![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 10. Основные положения теории налогового права 173
кретный налог, не является критерием для отнесения налога к категории федеральных, региональных или местных налогов. Например, федеральный налог — налог на доходы физических лиц — полностью поступает в бюджеты территорий, на которых он был собран1. Зачисление федерального налога в бюджет, или иной фонд субъекта Федерации, или местный бюджет (фонд) не придает этому налогу статуса регионального или местного налога. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 72, 73, 123), ст. 12 части первой НК РФ проблема государственных и местных налогов является проблемой разграничения полномочий по установлению налогов. Если субъект -Федерации или орган местного самоуправления не устанавливает налог, а лишь расходует собранную посредством налога сумму, налог не является региональным или местным. В ряде случаев субъектам Федерации предоставлены права по изменению условий налогообложения, установленных Федерацией, при этом пределы полномочий субъекта Федерации строго определены федеральным законодательством. Такие налоги нельзя относить к региональным. Так, в законах РФ о ряде налогов установлены предельные ставки налогов, а субъектам Федерации предоставлено право определять свою ставку в пределах установленной. Но это право может остаться и нереализованным. В таком случае федеральный налог взимается по ставкам, установленным федеральным законом. Например, налог на прибыль организаций частично поступает в бюджет субъектов Федерации. Статьей 284 гл. 25 НК РФ установлена максимальная ставка налога в части, поступающей в эти бюджеты, — 14, 5%. Если конкретный субъект Федерации не воспользовался правом определить собственную ставку, налог взимается по максимальной ставке. Такой же принцип установлен и Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»2. Если субъект Федерации не определил собственную ставку, налог взимается по максимальной ставке — 2% от среднегодовой стоимости имущества. Таким образом, к налогам субъектов Федерации и местным налогам можно отнести только те налоги, взимание которых невозможно без принятия субъектом Федерации или органом местного самоуправления соответствующего нормативного правового акта. Общие и целевые налоги Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов Доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования кон- 1 Приложение № 2 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030 2СЗ РФ. 2001. №33. 174 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ кретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел целевую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги. Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу1. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы2. Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114). Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений. Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога. Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретного дохода — нет и конкретного расхода. Регулярные и разовые налоги Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с оп -ределенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально. 1 Козырни А.Н. Указ. соч. С. 32. 2 Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
|