Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Налоговые правоотношения. Публично-правовые обязанности банков как расчетно-кассовых центров В связи с открытием счетов организациям или






Публично-правовые обязанности банков как расчетно-кассовых центров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
В связи с открытием счетов организациям или физиче­ским лицам   В связи с ведением операций по счетам   В связи с информирован­ностью об финансовых операциях  
Проверить наличие сви­детельства о постановке на учет в налоговом органе   Своевременно выполнять поручения налогопла­тельщиков, плательщи­ков сборов, налоговых агентов перечислить сумму налога, сбора     Представить в срок нало­говому органу по его за­просу справки по опера­циям и счетам организа-  
   
  ции или граждан-предпринимателей  
Сообщать налоговому органу об открытии (или закрытии) счета  
  Исполнить решение на­логового органа о приос­тановлении операций по счетам налогоплатель­щика, плательщика сбо­ров, налогового агента      
   
Воздержаться от откры­тия лицу счета при нали­чии у банка решения о приостановлении опера­ций по счетам этого лица  
   
   
Исполнить решение на­логового органа о взы­скании суммы налога, сбора, пени  
     
   
                   

Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату нало­гов на счет бюджета, — одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 Бюджетного кодекса РФ). Это бюджетные, а не налоговые отноше­ния. Субъектами бюджетных отношений налогоплательщики не яв­ляются. Налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков обслужи­вающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачис­ления уплаченных сумм на бюджетные счета.

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы счи­таются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет госу­дарственного внебюджетного фонда с момента, определяемого на­логовым законодательством. НК РФ устанавливает, что обязан­ность по уплате налога считается исполненной налогоплательщи­ком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при упла­те налога наличными денежными средствами — с момента внесе­ния денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи (п. 2 ст. 45).

Поручение на перечисление налога исполняется банком в обя­зательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 части первой НК РФ).

Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не пе­ред клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего пере­вод средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются непере­численные суммы, а также пени и штрафы. Руководитель банка может быть привлечен к административной ответственности.

Следовательно, законодатель рассматривает несвоевременное исполнение банком платежного поручения на уплату налога не как гражданско-правовое нарушение, за которое наступает ответствен­ность перед владельцем счета, а как нарушение публично-правовое. На банк возлагаются публичные обязанности по выполнению функций, связанных с перечислением средств на бюджетные счета. Порядок выполнения этих функций не регулируется соглашением банка с клиентом (налогоплательщиком), а определяется законода­тельством.

Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога являются публично-правовыми. В рамках этих отношений на нало­гоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить налог, а на банк — провести этот платеж. Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика перед государством, а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение публичной обязанности по уплате налога.

Эта позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П1. КС РФ

Постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи II Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г «Об основах на­логовой системы в Российской Федерации»//С3 РФ 1998 №42. Ст. 5211

254 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

указал, что «в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обя­занность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспе­чить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в сис­темной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик не­сет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюд­жет».

КС РФ отметил также, что «налоговые отношения, возникаю­щие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание нало­говых платежей, регулируются налоговым законодательством. От­ношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными... Таким образом, дейст­вующие налоговое и бюджетное законодательства различают поня­тие уплаты налога и зачисления налога».

В некоторых странах правовыми нормами регулируется деятель­ность налоговых консультантов. Это имеет цель гарантировать на­логоплательщикам качество услуг, связанных с налогообложением, а также защитить права и интересы самих консультантов. Важней­ший принцип работы налоговых консультантов — независимость — не означает отсутствия стандартов их деятельности. Консультанты обязаны соблюдать этические и профессиональные нормы, напри­мер, быть объективными, честными в отношениях с клиентом, не способствовать нарушениям налогового законодательства.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие налоговых правоотношений.

2. Назовите виды налоговых правоотношений.

3. Какие лица относятся к налогоплательщикам?

4. Охарактеризуйте права налогоплательщиков.

5. Каковы последствия невыполнения обязанностей налогоплатель­щиком?

6. В чем заключаются различия между налоговым агентом и сбор­щиком налогов?

7. Кто может быть представителем налогоплательщиков?

8. Кто относится к иным участникам налоговых правоотношений помимо налогоплательщиков?

Глава 12. Источники налогового права

§ 1. Налоговое законодательство

Система источников налогового права в структурном отноше­нии делится на две части: источники, имеющие внутригосударст­венную природу, и международно-правовые источники.

В налоговом праве определяющую роль играют внутригосудар­ственные (национальные) источники. К ним относят законы, под­законные правовые акты, судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), право­вой обычай.

Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неодинаковы. Основным источником налогового права яв­ляются законы, среди которых доминирующее значение имеет Ос­новной закон — Конституция.

В регулировании налоговых отношений высока роль подзакон­ных нормативных актов. В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых отношений разный. Однако эти акты из­даются на основе и во исполнение законов, имеют «подчиненный» характер.

Судебная практика официально признается источником права, в том числе налогового, в англосаксонских странах. В странах кон­тинентальной правовой системы признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай — сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным, — в налоговом праве применя­ется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямо­го отношения к исчислению и уплате налогов (порядок прохожде­ния налоговых законопроектов в парламенте и т.п.).

Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юридическая доктрина — научные труды и теории в области на­логового права. Однако необходимо рассматривать ее не как само­стоятельный источник права, а как одну из основ развития иных источников налогового права.

Международно-правовые источники налогового права представ­лены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затра­гивающими различные аспекты налогообложения.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налого­вого права основным принципам налогообложения, закрепленным

256 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

или вытекающим из Конституции; соответствии подзаконных нор­мативных актов законам.

Международные интеграционные процессы приводят к унифи­кации источников налогового права. Она затрагивает как содержа­ние правовых норм, так и форму их выражения. В странах с разны­ми системами национального права все большее значение приобре­тают законы и международные договоры (схема 18)'.

Источники налогового права

Т

 

 

 

 

 

  внутригосударственные г  
\ I!    
законода­тельство поднадзорные нормативные акты судебная практика правовой обычай  
     
   
             

международные

 

международные договоры решения международных судов
 

Традиционно в советской теории государства и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежа­щая в основе формирования налогового законодательства Россий­ской Федерации, — создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развиваю­щих их подзаконных актов. Именно законодательная основа нало­гов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституцион­ный Суд РФ отметил, что «установить налог или сбор можно толь­ко законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут счи­таться «законно установленными»2. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоря­жения или другого акта органа исполнительной власти.

1 См.: Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996 С. 10.

- Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке кон­ституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской облас­ти, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламен­тирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное житель­ство в названные регионы»//СЗ РФ. 1996. № 16. Ст 1909.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал