Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Курс «Педагогика» является ведущим в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (преподавателя) в университете






Курс «Педагогика» является ведущим в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (преподавателя) в университете. Он включает теоретические основы педагогики и современные педагогические технологии организации и осуществления педагогического процесса, направленного на более эффективное личностное развитие обучающихся. Курс «Педагогика» изучается студентами в логической связи с такими учебными предметами, как философия, психология, методика преподавания частных дисциплин, этика и эстетика. Задачи данной учебной дисциплины обусловлены процессами реформирования многоступенчатой системы педагогического образования в классическом университете, нацеленными на профессиональное становление учителя (преподавателя) как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем профессиональной компетентности. Изменения в педагогическом образовании связаны со сменой целей, содержания и технологий обучения: от освоения студентами завершенной системы «готовых» знаний, умений, навыков к формированию у них обобщенных интеллектуальных комплексов из знаний и способов мышления и деятельности, направленных на разрешение профессиональных проблем и задач.

Указанные общие подходы определяют главные задачи преподавания курса «Педагогика» для студентов педагогических специальностей:

1) воспитание у будущих педагогов эмоционально-ценностного отношения к профессии педагога; педагогической культуры;

2) формирование у них обобщенных знаний, способов мышления и деятельности, которые позволят им более эффективно осуществлять педагогическую деятельность; развитие у студентов научно-педагогического мышления;

3) формирование у студентов умений рефлексии и самоопределения в разнообразных педагогических ситуациях.

Учебная деятельность студентов в ходе изучения данного курса организуется, как правило, на основе деятельностного подхода, при этом организационные формы обучения носят комплексный характер: проблемные лекции и семинары; студии-практикумы с использованием имитационных методов, упражнений в моделировании педагогических ситуаций и решении педагогических задач; педагогические мастерские, предусматривающие демонстрацию дидактического видеоматериала, в том числе видеоуроков учителей-участников республиканских и областных конкурсов педагогического мастерства, и проведение студентами психолого-педагогического и методического анализа просмотренных уроков. В содержание видеотеки входят видеоуроки по различным учебным дисциплинам, проводимые учителями в режиме проблемного и развивающего типов обучения с разным уровнем проблемности и применения исследовательского метода. Включение студентов в аналитическую работу по проведению методического разбора видеоурорков направлено на развитие у будущих учителей способностей к педагогическому наблюдению, анализу, сравнению, обобщению; формирование у них аналитического и критического мышления; овладение профессионально-значимыми умениями изучать педагогический опыт и рефлексировать собственную педагогическую деятельность.

Кроме того, участие в студиях педагогического мастерства предполагает решение специально разработанных дидактических задач по педагогике, которые представляют собой комплекс необычных, «трудных» ситуаций из реальной педагогической практики. Использование таких дидактических задач на семинарских занятиях будет способствовать формированию у студентов умений анализировать «трудную» ситуацию и быстро реагировать на нее; устанавливать контакт с учащимися в конкретной ситуации и определять у школьников мотивы к ее созданию; творчески организовывать деятельность учащихся на уроке и динамично корректировать свою педагогическую работу.

Важнейшей особенностью реализации курса «Педагогика» является включение будущих учителей (преподавателей) в учебно-поисковую и научно-исследовательскую деятельность, предполагающую разную степень познавательной самостоятельности и активности студентов. Учебно- исследовательская деятельность студентов обучения включает написание рефератов по актуальным психолого-педагогическим проблемам, рецензий на научные статьи из периодической литературы и выступление с ними на семинарских занятиях. В тематику научных проблем, предлагаемых студентам для изучения, рецензии и реферирования, включены, например, такие проблемы, как демократизация и гуманизация процесса обучения, гуманитаризация естественнонаучного образования; реализация современных педагогических технологий; формирование познавательного интереса в процессе обучения; разработка развивающих технологий обучения и др. Выполнение студентами учебно-исследовательской работы будет способствовать более глубокому изучению и пониманию студентами как программных вопросов, так и дополнительных проблем теории и инновационной практики обучения и воспитания. Работая над рецензиями и рефератами, студенты будут выполнять педагогическое мини-исследование, реализуя следующие этапы учебно-исследовательской работы: поиск литературы и составление библиографии; изучение и анализ литературы и педагогического опыта, систематическое изложение результатов анализа, формулировка выводов. Необходимым требованием представления студентами рефератов и рецензий на семинарах является соотнесение рассматриваемой проблемы с результатами собственного педагогического наблюдения и опыта и развертывание коллективной дискуссии.

