Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Только ли алкоголики виноваты?
Положительная настроенность на будущее употребление алкоголя тем сильней, чем «красивей» в глазах ребенка родители обставляют свое «культурное» пьянство. Это дало право Геннадию Андреевичу Шичко отнести «культуропитейство» к главной причине возникновения алкоголизма, а самих «культурно пьющих» к врагам общества № 1. Еще в XIX веке врач А. М. Коровин отмечал: «Пьяница сам по себе настолько отвратителен, жалок, что его пример никого не соблазняет. Зато лживая умеренность всех обольщает». Прослеживая историю алкоголизма конкретных личностей, исследователи установили, что наибольшее число алкоголиков выходит из семей «культурно пьющих». Странно? Ничуть! В трезвых семьях с детства прививается антиалкогольная настроенность, а в семьях алкоголиков дети часто сталкиваются с отрицательными проявлениями пьянства (скандалы, побои и т. д.), что вызывает эффект «бумеранга» и тоже формирует отрицательную настроенность к алкоголю. В «культурно» пьющих семьях дети сталкиваются с алкоголем как с атрибутом праздника и веселья: танцующая мама, играющий на баяне папа, нарядные возбужденные гости, всеобщая «радость» на лицах. Итак, «настроенность» есть первый, но не основной элемент алкогольной программы. Дальше вступают в силу сказки и песни, книги и фильмы, пьесы, пословицы, юмор и даже мультфильмы, которые связаны с выпивкой. Если кто‑ то обнаружит, например, книгу или фильм, где любые события (свадьба или похороны, мир или война, любовь или ненависть) не сопровождаются алкогольными возлияниями, то это будет исключением из правил. К примеру, даже критерий отбора богатырей для защиты святой Руси в фильме «Садко» представлен как способность «много выпить и устоять на ногах». Постоянно повторяемые установки формируют убежденность – стойкую систему взглядов, представлений и стереотипов, основанную на сочетании субъективных знаний и жизненного опыта. Молодой человек считает это убеждение своим собственным, а не насильственно внедренным в его сознание, совершенно не воспринимая тот факт, что прежде, чем сформировалось его положительное восприятие алкоголя, над «его взглядом» немало потрудилось все общество. Совместно все эти три компонента психики (настроенность, установка, убежденность) и составляют «запрограммированность» на алкогольную зависимость, которая может существовать у человека еще до первого употребления алкоголя. Вот что пишет в своей книге И. К. Биндюков.
«Итак, основным элементом запрограммированности является убежденность – почти вера, мировоззрение. А изменить мировоззрение бывает зачастую сложнее, чем вылечить иную болезнь. Истина ведь иногда противоречит «здравому смыслу», что показывает пример длительного непринятия человечеством факта вращения Земли. Насчет подобного противоречия истины видимому написал еще А. С. Пушкин в своем стихотворении «Движение».
«Движенья нет», – сказал мудрец брадатый, Второй смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не смог он возразить, Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый раз пред нами солнце ходит, Однако прав упрямый Галилей.
Действительно, везде и всюду нам твердят, что пить «культурно» можно и нужно, однако прав‑ таки упрямый старина И. П. Павлов, считающий, что безвредных доз алкоголя не бывает».
Почему же родители, обязанные действовать в интересах ребенка, совершают такое откровенное приобщение собственных детей к страшному пороку? Беда в том, что они, как правило, имеют весьма расплывчатые знания о своем малыше, о реальных процессах, происходящих в ребенке с первых лет его жизни и до того периода, когда выросший человек не возьмет ответственность за свою жизнь на себя. В запутанном сознании таких людей соединяются порой самые противоположные понятия, кажущиеся несоединимыми с логической точки зрения. Например, человек выступает за трезвый образ жизни, но употребляет алкоголь. Считает, что алкоголь – это зло, но в небольших дозах полезен для здоровья. Человек знает, что вино приносит несчастья, и в то же время считает, что оно – элемент праздника и т. д. Почему так происходит, в чем причина этого страшного парадокса в сознании человека? Чтобы ответить на этот вопрос, известный трезвенник П. И. Губочкин провел социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 88 родителей учащихся 4‑ 10 классов средних школ Ярославля. Из всех опрошенных абсолютным трезвенником, никогда в жизни не употреблявшим алкоголь, оказался один человек из 88. 92 % впервые попробовали алкоголь в 17–20 лет, 5 % – в более раннем возрасте, оставшиеся 3 % употребили алкоголь впервые уже после 20 лет. Свою позицию по отношению к алкоголю опрошенные сформулировали следующим образом: 45 % считают ее трезвеннической, остальные стоят за «культурное» питие. Но и та часть родителей, что считают себя трезвенниками, тем не менее, употребляют алкоголь, так как не в силах преодолеть алкогольные обычаи.
