Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовые ресурсы региона
Финансовые ресурсы региона вкл в себя: - ресурсы регионального бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов; Средства предприятий; средства населения; кредитные ресурсы; средства на депозитах и др. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда(Пенсионный, ф соц страх РФ, федеральный фонд обяз медицинского страх.) №21 Межрегиональное неравенство и методы его оценки. Основными характеристиками качества эк.пространства явл.взаимоствязанные характеристики: -однородность/неоднородность -интегрированность/дезинтегрированность В каждой стране существуют относительно богатые и бедные регионы. Неоднородность эк.пространства оказывает влияние на эф-ть эк-ки. Но уровень различий следует считать общ.полезным, т.к. они создают условия развитой конкуренции между регионами. Большие различия в уровне развития территорий явл.негативными. Богатые регионы обладают развитой инфраструктурой, высокой з-п, явл.привлекательными для инвестиций. Приводит к оттоку капиталов и труд.ресурсов из отсталых регионов, увеличивается неудовл. Богатых регионов в связи с увеличением нагрузки по решению общехоз.задач, увеличивается угроза единству страны. Для оценки межрег.различий используют показатели: Масштаб различий (М=Хмах/Xmin) показывает во сколько раз показатель самого богатого региона отличается от бедного.(используют ВРП, объеи промышл.производста на душу населения.среднедушевые денежные доходы, обеспеченность раздличными соц.условиями.и тд) Коэффициент вариации. Хi-значение по региону; Хср-значение по совокупности (ср.значение по региону и др)
Он показывает разбросанные значения пок-й по регионам относительно их среднего значения по сов-ти (среднероссийский, среднед/в) Этот показатель не позволяет вычеслить наиболее кретичные регионы. №22 Динамика межрегиональных различий: конвергенция, дивергенция Динамика межрегиональных различий характеризуется двумя противоположными явлениями: 1)межрегиональная конвергенция-если снижение межрегиональных различий 2)межрегиональная дивергенция-если увеличение межр.различий Процесс конвергенция возникает в том случае, если темпы роста бедных регионов становятся выше чем в богатых. Если темпы роста бедных и богатых регионов одинаковы или темпы роста бедных регионов отстают от темпов роста богатых то возникает межрегиональная дивергенция. 24.Специальные экономические зоны: понятие и типы Специальные экономические зоны представляют собой один из методов реализации региональной экономической политики, который используется для придания стимула для развития определеиной территории путем активизации внутренних факторов ее развития, а также привлечения в регион внешних источников инвестиций, технологий, трудовых ресурсов и т.д. В основе создания СЭЗ лежат идеи теории полюсов роста. Под специальной экономической зоной понимается компактная, относительно локализованная терр Создание специальных экономических зон направлено на решение региональных и общенациональных задач, поэтому целями специальных зон могут быть: придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций; решение проблем занятости населения; рост экспортного потенциала территории и страны; организация производства и поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров; освоение современного опыта организации и управления производством. Виды зон: Зоны свободной торговли - специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). Зоны свободной торговли создаются с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой финансовых и фискальных льгот. Технопарки, технополюсы). К ним можно отнести: 1) Инкубаторы, которые представляют собой отдельные здания, куда привлекаются небольшие фирмы, только начинающие работу по производству наукоемкой продукции; 2) Технопарки — ограниченные участки территории, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции, включающие: инкубатор и крупные предприятия; 3) Наукограды - города, специализирующиеся на производстве высоких технологий; 4) Технополисы - представляют собой скопление городов наука Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования. №27Региональная политика: содержание, модели Рег.политика – это особый вид гос-ой экономической политики направл.на гос.регулирование территориал.развития. Объект: 1.тер-ная структура гос-ва 2.регионы 3.межрегиональное неравенство 4.проблемы эк-го, соц-го, экологического хар-ра на определ.тер-рии. Субъект: фед.органы власти и исполнит.органы власти субъектов РФ. Глобальная цель регионал.