Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Охрана городских земель ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Охрана окружающей среды предусмотрена федеральным природоохранным законодательством. Земельный кодекс РФ (2001) подчеркивает особое значение охраны земель, располагая соответствующую главу II в начало документа, в то время как в Земельном кодексе РСФСР (1991) охрана земель была помещена лишь в главу IX. Охрана городских земель – важный вид производственной деятельности уполномоченных органов, специализированных организаций и хозяйствующих субъектов, заключающийся в осуществлении системы различных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности использования городского земельного фонда в условиях рационального, высокоэффективного землепользования, а также на защиту земель от отрицательных воздействий разнообразных негативных процессов. Цели охраны земель установлены Земельным кодексом РФ (2001): 1. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2. Обеспечение восстановления и улучшения земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В научной литературе и нормативных документах способы и методы охраны окружающей среды и ее компонентов определяются достаточно большим количеством терминов. На рис. 3.2. представлено соподчинение мероприятий по восстановлению и улучшению состояния различных компонентов окружающей среды в унифицированном виде. Мероприятия по охране городских земель на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и коммуникаций проводятся в целях обеспечения безопасности и рационального землепользования и недропользования в соответствии архитектурно-планировочными, инженерно-строительными и инженерно-эксплутационными нормативами и правилами. Мероприятия по охране городских земель по характеру различаются как предупредительные (профилактические, превентивные), защитные (компенсационные) и восстановительные (реабилитационные ). По содержанию мероприятия направлены на недопущение, минимизацию отрицательных воздействий и устранение источников возникновения негативных процессов и источников их возникновения. При этом анализируется уровень развития негативных процессов. Одним из важнейших понятий охраны земель является их рекультивация как комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Этот термин чаще используется применительно к нарушенным землям, утратившим исходную природно-хозяйственную ценность и, как правило, являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду. Причинами нарушения земель служат: l открытые и подземные горные работы; l складирование промышленных, строительных и коммунально-бытовых отходов; l строительные работы; l проведение геологоразведочных и изыскательских работ и др. Так как значительная часть городских земель нарушается в процессе формирования городской среды и градостроительной деятельности под воздействием строительства, рекультивация городских земель – необходимый и существенный этап их охраны. Осуществляется рекультивация, в соответствии с постановлением Правительства РФ, за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами в соответствии с порядком осуществления рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель (юридическое оформление факта невозможности их использования до принятия мер по восстановлению состояния) с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ, однако в городских условиях эта мера применяется редко. Соблюдение земельного законодательства, выполнение мероприятий по охране земель и их использование контролируется различными способами. Ряд нарушений законодательства в области земельных отношений (включая относящиеся к охране земель «порчу земель», «невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» и «использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» регулируется законодательством об административных правонарушениях, отдельные нарушения (включая «порчу земли») относятся к сфере уголовного законодательства. Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль (госземконтроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль – система осуществляемых от имени государства мероприятий по обеспечению соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. В городских условиях наиболее существенное значение отводится мерам, направленным на обеспечение рационального использования земель и предотвращение их нецелевого использования. В процессе госземконтроля проводится выявление и устранение нарушений земельного законодательства, под которыми понимается невыполнение при использовании земель требований действующего земельного законодательства в виде нормативно-правовых актов различного статуса, приводящее к отрицательным последствиям. Система земельного контроля представлена следующими уровнями: государственный, муниципальный, общественный и производственный. Госземконтроль - заключительная стадия процесса регулирования земельных отношений, в частности, в городе, на которой принимаются весьма мощные меры правового (в виде рекомендации к изъятию или лишению права аренды земельного участка) и экономического (в виде штрафования нарушителей) воздействия на субъект землепользования. В условиях рыночной экономики права землепользователей расширяются, однако их деятельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права иных лиц и государства, поэтому значение госземконтроля объективно усиливается. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, а также за соблюдением требований использования и охраны земель. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля. Контрольные вопросы. 1. Что такое охрана городских земель? 2. Что такое рекультивация земель? 3. Какие мероприятия по восстановлению и улучшению состояния различных компонентов окружающей среды Вам известны? 4. Как систематизируются мероприятия по предупреждению негативных процессов на городских землях? 5. Охарактеризуйте основные виды земельного контроля.
|