Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К профессиональному менеджменту ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Неудачное сочетание основных характеристик Sony негативно сказалось и на способности компании мягко перейти от поколения отцов-основателей к первому поколению профессиональных менеджеров. Идеи однажды посетовал, что, несмотря на превращение Sony в компанию, ворочающую сотнями миллиардов долларов, в ней по-прежнему все зависит от видения ее основателей. «Я знал, что нормально вести дела в Sony невозможно, ведь в этой фирме всем правит видение ее основателей; это видение было базой и стандартом для любого принимающегося тут решения». Этот комментарий четко отражает самую большую проблему, с которой столкнулся Идеи: ему нужно было удовлетворить ожидания сотрудников, — ожидания, взлелеянные в них основателями фирмы. Идеи был первым президентом Sony, который начинал как наемный работник, и ему, кроме преодоления объективных трудностей, связанных с переходом отрасли на цифровые и сетевые технологии, пришлось решать и эту субъективную задачу. Один из основателей Sony, Масару Ибука, был выдающимся инженером, а второй, Акио Морита, непревзойденным менеджером. Норио Ога, хоть и не был основателем фирмы, тоже всегда считался представителем этого поколения, ведь он пришел в Sony практически сразу после ее создания. Кроме того, Ога вообще отличался множеством талантов и был очень образованным человеком. Он прекрасно пел, дружил с музыкантами — мировыми знаменитостями, и даже одно время дирижировал в Берлинской филармонии. Он имел лицензию летчика и, кроме всего прочего, был поистине легендарным менеджером, который, несмотря на сильнейшее внутреннее противостояние, привел фирму к громкому успеху с PlayStation. В отличие от Оги, Идеи не мог похвастаться столь славным прошлым; когда его назначили на пост президента, он был самым молодым и далеко не самым высокопоставленным членом команды высшего уровня менеджмента компании. У него имелось стратегическое видение будущего фирмы, но, представляя его подчиненным, он был не слишком убедителен и не смог оправдать их ожиданий. Ога назначил Идеи на высокую должность, руководствуясь исключительно собственным мнением, без тщательной подготовки и проверок. И у Идеи не было времени подготовиться к ней. Как следствие, лидерство стало для него непосильной задачей, и он так и не смог воплотить в жизнь свое видение. Все эти проблемы Sony в период перехода полномочий от одного лидера к другому, так называемые проблемы преемственности власти, — отличный урок для других компаний, в том числе и для Samsung Electronics, Судя по всему, тяжкие испытания Sony начались с неожиданной болезни Мориты. Он потерял дар речи и слег в постель на шесть лет, в течение которых на уровне высшего руководства компании сохранялся вакуум. Один из менеджеров Sony сказал: «Болезнь -это нечто, что никто не может контролировать. Именно из-за этого у нас возникли такие проблемы с преемственностью руководства. Морита был для нас почти Богом. Казалось, его никто не сможет заменить». Многими фирмами во всем мире управляют их основатели - люди с мощной харизмой. И для этих компаний чрезвычайно важно научиться заменять незаменимых. Чубачи, сказавший, что Sony необходимо стать модернизированной фирмой, которой сможет управлять такой обыкновенный человек, как он сам, предельно четко сформулировал основную задачу, стоящую перед всеми компаниями, в которых сегодня происходит смена поколений лидеров. А самому Чубачи, судя по всему, предстоит решить еще одну серьезную проблему — понять, как компания может остаться выдающейся и после того, как ею начнет управлять обыкновенный человек. Например, в 2006 году, после закрытия его любимого проекта - собаки-робота Айбо, гениальный инженер Тошитада Дой уволился из Sony. Тогда больше сотни работников компании вышли на пародийные похороны собачки. На похоронной церемонии Дой сказал: «Айбо был символом готовности Sony идти на риск — духа, который теперь мертв» [7]. Sony была и остается экстраординарной компанией по любым критериям. Ею, пользуясь терминологией Чубачи, может управлять обыкновенный человек. Но вот предлагать потребителям уникальные новаторские продукты, лишившись характерного для нее ранее духа риска, она, конечно, не сможет. И важнейшей задачей Чубачи и Стрингера является возрождение этого духа. Ли Кун Хи является представителем уже второго поколения семейства, в свое время основавшего Samsung Group. И пока не ясно, сможет ли оно и впредь осуществлять в компании контроль по принципу «мудрого императора». Мистеру Ли и его родственникам принадлежит менее 4% акций Samsung Group и еще меньше акций ее дочерних фирм, зарегистрированных на фондовой бирже. Более того, поскольку более чем 50% акций Samsung Electronics владеют зарубежные инвесторы, а ее филиалы становятся все крупнее, управлять фирмой так, будто это небольшой семейный бизнес, становится все труднее. Очень интересно посмотреть, сумеет ли Samsung Electronics сохранить свое основное преимущество — четкий, ответственный менеджмент, - когда к руководству Samsung Group придут профессиональные менеджеры. Чтобы предотвратить проблемы и ошибки, которые, как показывает пример Sony, вполне могут возникнуть у нее в переходный период, Samsung необходимо создать благоприятные условия для профессиональных менеджеров и заранее внедрить структуру систематического управления.
|