экономической политики явл-ся достижение равномерного или эф-го распределения эк.деятельности по тер-рии страны. Эта цель хар-ет 2 стороны регион.экономического развития: 1.Эк.эффективность, кот-я требует рационального распределения эк.деятельности в пространстве в целях общенационал.состояния. 2.Соц.справедливость – т.е.такое пространственное распределение эк.деятельности при кот-м жители всех регионов имеют относительно равные возможности достижения желяемого благосостояния. Исходя из этого можно выделить 2 модели регион.политики: 1.модель эф-ти – гл.цель максимизация роста национальной эк-ки используют: Китай, Юж.Корея, Япония, Греция. 2.Модель равенства. Осн.цель – снижение региональных различий показат.дохода, благосостояния, роста: Канада, США, Великобритания, Германия. Официально в РФ провозглашении модель равенства, а фактически реализуется модель эф-ти. В РФ сущ-ет проект «концепция совершенствования регионал.политики до 2020 года» в кот-м провозглаш.принцип сокращений различий в развитии региона. №28Методы региональной политики: классификации Сущ-еют разные классифик.в зависимости от признака: 1)В зависимости от объекта упр-я: -Методы макроэк.политики. Методы налоговой бюджетной, ценовой, кредитно-денежной. Они используются 2-ким образом: 1.На национал.уровне – для проведения политики центр.органов власти по отношению к региону. 2.в виде контролея над теми инстркментами региональной политики кот-е были переданы, на уровень отдел.регионов (установление экспортной и импортной политики) -Методы микроэк.политики проводят с целью воздействия на локал.решения фирм и домашних хоз-в, т.е.заключ.в стимулировании труда и капитала, перемещение в те регионы кот-е считаются органами власти более предпочтительными. 2)В зависимости от способов воздействия на агентов рынка: 1.Административные – запреты, разрешения, принуждения (лицензирование). 2.Эк-кие: прямые (целевое гос-е финанс-е – субсидировнаие, гос.закупки); косвенные (кредитная, налоговая политика) 2.1 -Современная теория регион.политики базируется на том, что главная задача гос-ва – создать условия для развития бизнеса т.н.развитую инфраструктуру. -Субсидирование – компенсация расходов компании в эк-ки невыгодных регионах -Гос закупки 2.2 -Льготные условия кредитный предприятий в нек-х регионах -Налоговые льготы или полное освобождение от налогов -Ускоренная А на предприятии в отдельных регионах. 3)В зависимости от широты воздействия: -Система льготно-компактной тер-й – это создание особых эк-х зон. -Комплексный метод гос.регулирование – это комплексный метод гос-го регулирования (гос-е фед-е программы) Типы регион политики гос-ва: Региональная эк-кая политика: -общерегиональная -силиктивная: поляризованная и выравнивающая(сдерживающая и стимулирующая). 1.Общерегиональная политика – меры кот-е не имеют изберательного назначения и одинаково воздействуют на все регионы: -распределение полномочий и ответсвенности органов власти по всем аспектам развития региона. -процедуры и нормы федерально-реиональное рапределение собственности природных ресурсов, финансов. 2.Силиктивная (избирательная) – в зависимости от цели регион.политики делятся на 2 вида: -выравнивающая политика: осн.цель гос-ва – соц.справедливость, ее объекты проблемные регионы. Если ее объекты депресив.и отсталые регионы, то она стимулирующая. А если городские перенасел., агломирации – сдерживающая. - полярезованная политика – реализуется при модели эф-ти, ее объекты – богатые регионы. №30 Условия успешного функционирования СЭЗ Мировой опыт создания СЭЗ показывает, что для успешного функционирования необходимы следующие условия: - национальные (общеэкономические) условия: стабильность политической и экономической ситуации, совершенное законодательство, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции. - региональные условия: наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов; инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, наличие нормальных условий жизнедеятел ьности населения). -система льгот для инвесторов. Можно выделить четыре группы льгот: I.Внешнеторговые льготы (введение особого таможенно-тарифного режима и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций), 2.Фискальные льготы (эти льготы могут касаться налоговой базы - прибыль, доход, стоимость имущества и отдельных ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на зар. плату, НИОКР), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения. З.Финансовые льготы (различные формы субсидирования, представляемые в виде низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет гос. бюджета и гос. кредитов) Административные льготы (предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан), СЭЗ по своей сути являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами. СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п
