгорода.

После того как Владимир Святославич умер началась борьба братьев за право на княжеский киевский престол. Вначале Киев захватывает Святополк, убив собственных братьев (Бориса, Святослава и Глеба), после победы над которым Ярославу предстояла борьба с тмутараканским князем Мстиславом. И хотя в этой борьбе победил Мстислав, после его кончины в 1036 году вся Русская земля соединяется в одних руках Ярослава.

Ярослав (Мудрый) взял в жёны дочерь шведского конунга Олава, Ингигерду. Это может сбить с толку, так как древнерусские летописи указывают два имени жён Ярослава – Анна и Ирина. Как утверждают исследователи, скорее всего Ингегерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна приняла, когда приняла постриг в монахини.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь смогла достичь расцвета и стать одним из сильнейших государств в Европе. Для того чтобы укрепить свои владения князь Ярослав решил построить несколько городов и обвести Киев каменной стеной, а основные городские ворота называли как тогда, так и сейчас «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава была направлена на то, чтобы укрепить авторитет Руси среди других стран и народов. Князь совершил несколько важных военных походов против Польши и Литовского княжества, а в 1036 году смог одержать полную победу над печенегами, которую так долго не могла обрести Киевская Русь. На месте этой битвы была построена церковь святой Софии.

Также во время правления князя Ярослава случилось последнее столкновение Руси и Византии. Результатом его стало подписание мирного договора, который был подкреплён династическим браком. Сын Ярослава (Всеволод) взял в жёны греческую принцессу Анну.

Кроме того, особенностью внутренней политики Мудрого было повышение грамотности среди населения Руси. Для этих целей строились училища, где мальчиков обучали церковному делу. Также во время правления князя переводились и переписывались греческие книги.

Основным достоянием реформ Ярослава стала «Русская правда» - первый сборник законов. Также при этом князе появился церковный свод законов «Номоканон» (Кормчая Книга).

Умер Ярослав в семьдесят шесть лет (1054 год).

Основные события правления Ярослава Мудрого:

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Разгром печенегов в 1036 году

Война с Византией в 1043-1046 гг

«Русская правда», развитие образования

Династические браки с европейскими монархами

Введение лествичного порядка наследования престола

Расцвет культуры

47. Российское государство в период Нового времени: спорные вопросы и их решение в отечественной историографии

18-19 столетия занимают особое место в российской истории. Это было время выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе. В исторической литературе сложились противоречивые оценки характера, сущности и результатов данного периода. Наибольшее внимание в историографии уделено преобразованиям Петра I. Подверг ли Петр жестокому испытанию национальную самобытность русского народа заимствованиями с Запада, нанеся тем самым вред естественному ходу развития страны (славянофилы) или открыл перед ней путь прогресса (западники)? В пользу каждой из этих точек зрения есть свои аргументы. Весь ход исторического развития России именно к началу XVIII в. поставил перед страной ряд неотложных задач в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни. Эти задачи решались в соответствии с накопленными в течение многих веков возможностями страны. Их решение было связано в национальном самосознании с именем Петра I. Универсальность личности великого реформатора выразил А.С. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

В целом в обширной и разнообразной историографии Нового времени выделяются идеи историков либерального направления, особенно В.О. Ключевского, поставившего проблему социокультурной расколотости России. Обсуждение этой проблемы продолжали авторы сборников «Вехи», «Из глубины» – Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Струве, Г. Федотов и др. Главную роль в изменении всего строя русской жизни они отводили постепенной модернизации, отрицая насильственные методы. В современной научной литературе и публицистике преобладает позитивная оценка деятельности Петра I Первого. Главные проблемы «дореформенной» и «пореформенной» России, весь XIX в. в советской историографии рассматривались в контексте формационных характеристик, в основном как время вызревания предпосылок социалистической революции. В связи с этим особое внимание уделялось революционным традициям. Те же проблемы российской истории, которые не укладывались в теорию формаций, были отнесены к историческим особенностям. Так, была выдвинута концепция трех эшелонов модернизации. Россия рассматривалась как страна «второго эшелона». С одной стороны, такой подход позволял отойти от однозначно негативной оценки деятельности правительства, давал возможность изучать позиции реформаторских сил, в целом являлся выражением поиска новых теоретических построений, а с другой стороны, – новой попыткой спасти и усовершенствовать концепцию формационного развития.

Среди современных российских историков, исследующих особенности выбора пути развития страны, обращают на себя внимание работы А. Ахиезера, В. Антонова, Н. Эйдельмана, Л.И. Семенниковой и др.

Два столетия русской истории делятся на целый ряд этапов. Мы попытаемся рассмотреть их как целостный период, выделить главные тенденции и проблемы. В XVII–XIX вв. Россия сформировалась как цивилизационно неоднородное общество. В силу своего геополитического положения она представляла собой особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, испытывающим как западные, так и восточные влияния.

48. Россия в эпоху правления Алексея Михайловича

Царь Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший. Оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. А с другой стороны, годы правления Алексея Михайловича названы «бунташным веком». Действия и решения царя были таковы, что они нередко приводили к бунтам и восстаниям, которые жестоко подавлялись.

При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западно-европейской культур. По его распоряжению был организован перевод на русский язык иностранной литературы, трактатов, исторических и научных трудов.

Главный итог правления Алексея Михайловича – превращение сословно-представительной монархии в абсолютную и законодательное утверждение крепостничества как основы хозяйственной и общественной жизни России.

1632-1634: Смоленская война. Россия вступила в войну с Речью Посполитой, которая со времен Смуты удерживала смоленские земли, не признавала прав Михаила Романова на престол и считала, что законным царем России является королевич Владислав.

1634: Заключен мир с Речью Посполитой. России возвращены все занятые в ходе войны земли, а Владислав, ставший королем, отказался от претензий на московский престол. Смоленские земли вернуть не удалось.

1645: «Соляной бунт» начался в Москве и прокатился по всей стране. Причина возмущения - установление высокой пошлины на соль. После бунта пошлина была отменена.

1649: Принято царем Соборное Уложение – новые основы законодательства России. Произошло окончательное государственное закрепощение крестьян. Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя.

1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.

1654: Украина вошла в состав России.

1654: Объявлена война Польше. Она была начата из-за земель, захваченных Польшей во время Смуты в 1609-1611 гг, и несогласия Речи Посполитой с воссоединением Украины с Россией. Война длилась почти 15 лет.

1656: Опасаясь усиления Швеции, Россия объявила ей войну. После ряда успешных походов русским войскам все же пришлось отступить. В это время на Украине умер Богдан Хмельницкий, там началась новая смута, которая потребовала новой войны с Польшей. Пришлось заключить со Швецией невыгодный мир в Кардиссе.

1659: Основан город Иркутск.

1662: «Медный бунт» в Москве. Народ возмутился против выпуска медных монет. Бунт был подавлен, но медные деньги отменены.

1666-1667: Проходил Церковный Собор для суда над Никоном. Патриарх считал, что церковная власть выше царской, и по существу предложил царю разделить с ним власть. Сложилась конфликтная ситуация в отношениях царя и патриарха. Алексей Михайлович инициировал церковный суд на Никоном. Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в монастырь на вечное заточение. Одновременно Собор поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.

1667: Заключено Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Договор устанавливал перемирие на 13, 5 лет, в течение которых стороны обязались подготовить условия для «Вечного мира» между странами. России передавались не только Смоленские и Северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом.

1670-1671: Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Главная причина восстания – усиление крепостного гнета.

 

.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал