![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фома Аквинский
Эти идеи Аристотеля были использованы церковной наукой.. Наиболее полным выразителем ее был Фома Аквинский. (1225 - 74). В эпоху Возрождения и Реформации появляются вновь идеи, сближающие человека с животными, приписывая животным способность мыслить и рассуждать. Однако в общем церковное вероучение продолжает господствовать. Оно отразилось и в учении Декарта (1596 - 1650) об абсолютном различии между автоматами-животными и наделенным душою человеком. Значительным шагом вперед, связанным с развитием естественных наук, является то, что поведение животных толкуется в связи с функциями нервной системы. Декарт Последователи Декарта доводили понятие автоматизма до полного отождествления даже таких животных, как собаки и кошки, с механизмами, которые «едят без удовольствия и кричат без боли», «тела которых бог построил таким образом, что они органически и без осознания этого избе гают всего, что может их разрушить, и чего они как будто боятся» (Мальбранш). Наступает эпоха Великой французской революции. В области Зоопсихологии, опирающейся теперь на значительно развившиеся биологические науки, учению о глубоком принципиальном различии между животными и человеком противопоставляется учение о единстве и однородности психики животных и человека. Воспринятые французскими мыслителями эпохи Просвещения идеи Локка о том, что мышление формируется на основе восприятия, уничтожают отделение «мыслящей души» от «чувствующей». Различие между мышлением животных и человека признается лишь количественным. Ж.Бюффон (1707-1788) – один из первых натуралистов, который при создании своей системы руководствовался не только морфологическими различиями разных видов, но и их поведением. Подробно описывал нравы, привычки, особенности восприятия, эмоции и обучение животных. Одно из первых определений инстинкта принадлежит немецкому ученому Реймарусу (1694-1768). Все действия животного данного вида, которые проявляются без индивидуального опыта и выполняются по одной схеме, следует рассматривать «как чистое последствие естественного и врожденного инстинкта, независимое от намерения, размышления и изобретательности». Кроме инстинктов допускал наличие других действий, а именно: способность к подражанию и обучению. В 1894 году было сформулировано «правило Моргана»: «не следует привлекать для объяснения поведения животных более высоких психических категорий, чем необходимо». К числу факторов, негласно признанных не подлежащими изучению, были отнесены процессы психической деятельности. Основанием для исключения их из объекта исследования послужила недоступность этих процессов непосредственному наблюдению. Тем самым зоопсихология превратилась в исследование не психической деятельности как таковой, а лишь наблюдаемого поведения, которое является ее результатом. В противоположность учению о заложенном в животных инстинкте, направляющем их поведение без участия мысли и сознания, поведение животных объясняется сознательным опытом, обучением. Такие идеи мы встречаем у Бюффона, Реомюра, Кондильяка, Леруа, Эразма Дарвина и др. В доказательство однородности психики животных и человека приводится сходство их организации (Э. Дарвин).
|