Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел II. Правовые основы финансового контроля. Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 45
Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 45 венного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты. В 2000 г. в структуре Министерства был образован Департамент валютного контроля. Министерство финансов Российской Федерации: — проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; — контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; — проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; — организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Осуществляя государственный финансовый контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право: — ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств; — взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 8881 были созданы территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации. Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Для реализации поставленной задачи органы наделены следующими функциями: а) осуществлять последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; б) проводить в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; в) проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов и другие функции. Названные органы наделены рядом властных полномочий по отношению к проверяемым организациям, в том числе давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц и другие полномочия. Для осуществления исполнения бюджета в структуре Министерства финансов было образовано Федеральное казначейство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря, -*! 992 г. № 15561. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Как отмечалось ранее в соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г.2 № 864, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе РФ, краям, областям, городам, районам и районам в городах. Казначейство подчиняется министру финансов РФ. Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ. В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Казначейства взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы Казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем: организация, осуществление и контроль за исполнением феде- СЗ РФ. 1998 № 33. Закон. 1995. № 1. Законодательство и экономика. 1997 № 19—20. J 46_____ Раздел И. Правовые основы финансового контроля _______ рального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетности о фи-нансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга страны; разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации. Положением о Федеральном казначействе определены функции Главного правления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, функции органов казначейства по субъектам РФ, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы казначейства, а также функции органов казначейства по городам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций эти органы наделены определенными правами и несут соответствующие обязанности. Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. В соответствии с Кодексом руководители органов Федерального казначейства и их заместители могут применять следующие меры принуждения. 1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; подлежащие возврату в бюджет, срок возврата которых истек, 2)списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) ______ Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 47 за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; 3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; 4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; 6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; 7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца. Одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В Кодексе предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей; списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения; списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения. Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование ими. При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление об их бесспорном списании исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом. Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения 48Раздел II. Правовые основы финансового контроля _______ Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда. Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет. ' Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств. Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285—288 Бюджетного кодекса РФ. Как отмечалось ранее, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»1 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»2 в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее — КФМ России). В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2113, КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России ежегодно представляет в Минфин РФ отчет, а в Правительство РФ доклад о своей деятельности в названной сфере. КФМ России возглавляет председатель, обязанности которого исполняет первый заместитель министра финансов РФ. Основными задачами Комитета являются: 1) сбор, обработка и анализ в установленном порядке информации, документов, сведений и иных материалов об операциях, сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодейст- 1 СЗ РФ 2001 №33 2 СЗ РФ 2001 № 45. 3 СЗ РФ. 2002 № 14. Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 49 ии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, 2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в названной сфере; 3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; 4) осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 5) представление в установленном порядке РФ в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Для реализации названных задач КФМ России выполняет следующие основные функции: 1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством; 2) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; 3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в данной сфере; 4) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных доходов; 5) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; 6) осуществляет контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством 0 противодействии легализации преступных доходов; 7) осуществляет взаимодействие с Банком России в данной сфере; 8) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, также организации внутреннего контроля; 4 - 9677 Раздел II. Правовые основы финансового контроля 9) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в данной сфере; 10) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, а также осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга. Для выполнения своих задач и функций КОМ России наделен следующими полномочиями: 1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информацию по вопросам, относящимся к ведению Комитета; 2) запрашивать информацию у организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом; 3) получать необходимые разъяснения по предоставленной информации; 4) направлять информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или имуществом связана с легализацией преступных доходов, а также по запросам этих органов; 5) обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности виновных лиц; 6) запрашивать у компетентных органов иностранных государств и представлять им в соответствии с международными договорами соответствующую информацию, а также иные полномочия. Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными предоставляемым Министерству финансов РФ. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам как субъект государственного финансового контроля Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих оъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991г. №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации»1 при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий 1 Российская газета. 1991 20 апр.
|