Формы и методы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса «Педагогика»:

1. Основной формой самостоятельной работы студентов является их работа над написанием рефератов по психолого-педагогическим проблемам (тематика рефератов прилагается):

- выбор темы реферата;

- поиск соответствующей литературы и составление библиографии, изучение и анализ литературы;

- анализ и обобщение педагогического опыта (включая собственный) по изучаемой проблеме;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- выступление с рефератом на учебном занятии в форме дискуссии.

2. Изучение студентами научно-методических и научно-популярных психолого-педагогических статей из периодической белорусской и российской печати по проблемам образования и выступление с кратким докладом на учебном занятии. Каждый студент обязательно изучает 2 - 3 статьи, на одну из которых пишет письменную аннотацию на оценку.

3. Изучение первоисточников.

4. Самостоятельная работа студентов осуществляется в ходе учебных занятий:

- при выполнении письменных тестов (предполагается проведение за семестр 4-5 промежуточных тестов);

- при анализе учебно-методического видеоматериала;

- при решении педагогических задач и ситуаций.

Формой итогового контроля выступает письменное тестирование, включающее тестовые задания разного уровня сложности по всем разделам изученного курса.

Учебно-исследовательская работа студентов, начатая при написании рефератов, изучении статей осуществляется в процессе курсового и дипломного проектирования (тематика курсовых и дипломных проектов прилагается).

Программа курса состоит из четырёх разделов: «Основы педагогики», «Дидактика», «Теория и практика воспитания», «Основы педагогической профессии».

Представленная программа апробирована и внедрена в процессе подготовки будущих учителей (преподавателей) на уровне бакалавриата на механико-математическом факультете, факультете прикладной математики и информатики БГУ.

 

Тематический план учебных занятий

№ п/п Тема Количество часов
Проблемные лекции Проблемные семинары Педагогическая мастерская (видеопрограмма) Контролируемая самостоятельная работа (КСР) студентов
           
1. Педагогика в системе современного человекознания. 4 час     Тест № 1 2 час
2. Методология педагогики и методы педагогичес-ких исследований. 4 час 2 час   Тест № 2 1 час
3. Целеполагание в педагогике. 4 час 2 час 1 час  
4. Общие закономерности развития личности. 4 час 2 час    
5. Система образования в Республике Беларусь. 4 час 2 час 1 час Организационно-деятельностная игра 1 час
6. Дидактика как теория обучения и образования. 6 час   1 час Тест № 3 1 час Деловая игра 2 час
7. Процесс обучения как целостная система 6 час     Итоговый тест за VI сем. 2 час
8. Научные основы содержания образования в современной школе. 2 час   1 час  
9. Методы обучения. 4 час 2 час 1 час  
10. Формы организации обучения. Средства обучения. 8 час   2 час Тест № 4 1 час
11. Педагогические технологии в образовательном процессе. 2 час   2 час  
12. Сущность проблемного обучения. 4 час   2 час Тест № 5 1 час
13. Дидактическая система развивающего обучения. 2 час   2 час  
14. Сущность личностно-ориентированного образования. 4 час 2 час 1 час Тест № 6 1 час
15. Теория и практика процесса воспитания. 4 час     Тест № 7 1 час
16. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. 2 час 2 час    
17. Гражданское образование школьников в современных условиях. 2 час      
18. Основы педагогической профессии. 2 час 2 час   Круглый стол 1 час
  Экзамен
Итого: 68 час 16 час 14 час КСР – 14 час

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал