Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иоанн Лейденский, главарь мюнстерских анабаптистов






Еще в 1525 г. под влиянием примера, поданного крестьянами, мюнстерские ремесленники выступали с целым рядом требований, имея против себя епископа, духовенство и зажиточных граждан. Спустя несколько времени, это движение возобновилось, когда сначала в окрестностях города, а потом и в нем самом стал действовать лютеранский проповедник Ротман, пользовавшийся покровительством местных гильдий и влиятельного торговца сукном Книппердолинга. Ротман имел большой успех, и результатом его проповеди было введение в большой части городских церквей евангелического богослужения. Городской совет стал на его сторону, и епископу оставалось только согласиться на уступки; в 1533 г. он должен был отдать приходские церкви евангеликам, оставив за собою и капитулом один лишь собор да монастырские церкви. Вскоре, однако, в реформационной партии произошел раздор вследствие появления в городе анабаптизма, на сторону которого склонился сам Ротман. Городские власти задумали запретить проповедь этого учения, но Ротман воспротивился такому распоряжению и поднял против совета, ремесленников. Как раз в это самое время (1534 г.) явились в Мюнстер сначала Ян Боккольд, а потом и сам Матисен. Вожди анабаптистов объявили, что Господь сделает из этого города Новый Иерусалим. Вместе с ними и за ними пришли целые толпы анабаптистов, к которым примкнуло и большинство местных простолюдинов. Вскоре стали стекаться сюда анабаптисты изо всех немецких земель. Сектанты совершенно завладели городом, выбрав в городской совет своих единомышленников и назначив Книппердолинга бургомистром. Затем они начали устраивать в Мюнстере царство Христово. Произошло фанатическое истребление икон, органов, церковных украшений, всего, что только можно было подвести под понятие идолопоклонства, истребление всех книг, кроме Библии, истребление предметов роскоши и всего, что напоминало общественное неравенство. Жители города, не принадлежавшие еще к анабаптизму, насильно перекрещивались, а в случае упорного отказа это сделать, изгонялись из Мюнстера, имущество же их объявлялось общею собственностью святых, заведование которою поручалось особым диаконам. Но «избранному народу Божию», каким считали себя сектанты, предстояло еще защищать свое царство от «язычников и безбожников», т. е. от епископа, дворян и изгнанных граждан, взявшихся за оружие и осадивших город. Тогда мюнстерские святые кликнули клич, и на помощь к ним потянулись в осажденный город новые толпы сектантов: на первых порах, пока не все пути в город были отрезаны, им еще удавалось проникать в его стены. Между тем внутри города деятельно готовились к борьбе под начальством вождя‑ пророка Матисена. Когда он был убит в одной слишком смелой вылазке, Ян Боккольд, или, как его обыкновенно называют, Иоанн Лейденский, объявил, что, по бывшему ему откровению, он назначен свыше в преемники убитому пророку. Признанный сектантами в этом сане, он организовал в Мюнстере теократическое правление, руководствуясь собственными фантазиями и указаниями, почерпнутыми из ветхого завета. Сначала он установил для «нового Израиля» двенадцать старейшин по числу колен израилевых, сделав из них военачальников, правителей и судей. Потом, когда один фанатик объявил, что имел откровение, возвестившее ему, что Ян Боккольд должен сделаться царем нового Сиона и покорить все царства земные, пророк стал именоваться «Иоанном, Божиею милостью царем нового Израиля», назначил на высшие должности Ротмана и Книппердолинга, устроил целый придворный штат и даже завел гарем. Еще ранее этого он имел откровение, что в Новом Иерусалиме, как и в древнем, должно быть дозволено многоженство для размножения племени святых, а Ротман доказывал в проповедях истинность этого принципа. Облеченный в пышную одежду с короной на голове и сидя на «престоле давидовом», царь сектантского Сиона сам судил и правил своим народом с крайнею жестокостью. Еще до принятия им царского сана против него составился заговор, в котором участвовало около двухсот человек; они хотели его арестовать вместе с его приверженцами и восстановить в Мюнстере лютеранство, но потерпели поражение и были безжалостно умерщвлены. Анабаптисты защищались весьма отважно, долгое время рассчитывая на помощь своих единоверцев. Последние, действительно, сильно волновались по всей Германии, верили, что в Мюнстере начинается царство Божие, и собирались оказать помощь осажденному городу. После того, как было отбито под начальством самого Иоанна Лейденского нападение епископских ландскнехтов, и осада города поэтому затянулась, сейм 1535 г. послал на подмогу епископу имперское войско, которое отрезало подвоз провианта в Мюнстер: князья и имперские города начинали опасаться повторения 1525 г. в виду того, что снова подняли голову радикальные партии, снова зашевелились крестьяне. В городе обнаружился недостаток съестных припасов, и началось дезертирство. Измена двух перебежчиков открыла неприятелю доступ в город: в ночь на 24 июня 1535 г. Мюнстер был взят, отчаянно защищавшиеся анабаптисты перебиты или казнены, другие изгнаны из города или подвергнуты другим наказаниям. Боккольд и Книппердолинг подверглись страшным пыткам и были замучены до смерти. Город лишился своего самоуправления, и выборы в городской совет были поставлены под власть капитула и соседних дворян, а его жителей должна была держать в повиновении вновь построенная цитадель, в которой был поставлен гарнизон. Вместе с этим в Мюнстере восстановился католицизм, и евангелическое богослужение строго запрещалось.

Анабаптизм был еще раз раздавлен. Но и после катастрофы 1535 г. многие продолжали верить в то, что скоро должно наступить тысячелетнее царство Божие на земле, в котором избранные будут блаженствовать. Впрочем, агрессивный период сектантства окончился с падением «нового Сиона»: преследуемые властями, анабаптисты или уходили из отечества в другие страны, между прочим, в Англию, или позволяли себя убивать, не оказывая сопротивления, как это случилось в Зальцбурге. Уже ранее между ними существовало мнение о греховности войны и о непозволительности избранникам Божиим носить оружие: непротивление злу сделалось теперь основой анабаптистской этики. На этом именно принципе построил свое учение обновитель анабаптизма, Менно Симонс, по имени которого до сих пор называются меннонитами мирные и трудолюбивые сектанты в Германии и Нидерландах (баптисты в Англии и Америке). Они отличаются моральным ригоризмом своих родоначальников XVI века, но совершенно порвали с традициями социальной революции (что, однако, и их не спасало от гонений). В общем, социально революционным характером отличалось немецкое сектантство реформационной эпохи лишь в течение каких‑ нибудь десяти‑ пятнадцати лет.

Итак, два раза начиналась в Германии XVI в. социальная революция и оба раза – под знаменем анабаптизма. В первом случае она была революцией крестьянской, во втором – городской. Подобно тому, однако, как крестьянское восстание происходило и независимо от сектантской пропаганды, так и демократическое движение в городах не всегда соединялось с принятием анабаптизма, как это было в Страсбурге или Мюнстере. Весьма часто городской патрициат был на стороне католицизма, а простой народ сочувствовал реформации, и где он получал участие во власти, там вводилось лютеранство, как это бывало в некоторых городах северной Германии. Выдающимся примером демократического движения среди горожан без какой бы то ни было сектантской окраски может служить один эпизод в истории ганзейского и лютеранского города Любека. В 1530 г. здесь произошла политическая реформа в демократическом духе. Одним из её деятелей был знаменитый Юрген Вулленвебер, впоследствии сделавшийся бургомистром. Именно, в городской совет, состоявший прежде из одних знатных граждан, были назначены новые члены из простолюдинов, и совет этот должен был контролироваться избираемым гражданами комитетом. В 1533 г. Вулленвебер настоял на отмене пожизненности звания членов совета, и они теперь должны были выбираться лишь на два года. У Вулленвебера были вообще широкие политические планы. Он хотел подчинить родному городу скандинавские государства, где он думал поддержать реформационное и демократическое движение. Такой план требовал союза с другими городами, но исполнение смелого замысла оказалось им не под силу. Попытка окончилась неудачей, и в Любеке, по определению имперского верховного суда, в 1535 г. было восстановлено старое устройство. Павшего бургомистра, взятого при этом в плен, обвиняли потом в намерении пойти по стопам мюнстерских анабаптистов, и он был казнен, в этом обвинении не было ни малейшей доли правды[3].


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал