Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход мероприятия
Этапы, время
| Деятельность педагога
| Формы, методы, средства
| Деятельность учащихся
| Орг-момент, 5 мин.
| До начала занятия раздаю листы.
- Здравствуйте!
- Мы с вами уже знакомы по прошедшим классным часам, где мы разбирали немаловажные вопросы. Сегодня мы с вами также поговорим на очень интересную тему, знание которой пригодится вам не только в личностных взаимоотношениях, но и в профессионально-педагогической сфере. Но сначала, назовите, пожалуйста, качества человека, которые, по вашему мнению, помогут жить дружно со всеми людьми на планете. Как с маленькими, так и с большими, как со здоровыми, так и с больными. С людьми, которые верят в других Богов, которые разговаривают на других языках, соблюдают другие обычаи, и придерживаются других традиций.
- Все верно. Это доброта, понимание, уважение, прощение и сострадание.
Пишу эти понятия на доску.
| Групповая форма,
Беседа, наглядный метод.
| Студенты заходят в кабинет, садятся.
- Здравствуйте.
- Доброта, понимание, уважение, прощение, сострадание.
| Основной момент, 30 мин.
| - Эти качества можно объединить одним понятием – «толерантность» (пишу понятие). Это слово вам знакомо? Что вы знаете о толерантности?
- Правильно, молодцы! В переводе с латинского оно означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками». Даже существует международный документ «Декларация принципов толерантности». Она была принята 16 ноября 1995 года. Толерантность проявляется во всех сферах жизни человека, так как человек постоянно находиться в общении, во встречах с другими людьми. Существует много афоризмов о толерантности, я предлагаю вам поработать с некоторыми из них. Первый афоризм: толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей. Как вы считаете, что это значит?
- Молодцы, вы правильно определили. Иногда трудно согласиться с некоторыми людьми. Но толерантно ли вы поступите, если будите придерживаться своего мнения?
- Действительно, это толерантно, так как толерантность – это не только уважение других людей, но и уважение себя. Давайте продолжим: толерантность - это единство в разнообразии. Как вы это понимаете?
- Правильно, необходимо научиться жить среди этого разнообразия. Уважать традиции других народов, мнения и идеи другого человека. Толерантность – это язык добрых дел и слов. Объясните, пожалуйста, этот афоризм.
- Все верно. Молодцы! Если мы все будем придерживаться этих высказываний, то исчезнут ссоры между народами разных национальностей, и даже в группе между вами. Так ведь?
- Скажите, а вы часто ссоритесь друг с другом?
- А вы знаете, от чего зависит негативное отношение и нетерпимость друг к другу?
- Они зависят от уровня толерантности каждого человека в группе. Но каждый ли из вас знает свой уровень толерантности?
- Я предлагаю вам провести небольшой тест, результаты которого вы узнаете сразу после проведения. Согласны?
- У вас на столах лежат листочки, можете подписать их, если хотите. Сейчас я буду зачитывать ситуацию, а вам нужно определить, как бы вы поступили, и выбрать соответствующий вариант. На доске представлен бланк ответа. Вопросов всего семь. Готовы?
- Итак, первый вопрос. Ким плохо одет: а) это неважно; б) ты подсмеиваешься над ним.
- Второй вопрос: Том питается не так, как ты, по причине своей религии: а) просишь, чтобы он объяснил это; б) ты говоришь, что он выглядит смешно.
- Третий вопрос: цвет кожи у Джо отличается от твоего: а) ты стремишься лучше узнать его; б) ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – нули».
- Четвертый вопрос: пожилая женщина медленно идет: а) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь; б) ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Пятый вопрос: ты девочка, тебя ставят рядом с мальчиком: а) ты разговариваешь с ним; б) ты говоришь, что все мальчики – нули.
- Шестой вопрос: на твоих глазах на кого-то нападают: а) ты пытаешься защитить его; б) ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- И последний вопрос: к тебе подходит ребенок-инвалид: а) ты естественным образом разговариваешь с ним; б) ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
- Теперь посчитайте, сколько у вас вариантов ответа «а» и «б». Если вариантов ответа «а» больше трех, то ты проявляешь большую толерантность. Это прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение, а, главное, понимаешь, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если вариантов ответа «а» и «б» поровну, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый, и со временем, если ты приложишь усилия, у тебя все получится. Если же у тебя вариантов ответа «б» больше трех, ты совсем не толерантен! Тебе стоит попытаться понять себя и окружающих людей, это сделает тебя более счастливым и успешным! Все определили свой уровень?
- Это очень хорошо, потому что работать над недостатками можно только тогда, когда знаешь их и принимаешь. Тем, у кого низкий уровень толерантности, просто необходимо работать над собой, заниматься самообразованием, приобретать положительные качества, ведь в работе педагога толерантность – ключевое звено! Вы согласны?
- Тогда давайте попробуем поучиться толерантности на примерах из жизни.
- Я буду зачитывать вам ситуацию, вы будете обсуждать ее две минуты, а затем представлять свое собственное мнение. Готовы?
- Первая ситуация: Ваня и Андрей – хорошие друзья. Андрей дал свой сотовый телефон на время Ване. Ваня был очень доволен, т.к. его родители ещё не купили ему телефон. Ребята в классе перестали смеяться над Ваней, что у него нет телефона. Но Андрей выздоровел и попросил Ваню вернуть ему телефон. Ваня расстроился, сказав, что теперь ребята опять будут смеяться над ним, а он им сказал, что это родители купили ему точно такой же телефон. Скажите, правильно ли поступил Ваня? Изменит ли свое отношение к нему Андрей? Как бы вы поступили на месте Андрея?
- Приступим к следующей ситуации: В класс пришла новенькая девочка, её родители придерживаются мусульманской религии, девочка ходит в школу в платке, она очень любит своих родителей и уважает традиции своей семьи, в которой все женщины ходят с покрытой головой. В классе некоторые ребята подсмеиваются над ней, но есть несколько девочек, которые её поддерживают. Правильно ли поступают ребята, которые смеются над девочкой? Как бы вы отнеслись к этой девочке? Что вы посоветуете, девочкам, которые её поддерживают? Как они могут поговорить с другими, что бы убедить, в том, что это не плохо?
- Правильно, в Конституции РФ есть такая статья 28, в которой сказано, что каждый человек свободен в выборе веры. Каждого человека мы должны понимать и относиться к нему толерантно. Верно?
- Я рада, что вы это понимаете. Но мне бы хотелось, посмотреть, действительно, ли вы умеете быть толерантными в жизни. У каждого из вас есть свои способности, возможности и проблемы. И вас в группе тридцать человек. Почему бы вам не помочь друг другу? Выслушать, что-то объяснить, найти ответ на какой-нибудь вопрос вместе? Вы бы хотели, чтобы вам в группе кто-нибудь помог?
- Хорошо. Я тоже хочу вам помочь, поэтому создала для вас корабль вашей группы. Но как вы назовете свой корабль и как вы его украсите решать вам. Каждому из вас я дам флажок. На одной стороне напишите фамилию и имя, на другой свою проблему, которая вас беспокоит и которую можно решить силами группы. Понятно?
Вешаю на доску ватман с нарисованным кораблем, выдаю фломастеры, карандаши и ручки, клей.
- Затем все свои флажки вы прикрепите на главную мачту корабля именем вперед и можете повесить в своем кабинете. Любой человек из вашей группы может заглянуть за флажок и выбрать проблему одногруппника, которую он мог бы решить. Со временем флажки можно менять, а вот название корабля стоит выбрать подходящее и весомое на все пять лет! Я дам вам десять минут, чтоб вы достроили ваш корабль. Можете обращаться за помощью.
- Ну что вы закончили?
- А теперь посмотрите, что представляет ваша группа? Скажите, как вы себя назвали и объясните, почему именно так?
| Диалог, наглядный метод,
Поощрение, рассказ
Практический и словесный методы
Диалог
Разъяснение
Беседа
Поощрение
Беседа, диалог
Инструкция, объяснение
Практический метод, тест, листочки
Беседа, диалог
Объяснение
Инструкция, разъяснение
Практический метод
Беседа
Диалог
Разъяснение
Беседа.
Практический метод, инструкция
Практический и наглядный методы
Беседа
| - Да, это качества человека, уважение к другим людям.
- Принимать людей такими, какие они есть, считаться с мнением других, признание равенства.
- Да /нет.
- Традиции, идеи разных народов объедены во едино.
- Толерантность – это совершение добрых поступков, проявления уважения, терпения, понимания.
- Да
- Да/нет.
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Да.
Выбирают варианты ответа и записывают на листочек.
- Да.
- Да.
- Да.
- Нет, он выдает чужую вещь за свою. Андрей поймет Ивана. Нужно помочь Ване объяснить ситуацию одноклассникам.
- Нет, каждый человек свободен в выборе вероисповедания. Хорошо. Нужно защищать девочку, если она за себя постоять не может. Попробовать настойчиво поговорить с другими.
- Да
- Да.
- Да
Пишут, рисуют, приклеивают флажки.
- Да.
- Потому что мы целеустремленные.
| Заключительный момент, 5 мин.
| - Я думаю, что вы сегодня поработали очень плодотворно. И теперь вас смело можно назвать командой одного корабля, так как вы умеете быть толерантными и уважать друг друга, главное не забывать об этом. А чтоб закрепить ваши знания, давайте вспомним, что же такое толерантность?
- Да, толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо причин.
- Будьте толерантны! До свидания.
| Беседа, подведение итогов, поощрение, объяснение
|
Это уважительное отношение, принятие других людей.
- До свидания.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|