Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Правовые основы финансового контроля. Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 45






Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 45

венного финансового контроля значительно расширилась и полу­чила новые черты.

В 2000 г. в структуре Министерства был образован Департамент валютного контроля.

Министерство финансов Российской Федерации:

— проводит в пределах своей компетенции комплексные реви­зии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

— контролирует в установленном порядке рациональное и целе­вое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

— проводит документальные ревизии и проверки финансо­во-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоох­ранительных органов;

— организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный финансовый контроль, Мини­стерство финансов Российской Федерации имеет право:

— ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств фе­дерального бюджета, а также в случае непредставления ими в уста­новленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

— взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому на­значению, с наложением штрафа в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации и т.д.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 авгу­ста 1998 г. № 8881 были созданы территориальные контрольно-реви­зионные органы (управления) Министерства финансов РФ в субъек­тах Российской Федерации. Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последую­щего государственного финансового контроля на территории соот­ветствующего субъекта РФ или региона РФ. Для реализации по­ставленной задачи органы наделены следующими функциями: а) осуществлять последующий контроль за своевременным, целе­вым и рациональным использованием и сохранностью средств фе­дерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; б) проводить в пределах своей ком­петенции ревизии и тематические проверки поступления и расхо­дования средств федерального бюджета, использования внебюджет­ных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; в) проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм

собственности по мотивированным постановлениям правоохрани­тельных органов и другие функции. Названные органы наделены рядом властных полномочий по отношению к проверяемым орга­низациям, в том числе давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц и другие полномо­чия.

Для осуществления исполнения бюджета в структуре Мини­стерства финансов было образовано Федеральное казначейство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря, -*! 992 г. № 15561. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейст­ва — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Как отмечалось ранее в соответствии с Положением о Феде­ральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г.2 № 864, еди­ная централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления и подчиненных ему территориаль­ных органов по республикам в составе РФ, краям, областям, горо­дам, районам и районам в городах. Казначейство подчиняется ми­нистру финансов РФ.

Органы Казначейства взаимодействуют с органами государст­венной власти субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения феде­рального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Казначей­ства взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по на­логам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уго­ловная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы Казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем:

организация, осуществление и контроль за исполнением феде-

СЗ РФ. 1998 № 33.

Закон. 1995. № 1.

Законодательство и экономика. 1997 № 19—20.

J

46_____ Раздел И. Правовые основы финансового контроля _______

рального бюджета, управление доходами и расходами этого бюдже­та на открываемых в банках счетах казначейства исходя из принци­па единства кассы;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государст­венных финансов, представление высшим законодательным и ис­полнительным органам государственной власти отчетности о фи-нансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы;

краткосрочное прогнозирование объемов государственных фи­нансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурса­ми в пределах установленных на соответствующий период государ­ственных расходов;

управление и обслуживание совместно с Банком России и дру­гими уполномоченными банками государственного внутреннего долга страны;

разработка методических и инструктивных материалов по во­просам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средства­ми государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Положением о Федеральном казначействе определены функции Главного правления Федерального казначейства Министерства фи­нансов РФ, функции органов казначейства по субъектам РФ, горо­дам с районным делением, имеющим в своем подчинении ниже­стоящие органы казначейства, а также функции органов казначей­ства по городам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций эти органы наделены определенными правами и несут соответствующие обязанности. Правомочия органов Казна­чейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из бан­ковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено ка­значейское исполнение бюджетов.

В соответствии с Кодексом руководители органов Федерального казначейства и их заместители могут применять следующие меры принуждения.

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; подлежащие возврату в бюджет, срок возврата которых истек,

2)списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы)

______ Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 47

за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной осно­ве, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными сред­ствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполни­тельной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного про­цесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложе­ния штрафов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных органи­заций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организа­циях сроком до одного месяца.

Одной из мер принуждения, применяемых органами Федераль­ного казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В Кодексе предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей; списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения; списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов по­лучателей бюджетных средств осуществляется на основе постанов­ления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подпи­санного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование ими.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюд­жетных средств постановление об их бесспорном списании испол­няется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное по­становление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание названных средств производится кредитной организа­цией либо Федеральным казначейством

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения

48Раздел II. Правовые основы финансового контроля _______

Федерального казначейства и его территориальных органов осуще­ствляется по решению арбитражного суда.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориально­го органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачис­ленными на их счет.

' Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения орга­нов, исполняющих соответствующие бюджеты, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превы­шать разницу между суммой средств, находящихся на счете соот­ветствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюд­жетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285—288 Бюджетного кодекса РФ.

Как отмечалось ранее, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем»1 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем»2 в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далееКФМ России).

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2113, КФМ России являет­ся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим дея­тельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

КФМ России ежегодно представляет в Минфин РФ отчет, а в Правительство РФ доклад о своей деятельности в названной сфере.

КФМ России возглавляет председатель, обязанности которого исполняет первый заместитель министра финансов РФ.

Основными задачами Комитета являются:

1) сбор, обработка и анализ в установленном порядке информа­ции, документов, сведений и иных материалов об операциях, сдел­ках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодейст-

1 СЗ РФ 2001 №33

2 СЗ РФ 2001 № 45.

3 СЗ РФ. 2002 № 14.

Глава 4. Регулирование финансового контроля в РФ 49

ии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем,

2) создание единой информационной системы и ведение феде­ральной базы данных в названной сфере;

3) направление соответствующей информации в правоохрани­тельные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным пу­тем;

4) осуществление в соответствии с международными договора­ми РФ взаимодействия и информационного обмена с компетент­ными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

5) представление в установленном порядке РФ в международ­ных организациях при рассмотрении вопросов противодействия ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Для реализации названных задач КФМ России выполняет сле­дующие основные функции:

1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подле­жащих контролю в соответствии с законодательством;

2) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным пу­тем;

3) координирует деятельность федеральных органов исполни­тельной власти в данной сфере;

4) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежны­ми средствами или иным имуществом в правоохранительные орга­ны в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных ос­нований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных доходов;

5) участвует в разработке и осуществлении программ междуна­родного сотрудничества по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

6) осуществляет контроль за операциями с денежными средст­вами или иным имуществом в соответствии с законодательством 0 противодействии легализации преступных доходов;

7) осуществляет взаимодействие с Банком России в данной сфере;

8) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за вы­полнением юридическими и физическими лицами требований за­конодательства о противодействии легализации преступных доходов

части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представ­ления информации об операциях (сделках) с денежными средства­ми или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю,

также организации внутреннего контроля;

4 - 9677

Раздел II. Правовые основы финансового контроля

9) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в данной сфере;

10) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, состав­ляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, а также осуществляет иные функции в сфере финансового монито­ринга.

Для выполнения своих задач и функций КОМ России наделен следующими полномочиями:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных орга­нов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ инфор­мацию по вопросам, относящимся к ведению Комитета;

2) запрашивать информацию у организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имущест­вом;

3) получать необходимые разъяснения по предоставленной ин­формации;

4) направлять информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или имуществом связана с лега­лизацией преступных доходов, а также по запросам этих органов;

5) обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности виновных лиц;

6) запрашивать у компетентных органов иностранных госу­дарств и представлять им в соответствии с международными дого­ворами соответствующую информацию, а также иные полномочия.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осу­ществлении государственного финансового контроля за использова­нием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными предоставляемым Министерству финансов РФ.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих оъектов, как хозяйственные товарищества и обще­ства, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государ­ственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления но­вых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991г. №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации»1 при Министерст­ве финансов РСФСР была создана единая система контроля за со­блюдением налогового законодательства, за правильностью исчис­ления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий

1 Российская газета. 1991 20 апр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал