Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространство без Бога?
- Как вы пришли к вере? - Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда начинаешь размышлять над фундаментальными вопросами человеческого существования - вопросами жизни и смерти. У меня этот момент настал в пятьдесят лет. В Боснии, мусульманской стране, в которой я родился, началась война. Умирали люди. Они воевали за свои убеждения с людьми других убеждений. И на каком бы языке ты ни писал, что бы за свою жизнь ни сделал как художник и как человек, они могли взять твое тело, словно какую-нибудь вещь, и распорядиться им как угодно. Когда мне стало важно определиться со своими убеждениями, я начал изучать традиции своей семьи и обнаружил, что мои предки были... православными сербами! И только часть их - причем небольшая - перешла в ислам. Я тогда подумал, что начинается вторая половина моей жизни, и крайне важно осмыслить все прошлое и задуматься над будущим. Это было мое решение, основанное на собственном опыте и на приобретенном за всю жизнь знании о Православии как изначальном истинно христианском видении мира. Это было решение, основанное на традиции моей семьи, на традиции, которая была прервана поворотами истории моей страны. - Как вы считаете, приход к вере во взрослом возрасте более ценен, чем воспитание в вере с детства? - И да, и нет. Здесь все зависит от того, чем именно вызвано решение креститься. Давайте посмотрим вокруг: в сегодняшнем мире - именно в сегодняшнем! - людьми управляет множество языческих сил. И в таком мире очень важно, чтобы человек осмысленно принял решение, сказал себе: " Я верую во Христа. Я крещусь, я стану христианином, потому что это мое решение, а не потому, что меня крестили в детстве". Представьте себе, что все люди на Земле, которым сейчас по тридцать, сорок и пятьдесят лет, находясь в здравом уме и твердой памяти, вместо того чтобы есть гамбургеры и накладывать на лицо косметику, скажут себе: " Я христианин. Я хочу креститься". Это было бы фантастикой. Мы бы жили, словно на небесах. - Нужно ли в таком случае нам, православным, крестить младенцев? Может, стоит дождаться их совершеннолетия? - Конечно нужно крестить! Мы должны это делать. Боюсь, есть множество людей, которые никогда не крестятся сами и никогда не крестят своих детей. И их будет становиться все больше и больше. Я помню время, когда сам еще не задумывался о Боге. Знания и суждения я черпал тогда в основном из интеллектуальных диспутов. Но для меня уже тогда было абсолютно очевидно: те, кто говорит, что Бога нет, намного глупее тех, кто говорит, что Он есть. Вера же в то, что в таком огромном пространстве нет Бога (хотя бы в качестве элемента сознания, некой установки), со временем стала для меня просто неприемлемой. Потому что пространство это само по себе - мощный вызов, обращенный к жизни, которой я живу, и к искусству, которым занимаюсь. И пространство это надо постигать. Но мы не в состоянии дать определение пространства без поправки на Бога. Бесконечное ли, конечное ли - оно нуждается в Боге. Иначе этого пространства просто нет. - И какой была реакция ваших коллег по цеху на то, что вы приняли Православие? - Мне нет никакого дела до моих коллег... - А друзья? - Реакция друзей была весьма одобрительной, потому что мои нынешние друзья по большей части христиане. Хотя в Сараево это стало большим сюрпризом для тех людей, с которыми мы общались еще до моего студенчества, до того, как я уехал учиться режиссуре в Прагу. Они меня ненавидят, как ненавидят всех православных сербов. Поэтому там и началась война. Да простит им Господь (долгая пауза, рука с чашкой кофе дрогнула)... - А можно ли, по вашему мнению, предать нацию, став православным? - Никогда. Быть христианином - это иное, это намного более серьезная обязанность, чем быть представителем какой-то нации. Проблема в другом: мы сидим с вами на десятом этаже гостиницы в центре Москвы и разговариваем о жизни, о вечных ценностях. Такая беседа может быть вполне христианской. Если спуститься в бар - там происходит другая жизнь и ведутся другие разговоры. А можно поехать в современную Сербию и увидеть, что она разделена ровно пополам: территория Косово - сердце сербского Православия - потеряна, а оставшаяся территория захвачена " современностью", то есть рынком. Система современных западных ценностей пронизывает страну, из-за чего утрачена связь с христианством. И это делает крайне важным следующий вопрос: что для нас с вами значит христианство? Празднование именин с закалыванием поросенка? Или это система ценностей, которым необходимо следовать всю жизнь? Сегодня в Сербии многие люди просто сбились с пути. И думаю, в России тоже. Посмотрите вокруг - вся это блестящая внешняя жизнь... Я езжу по Москве и всюду вижу культ " золотого тельца". Но у вас, русских, есть очень хорошая платформа для возрождения Православия. У вас есть Бердяев, у вас есть много других людей, которые мыслили очень глубоко и серьезно. Думаю, ваше культурное наследие поможет вам выжить. - Вы и Бердяева читали? И что наиболее ценное для себя вы у него нашли? - Идею свободы. Космической свободы - не в каких-то внешних проявлениях, а внутри человека. По окончании интервью договорились о фотосъемке - Кустурица попросил, чтобы снимать его начали через полчаса. В назначенный срок мы с фотографом пришли в кафе, но Кустурицы там не оказалось... Нас успокоили: сказали, что он просто поднялся в свой номер и сейчас вернется. " Слава Богу, - подумал я, - наверное, пошел причесаться, переодеться, в общем, привести себя в порядок". Сели ждать, фотограф принялся искать подходящий фон. Вскоре двери лифта открылись... И в вестибюле появился усталый небритый человек с гривой нечесаных волос, в выцветшей толстовке, мятых штанах, грязных кроссовках... Вышел из лифта - и, зевнув, хмуро спросил: " Фотограф пришел? Я готов". Материал Foma.ru / Татьянин день Жиль Делез. Логика смысла (Первая половина) Раритет Деловая книгаМосква Екатеринбург УДК16 ББК 87.4 Д29 Перевод Я. Я. Свирского Научный редактор А. Б. Толстов Дел±з Ж. Логика смысла: Пер. с фр.- Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: " Раритет", Екатеринбург: " Деловая книга", 1998. - 480 с. ISBN 5-85735-095-6 (" Раритет") ISBN 5-88687-041-5 (" Деловая книга") Книга крупнейшего мыслителя современности Жиля Дел±за посвящена одной из самых сложных и вместе с тем традиционных для философских изысканий теме: что такое смысл? Опираясь на Кэррола, Ницше, Фрейда и стоиков, автор разрабатывает оригинальную философскую концепцию, связывая смысл напрямую с нонсенсом и событиями, которые резко отличаются от метафизических сущностей, характерных для философской традиции, отмеченной связкой Платон-Гегель. В книгу включена также статья М.Фуко, где дан развернутый комментарий произведений Дел±за " Логика смысла" и " Различение и повторение". Книга выпущена при участии ЗАО " Академия-Центр" c Я.И.Свирский, перевод, оформление, 1998. c " Академический проект", 1998. c -Деловая книга", 1998 ISBN 5-88687-041-5 (" Деловая книга") ISBN 5-85735-095-6 (" Раритет") Содержание: Предисловие переводчика.................................................................10 Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам.....................13 Первая серия парадоксов: чистое становление.......................15 Вторая серия парадоксов: поверхностные эффекты............. 19 Третья серия: предложение......................................................... 29 Четвертая серия: дуальности.....................................................44 Пятая серия: смысл................................................................... 49 Шестая серия: сериацця............................................................. 59 Седьмая серия: эзотерические слова.......................................... 67 Восьмая серия: структура........................................................ 75 Девятая серия: проблематическое.............................................. 80 Десятая серия: идеальная игра...................................................87 Одиннадцатая серия: нонсенс..................................................... 97 Двенадцатая серия: парадокс................................................... 107 Тринадцатая серия: шизофреник и маленькая девочка.... 117 Четырнадцатая серия: двойная каузальность........................ 135 Пятнадцатая серия: сингулярности....................................... 141 Шестнадцатая серия: статичный онтологический генезис....... 153 Семнадцатая серия: статичный логический генезис........... 164 Восемнадцатая серия: три образа философов........................ 174 Девятнадцатая серия: юмор..................................................... 182 основания - Дискурс сингулярностей: юмор или " четвертое лицо единственного числа" Двадцатая серия: этическая проблема в философии стоиков............................. 191 Двадцать первая серия: событие...............................................198 Двадцать вторая серия: фарфор и вулкан......................... 205 Двадцать третья серия: Эон................................................... 216 Двадцать четвертая серия: коммуникация событий......... 225 Двадцать пятая серия: единоголосие...................................... 235 Двадцать шестая серия: язык............................................. 240 Двадцать седьмая серия: оральность................................ 245 Двадцать восьмая серия: сексуальность........................... 257 Двадцать девятая серия: благие намерения всегда наказуемы........................... 266 Тридцатая серия: фантазм................................................... 276 Тридцать первая серия: мысль............................................. 285 Тридцать вторая серия: различные виды серий................. 293 Серии и сексуальность: коннективные серии и эрогенная, зона, конъюнктивные серии и координация - Третья форма сексуальной серии, дизъюнкция и расхождение - Фантазм и резонанс - Сексуальность и язык: три типа серий и соответствующих им слов - От голоса к речи Тридцать третья серия: приключения Алисы.................. 307 Тридцать четвертая серия: первичный порядок и вторичная организация................... 314
|