Формулы: Для построения мультипликаторов исп: y=C+I+G+E-M (ВНП), где С-потребление в регионе, I-объем инвестиций, G-объем гос.расходов. Средний мультипликатор склонности к потреблению: c=C/y. k1=1/(1-c) Т.е. при изменении одного из элементов на единицу ВРП на K. m=M/y, k1=1/(1-c+m) Показыват, как спрос увеличивается за счет импорта. g=Gтек/y y=1/(1-c+m-gтек) Измеряет как влияют изменения расходов на развитие региона на ВРП. МУЛЬТИПЛИКАТОР экспортной базы. Согласно теории экспортной базы ВРП = сумма доходов y=баз+сервисн.секторов а-доля сервисн. сектора в ВРП. y=B+ay, y=1/(1-a) B-показывает, как изменится У при изменении дохода от баз. сектора на 1ю. Масштаб различий (М=Хмах/Xmin) показывает во сколько раз показатель самого богатого региона отличается от бедного.(используют ВРП, объеи промышл.производста на душу населения.среднедушевые денежные доходы, обеспеченность раздличными соц.условиями.и тд) Коэффициент вариации. Хi-значение по региону; Хср-значение по совокупности (ср.значение по региону и др)
Он показывает разбросанные значения пок-й по регионам относительно их среднего значения по сов-ти (среднероссийский, среднед/в) Этот показатель не позволяет вычеслить наиболее кретичные регионы. №23Проблемный регион: понятие, методы выделения В научной литературе не сущ-ет единого понятия проблемный регион, однако большинство исследователей считают, что проблемными регионами явл-ся такие регионы в кот-х по эк-м, политич, соц-м, экологич.и другим причинам отсутствуют возможности для самостоят.развития и они нуждаются в дополнительной помощи со стороны гос-ва. В разных странах сущ-ют разные типологии проблемных регионов. В зарубежн.странах к проблемн.относоят: -городские перенаселенные агломерации (Москва, Токио, Лондон) -депрессивные аграрные регионы -депрессивные промышленные регионы Депрессивные регионы – это регионы кот-е ранее хорошо развивались и/или имели лидирующее положение, но в настаящее время находятся в кризисе (ЕАО) Отсталые регионы – традиционно имели низкий потенциал развития и традиционно также находятся в кризисе (Бурятия) В РФ к проблемным регионам относят депресивные и отсталые регионы. В СССР – это регионы нового освоения, депресивные промышленные регионы и отсталые регионы. Проблемные регионы – это объекты региональной политики. Для выделения проблемных регионов использ.типологии: 1)Ранжирование регионов по 1 пок-лю с послед.делением на несколько групп (крайневысок.значения показателя, высок.значения, близкие к среднему, низкие, крайне низкие) 2)Деление регионов на группы по исходному состоянию и динамики одного пок-ля, например: Объем промышл.произ-ва на душу населения, его динамика – темпы роста пром.производства, можно выдел.след.группы регионов: регионы с высоким развитием произ-ва и высок темпом роста, с низким //-//-// и высоким и //-//-// и т.д.) 3)Деление регионов на группы на основе двух разных пок-й, например: ВРП на душу населения, среднедуш.денежные доходы: выдел след.типы: высокий ВРП и высок.средние доходы, высок//-//-// и низкий //-//-// и т.д. 4)Усложненный вариант третьего: испол-е интегральных (суммарных) показателей. Пример: типология по инвестиц.потенциалы и инвест.риску в журнале «Эксперт». №25Российский опыт функционирования СЭЗ Практический интерес к проблемам свободных эк.зон возник ещё в СССР в начале перестройки. В качестве первого возможного эксперимента рассматривается портовый город Находка, имевший лучшую гавань в южной части Приморского края. С середины 1990 власти по инициативам регионов поставили «на поток» решения об образовании СЭЗ. Ни него возлгались главные эк.надежды. Постановлением парламента и правительства России предусматривали создание СЭЗ и зон свободного предпринемательства. На тер-рии целых краев и областей: Ленинград и Ленинградская область, Калининградская область, Алтайский край, Кемеровская область, Читинская област, Сахалинская область, Приморский край, ЕАО. За один год было объявлено о создании 1 СЕЗ и ЗСП мировой рекорд был превзойден многократно. Вскоре и декларируемые льготы СЭЗ стали отменяться, зато появились другие способы активизации внешнеэкономической д-ти. Сильным тормозом в полноценном развитии СЭЗ являлось отсутствие специального законодательства В течении ряда лет обсуждался, но не принимался общий ФЗ о СЭЗ. Вместо него вводились в действие нормативные акты по отдельным СЭЗ, не решавшие главные вопросы устойчивого правового статуса СЭЗ в системе законодательства страны. ОЭЗ в Калининградской области функционировала в режиме свободной таможенной зоны на основе спец.ФЗ, принятого в 1996. (необходимость придания особого эк.статуса этой области аргументировалось тем, что она явл-ся эксклавом России и поэтому требует особых забот об обеспечении транспортной достипности и конкурентоспособности на внутр и внешн рынках призводимой здесь продукции, эффективном использовании двух незамерзающих морских портов и базы рыболовного флота и т.д.) В 1999 вступил в силу ФЗ «Об особой эк.зоне в Магаданской области». Эта зона нужна т.к. Магад.обл значительно отдалена от основных региональных рынков, необходимо привлечь иностранных инвесторов. В России единственный пример создания оффшорной зоны: В Игнушетии. Гл.результат – приток налогоплательщиков из других российских регионов и отмывание нелегальных доходов. Всего в РФ на период 2005 существовало 24 специальные экономические зоны. 13 июля 2005 года №116 ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», кот-й предусмотрел прекращение существования на тер-рии России всех зон, созданных до введения его в действие, за исключением двух: Калининградской и Магаданской. Закон определил основные цели создания особых эк.зон в РФ: развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, развитие высокотехнологичных отрслей, развитие транспортной инфраструктуры, развитие туризма и санаторно-курортной сферы. Отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Резиденты ОЭЗ освобождается от ряда местных налогов и т.д.
18 января 2006 – дата юрид.рождения особых экономических в РФ. Подписано соглашение о создании на тер-рии 6 регионов РФ ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов: Московская, Томская, Липецкая, области, Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург. В 2007 году Постановлением Правительства РФ в РФ создано 7 особых эк.зон туристко-рекреационного типа (цели создания – повышение конкурентоспособности туристской д-ти, развитие лечебно-оздоровительных курортов, лечения и профилактике заболеваний) след регионов страны: Республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Краснодарский края, Калининградская, Иркутская области. В 2007 Совет Федерации внесены изменения в ФЗ в части создания портовых ОЭЗ. Они могут создаваться на тер-риях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на тер-ях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на тер-ях, предназначенных для их строительства. Портовые зоны создаются на 49 лет(срок продлению не подлежит) Резидентом портовой ОЭЗ явл-ся коммерческая орг-я, за иск-ем унитарного предприятия, зарегистрированная на тер-рии мун.обр-я. В ноябре 2008 в результате проведения Минэкономразвития конкурса принято решение, что портовые зоны будут созданы в аэропортах «Емельяново» в Красноярске и «Ульяновско-Восточный» в Ульяновске и морском порту «Советская гавань» в Хаб.крае. Преференции и льготы резидентов ПОЭЗ включают: режим свободной таможенной зоны, льготы по налогу на имущество и т.д. Хаб.край: морской выход на БАМ Для того что-бы вернуть себе утраченный статус великой морской державы РФ необходимо фактически заново создать систему, кот-я была бы современной и могла обеспечивать морские перевозки, и возрадить конкуренто-способный морской торговый флот. Одним из важнейшим шагов в этом направлении явл-ся создание ПОЭЗ в Советской Гавани. Предпосылки создания: участие в стремительном развитии Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие выхода на Байкало-Амурскую магистраль, возможность использования идеального с географической точки зрения положения порта. Согласно представленной концепции, в порту Советская гавань появится транспортный узел, через кот-й уже к 2025 году можно будет переваливать 25-30млн т грузов в год. Также в гавани будет создан судоремонтный кластер – в настоящий момент подавляющее большинство российских рыболовецких и транспортных судов ремонтируются в Китая и Южной Корее.
№26 Особые экономические зоны РФ: цели, типы Осо́ бая, cвобо́ дная или специа́ льная экономи́ ческая зо́ на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - " Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство. В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ. Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
|