Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировой Товарный рынок






Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля (МТ) – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами отдельных стран. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Внешняя торговля состоит из двух встречных потоков товаров — экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая еговывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Ключевым элементом для признания торговли международной является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности.

В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки.

Основные показатели, характеризующие мировой рынок.

Мировой товарооборот - стоимостной объем мировой торговли за определенный период. Он определяется как совместный экспорт всех стран мира.

Емкость мирового рынка - потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Емкость рынка изменяется во времени.

Конъюнктура МР - соотношение спроса и предложения. Она может быть высокой (спрос больше предложения), низкой (спрос меньше предложения), равновесной (спрос равен предложению). На конъюнктуру МР влияют такие факторы как: общее состояние мировой экономики (фаза развития: подъем - спад - рецессия -депрессия); состояние экономик ведущих (больших) стран; степень монополизации рынков; природные факторы.

Структура мирового рынка. Мировой рынок имеет товарную и географическую структуру. Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

В зависимости от товара, реализуемого на конкретном рынке, различают мировые рынки нефти, машиностроительной продукции, продуктов питания и других товаров.

Особенностью развития мирового рынка является нарастание в общем объеме международного оборота доли промежуточных продуктов за счет соответствующего сокращения доли конечных изделий. Это результат установления глубоких и устойчивых технологических связей между фирмами разных стран по выпуску изделий машиностроительной, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности. Ориентация этих предприятий на внешний рынок превращает их как бы в цеха и участки одного и того же завода, разбросанные в разных странах.

Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Отнесение того или иного товарного рынка к разряду мировых зависит от дислокации продавцов и покупателей этого товара. Они должны быть размещены по всему миру (как, например, на рынке оружия, нефти, сахара). По отдельным товарам рынок может носить региональный характер. В этом случае он ограничивается рамками отдельных регионов (например, Африканский). Выделяют также внутрикорпорационные рынки, на которых происходит обмен товарами и услугами между филиалами, дочерними и другими зарубежными предприятиями одной корпорации.

В условиях открытой экономики экспорт и импорт влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны. Следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту национального производства, дохода и занятости.

Экспорт действует как составляющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инвестициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход.

Y = C+I+G+Xn

Xn - это чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом.

С другой стороны, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране. Таким образом, импорт приводит к сокращению расходов на производство внутри страны.

Если импорт страны можно рассматривать как функцию ее собственного национального дохода, то экспорт представляется как функция национального дохода других стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необходимо учитывать покупательную способность партнеров, их желание приобретать вашу продукцию.

Поощрение экспорта может способствовать подъему экономики и повышению благосостояния населения при условии, что средства, получаемые от экспорта, идут не на поддержание отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве. В результате страна сможет занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал