Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус таможенных органов на современном этапе
Последние изменения структуры исполнительной власти выявили необходимость определения понятия таможенных органов. В результате проведения в России административной реформы таможенные органы на некоторое время были лишены самостоятельности и включены в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ, вероятно, по причине того, что основной целью таможенных органов является содействие развитию внешней торговли. Фактический контроль за деятельностью таможенных органов осуществляло также Министерство финансов РФ, что приводило к появлению в литературе мнения о подчинении таможенных органов сразу двум министерствам. В настоящее время Указом Президента РФ функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе. Руководство ФТС РФ, назначение и увольнение ее руководителей вновь осуществляется напрямую Правительством РФ. Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы -- это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Определение таможенного органа предложено и в литературе. «Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле». Данные субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы. Применительно к таким субъектам, являющимся органами федеральной исполнительной власти, звеньями системы государственного управления в сфере таможенного дела, правосубъектность находит выражение в их особой установленной таможенно-правовыми нормами компетенции, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа по реализации компетенции таможенных органов. При этом, основываясь на положениях общей теории права, позволяющих рассматривать компетенцию как разновидность правосубъектности, в литературе высказывается мысль о том, что «содержание компетенции можно определить как положенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел». Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность. Выделяются следующие основные признаки таможенных органов: -- они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; -- общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ; -- они являются федеральными органами специальной компетенции; -- их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности; -- их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы). Таким образом, суммируя все вышесказанное, следует признать недостаточно полным определение таможенного органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным. Безусловно, «правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных функций таможенных органов, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере». Однако, поскольку «комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов», было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики. Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США. В связи с изложенным следует признать таможенным органом орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят: 1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ). Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении). Надо отметить, что исследователями поднимается вопрос о целесообразности существования такого элемента системы таможенных органов, как региональные таможенные управления. В целях сокращения управленческого аппарата и, как следствие, бюджетных расходов на его содержание обоснованно формулируется идея о возможности ликвидации РТУ и возложения их функций на Федеральную таможенную службу, в структуру которой следует включить кураторов по каждому федеральному округу. Еще одним звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации является таможня, обеспечивающая реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности в пределах установленной компетенции (Общее положение о таможне). Таможни в российской таможенной системе не случайно называются звеном, несущим основную практическую нагрузку. Так, в качестве одного из полномочий таможни следует назвать проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, организацию и координацию осуществления таможенного контроля таможенными постами (пп. 10 п. 6 Общего положения о таможне). В единую систему таможенных органов Российской Федерации входит таможенный пост, осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. В качестве одной из основных задач таможенного поста можно назвать таможенное оформление и таможенный контроль (п. 12 Общего положения о таможенном посте), а среди функций таможенного поста выделить осуществление таможенного контроля, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации (п. 22 Общего положения). При этом таможенный пост обеспечивает проведение: -- проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; -- таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля; -- учета товаров и транспортных средств; -- устного опроса физических лиц, законных представителей юридических лиц и должностных лиц; -- проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности; -- осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; -- таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Организационная структура таможенных органов сформирована в соответствии с Приказом ФТС России «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации». Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 были утверждены Типовые положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и об отделе таможенной инспекции таможни, являющихся структурными подразделениями соответствующих таможенных органов и осуществляющих инспекционную деятельность, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими органами, общественными объединениями и иными организациями. Служба таможенной инспекции РТУ решает возложенные на нее задачи непосредственно, через подразделения таможенной инспекции и другие подразделения таможен, подчиненных РТУ. В частности, задачами, стоящими перед указанной службой, является организация, координация проведения и непосредственное проведение таможенного контроля, осуществление взаимодействия с подразделениями таможенных органов по вопросам организации и проведения проверочных мероприятий с использованием системы управления рисками (СУР), анализ и обобщение результатов проведения проверочных мероприятий, оценка их эффективности и другие. Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных подразделений таможенной инспекции по контролю за: а) законностью перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации; б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования; в) деятельностью декларантов и лиц, выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов или ограничений, установленных законодательством Российской Федерации по таможенному делу. Таким образом, организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной ревизии является функцией подразделений таможенной инспекции регионального таможенного управления и таможни. Подразделения, аналогичные российской таможенной инспекции, существуют во всех западноевропейских странах, в том числе в таможенных службах Австрии, Финляндии, Швеции. В качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов исследователями называется отсутствие комплексных нормативных документов, опосредующих вопросы проведения проверок (недостаточно разработаны как общие методики проверочной деятельности, так и технологии взаимодействия между различными подразделениями внутри таможенной системы и с иными контролирующими органами). Взаимодействие подразделений таможенной инспекции в ходе их деятельности осуществляется путем разработки технологий таможенного контроля и таможенного оформления, технологий проведения проверочных мероприятий, определяющих конкретные функции каждого подразделения, формы и методы их реализации. Организация взаимодействия при подготовке и проведении проверочных мероприятий осуществляется подразделениями таможенной инспекции на основании принципов: а) контроля за деятельностью подразделений таможенной инспекции по вертикали; б) исключения дублирования функций подразделений таможенной инспекции и иных функциональных подразделений таможенного органа (по горизонтали); в) взаимного обмена информацией и документами, содержащими признаки нарушения таможенных правил или неуплаты таможенных платежей; г) результативности, то есть получения информации от иных подразделений таможенного органа о привлечении к ответственности объектов проверок деятельности, а также о взыскании таможенных платежей, осуществленных по результатам проверочных мероприятий. Актуализировать взаимодействие таможен позволит созданный банк данных пограничных таможен и механизм электронного документооборота внутри всей таможенной системы РФ, что сделает ее максимально прозрачной и сократит время передачи документов от одного подразделения таможенного органа к другому. Помимо правильной организации контрольного процесса нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, поэтому большое значение для качественного осуществления таможенными органами инспекционной деятельности имеют квалификация, профессиональный уровень, а также личные качества должностных лиц данных органов. В соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах» сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Определение и требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов сформулированы в Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами. Так, сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, занимающие соответствующую должность в таможенных органах и имеющие специальные звания. Причем к проведению таможенного контроля должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым ведомственными нормативными актами, и, как правило, владеющие иностранными языками. Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Следует отметить, что правовое положение должностных лиц таможенной инспекции (за исключением начальника отдела, являющегося полковником таможенной службы) определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым гражданский служащий -- гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. В качестве одного из принципов гражданской службы ст. 4 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливает профессионализм и компетентность гражданских служащих. Нехватка подготовленных кадров среди должностных лиц таможенных органов может стать серьезной проблемой, поскольку от уровня их квалификации в решающей степени зависит эффективность работы таможенной службы. Федеральными законами N 79-ФЗ (ст. 15) и N 114-ФЗ (ст. 17) в обязанность должностным лицам таможенных органов вменено поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей. Обязательной для всех сотрудников таможенных органов является профессиональная учеба как непрерывный образовательный процесс, организуемый с целью постоянного роста уровня профессиональных знаний должностных лиц и работников таможенных органов, предусматривающий изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов ФТС России, а также иных информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением (ст. 23 Федерального закона N 114-ФЗ). Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в течение всего периода прохождения им гражданской службы в соответствии со ст. 14 и 62 Федерального закона N 79-ФЗ имеет и гражданский служащий. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Кроме того, начальникам таможенных органов предоставлено право в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в зависимости от потребности в специалистах направлять должностных лиц таможенных органов для поступления в государственные высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, по заочной или очно-заочной форме обучения в целях получения второго высшего профессионального образования. В целях определения уровня профессиональной подготовки, объективной оценки служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определения его соответствия занимаемой должности проводится аттестация, которая должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Проводится аттестация и в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Так, законодателем установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении таможенной инспекции и в подразделениях таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации. Заместитель начальника отдела таможенной инспекции таможни, главный государственный таможенный инспектор и старший государственный таможенный инспектор должны знать: Конституцию Российской Федерации, таможенное, налоговое, административное и гражданское законодательство; основы уголовного и международного права, бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита, информатики; порядок работы со служебной информацией. Кроме того, указанные сотрудники должны иметь навыки: планирования и организации (заместитель начальника -- еще анализа и контроля, а старший государственный инспектор лишь проведения) аналитической и информационной работы по выбору объектов, подлежащих таможенному контролю, с применением системы управления рисками; работы, связанной с подготовкой и проведением таможенных ревизий, с взаимодействием с налоговыми и иными контролирующими органами; проведения иных форм таможенного контроля; разработки проектов правовых актов, оформления и ведения служебной документации; использования в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения. Знания государственного таможенного инспектора могут ограничиваться Конституцией РФ, основами таможенного, налогового и уголовного законодательства, административного и международного права, бухгалтерского учета и информатики, а навыки -- использованием в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения. Очевидно, что результативность таможенной ревизии напрямую зависит от наличия у должностного лица, ее осуществляющего, одновременно правовых и экономических знаний. Следует признать, что на сегодняшний момент необходимые знания и навыки приобретаются должностными лицами таможенных органов в основном на практике. Необходимо особое внимание обратить на морально-этические качества должностных лиц таможенных органов, поскольку наделение их определенными властными полномочиями может вызвать желание злоупотребить ими в своих корыстных интересах. Не случайно в литературе особое внимание уделяется преступности среди таможенников и отмечается, что, хотя количество должностных лиц таможенных органов, привлеченных к уголовной ответственности, и их удельный вес в общем числе тех, кто совершил преступления против государственной службы, незначительны, это связано в основном с латентностью преступлений, совершенных этими лицами. Таким образом, таможенный орган следует определить как орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Единая иерархическая система таможенных органов включает в себя Федеральную таможенную службу РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В настоящее время таможенные органы выведены из ведения Министерства экономического развития и торговли и подчиняются непосредственно Правительству РФ. Заключение Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов. Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа). Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать: соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом; сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов; обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.; содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта; соблюдения интересов отечественных производителей товаров. Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться: - приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем; повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики; повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет); сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными; поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации; либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек. Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций: - определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей. Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы. Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров. Список использованной литературы 1. Ванин М. Переходный период российского импорта // Ведомости. № 41 (364). 7 марта 2001г. 2. Экономика таможенного дела / под ред, И.А. Малмыгин.- М.: РИО РТА, 2004 3. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. -С Петербургский филиал РТА, 1996. -56с 4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова.-М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004 5. Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России// Внешняя торговля.--2003.-№4-6.--С. 34-36. 6. Овчинников, С. Н. Материалы региональной научно практической конференции, 29 ноября 2003 г. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2004. - С. 105 - 109 7. Таможенный кодекс Российской Федерации 2009г. 8. Таможенное право России. Курс лекций Косаренко Н.Н. 2005
|