Практически 100 % родителей одобряют трезвую жизнь, свободную от употребления алкогольных изделий. Они считают, что это – нормальное, естественное состояние для человека, помогающее сохранить здоровье, развивать способности и предохранять от несчастий. У всех вызывают уважение люди, ведущие трезвый образ жизни. Но это отношение к трезвости непоследовательно и, увы, непостоянно у большинства участников опроса. Так, 31 % родителей, разделяющих трезвеннические установки, считают, что полная трезвость – это крайность, а 25 % высказываются за то, что это – лишение некоторых жизненных удовольствий. При этом большинство родителей согласны, что шампанское – это, в сущности, обычный алкогольный яд, как и все другие вина. Но это не мешает почти половине считать, что дорогие вина украшают стол и свидетельствуют о вкусе хозяев. 95 % из числа опрошенных родителей стоят на том, что любые дозы алкоголя приносят вред здоровью, но 17 % из них это не мешает думать, что вино в небольших дозах полезно. В итоге примерно половина опрошенных родителей несмотря ни на что считает, что выпивать можно, а трезвость – это крайность. Итак, в сознании большинства родителей мирно сосуществуют противоречащие друг другу взгляды об алкоголе, которые при логическом сопоставлении должны были бы взаимно уничтожать друг друга. В чем причина этого? По мнению автора исследования, многие ложные взгляды приобрели уже силу традиций и привычек, и потому некритически передаются от поколения к поколению. Да, 90 % опрошенных людей считают, что в жизни есть вредные традиции и привычки, в том числе употребление алкоголя. И вместе с тем, эти же люди полагают, что вино на столе в праздник – это давняя традиция, а традиции надо уважать. Человек оказывается слабее традиции; разумные действия, вытекающие из правильной, научной информации об алкоголе, он совершить не в состоянии. Такая противоречивая позиция характерна для 60–70 % родителей. Что уж говорить о детях, чья потребность в подражании взрослым совершенно естественна! Мнение исследователей единодушно: подавляющее большинство людей впервые приобщаются к никотину и алкоголю не из‑ за их вкусовых или наркотических свойств. Спиртное и табак в глазах основной массы начинающих притягательно только как символ, как «инструмент», как средство приобщения к тому кругу людей, в который они стремятся попасть и который представляется им достойным зависти, восхищения и подражания. Для детей это, конечно же, взрослые. Для ребенка его страстное желание «выглядеть взрослым» – это основная форма самоутверждения. Без нее попросту невозможно нормальное развитие детской психики.
«Взрослые пьют, почему нам нельзя?»
Такое «объяснение» обычно дают несовершеннолетние, доставленные в нетрезвом виде в отделение милиции за различные правонарушения. И в этом вопросе есть своя логика. Действительно, почему нельзя подражать людям, поведение которых принимается за образец и не запрещается законом? Согласно социологическим опросам, 63, 8 % учеников и 36 % учениц 7‑ го класса вполне можно отнести к категории «символически пьющих», поскольку они к четырнадцати годам жизни достаточно хорошо узнали вкус алкоголя. В десятом классе эти цифры поднимаются соответственно до 93, 9 % для юношей и 86, 6 % для девушек. Почти все! У студентов обоего пола (будущего цвета нашей интеллигенции) процент употребляющих алкоголь поднимается практически до ста, причем 90 % являлись на момент опроса убежденными сторонниками допустимости «умеренного пития». При этом выяснилось, что подавляющее большинство молодых людей приобщились к алкоголю не где‑ нибудь, а именно в семье, причем значительной части из этого большинства первую рюмку собственноручно подносили его родители… Известно множество семей, где день рождения подростка и вечера, на которых собираются его сверстники, «отмечаются» бутылкой‑ другой вина. Известно множество родителей, строго запрещавших подрастающему поколению всякое спиртное, кроме… пива, которое почему‑ то проходит в их семье по графе «безалкогольных напитков». Наверняка этим людям просто неведомо, что множество людей стали алкоголиками только на «пивной» основе. Все наркологические исследования убедительно доказывают: более половины молодежи втягивается в алкоголизм именно через пиво. Таким образом, если все случаи приобщения сначала ребенка, а затем и подростка к спиртному умножить на несколько лет, то привыкание организма к алкогольному яду и наркотику просто не может не произойти. Итак, мы изложили социально‑ психологическую причину повсеместного пьянства людей. Закончить же эту главу логично мнением одного из авторов книги, который подведет жесткий итог сказанному.
|