![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к коробкам передач
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ Назначение коробки передач Как было отмечено выше, характеристики двигателя внутреннего сгорания далеки от оптимальных, а его мощностные (рис. 1.1) и топливно-экономические (рис. 1.2) показатели существенно зависят от режима работы. В процессе движения нагрузка на двигатель зависит от скорости и ускорения автомобиля, количества пассажиров и массы перевозимого груза, качества дорожного покрытия и других факторов. Для каких-либо заранее известных условий движения можно подобрать оптимальное передаточное число трансмиссии, при котором двигатель будет работать на режиме, близком к режиму максимальной мощности (наряду с высокой мощностью этот режим будет характерен малыми удельными расходами топлива). Однако в процессе эксплуатации автомобиля условия движения все время меняются, и если на снижение внешней нагрузки водитель может отреагировать уменьшением подачи топлива (удельный расход топлива при этом возрастет), то заметное возрастание нагрузки из-за малого коэффициента приспособляемости двигателя компенсировать будет нечем и двигатель просто заглохнет. Если для снижения вероятности этой ситуации установить в трансмиссию более мощный (развивающий больший крутящий момент) двигатель, то в оговоренных выше условиях движения он будет потреблять больше топлива и, следовательно, ухудшатся топливно-экономические характеристики автомобиля. Поэтому в трансмиссии целесообразно иметь некоторое устройство, способное изменять ее передаточное число и таким образом в случае необходимости преодоления повышенных сопротивлений движению повышать крутящий момент на ведущих колесах. Эту функцию и выполняет коробка передач, обычно представляющая собой переключаемый зубчатый редуктор. Вторым назначением коробки передач является реверсирование (изменение направления) крутящего момента для обеспечения движения автомобиля задним ходом. И наконец, третья функция коробки передач - обеспечение долговременного разобщения двигателя и движителя, что часто требуется, например, при прогреве двигателя или использовании его на неподвижном автомобиле для привода дополнительного оборудования. Требования к коробкам передач Важнейшими показателями, характеризующими коробку передач, являются число передач и диапазон передаточных чисел. Диапазоном передаточных чисел коробки передач называется отношение наибольшего и наименьшего их значений. Чем разнообразнее дорожные условия, для которых предназначен автомобиль, и чем меньше удельная (отнесенная к полной массе автомобиля или автопоезда) мощность его двигателя, тем большим должен быть диапазон передаточных чисел коробки передач. Диапазоны передаточных чисел современных коробок передач составляют: 3, 1—4, 2 для легковых автомобилей, 5—8 для автобусов и грузовых автомобилей, работающих без прицепа, и 10—20 для тягачей и автомобилей высокой проходимости. Число передач непосредственно связано с диапазоном передаточных чисел (чем он шире, тем больше передач в коробке). На число передач оказывает влияние не только тип автомобиля и мощность его двигателя, но и характер протекания скоростной характеристики (чем меньше коэффициент приспособляемости двигателя, тем большим должно быть число передач). Число передач и диапазон передаточных чисел во многом определяют степень реализации предъявляемых к коробке передач требований, среди которых помимо общих, касающихся каждого узла автомобиля, следующие: 1. Обеспечение высоких тягово-скоростных и топливно-экономи-ческих качеств автомобиля. Выполнение этого требования может быть достигнуто увеличением ширины диапазона передаточных чисел коробки передач, большим количеством передач и правильным выбором их передаточных чисел. 2. Легкость и удобство управления. Для обеспечения этого требования стараются избегать слишком большого количества передач, что требует частого их переключения, отвлекает и утомляет водителя, а кроме того, может увеличить время разгона. Немаловажно и то, что при большом количестве передач (свыше 6—8) водитель не всегда может правильно определить, какая из них является оптимальной в данных условиях движения. 3. Высокий коэффициент полезного действия. Для реализации этого требования конструкция должна быть достаточно простой, с минимальным числом работающих (передающих крутящий момент) шестерен на каждой передаче. 4. Низкий уровень шума. Это качество коробки передач оказывает серьезное влияние на комфортабельность автомобиля.
|