Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ






СЗ РФ 2002 № I (ч. 1). С 1.4.

осуществляются, в том числе оплату за работников и членов их се­мьи предназначенных для их потребления товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав, например оплату коммунальных услуг, стоимости приобретаемых квартир и др. Также включаются в налогооблагаемую базу выплаты в натуральной форме, при этом применяются рыночные цены на передаваемые товары (работы, услуги).

Налоговый кодекс устанавливает широкий круг изъятий в ос­новном социального характера. Так, не подлежат включению в на­логооблагаемую базу государственные пособия, компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; оплата стоимости и выдача на­турального довольствия и др. Кроме того у работодателей-организа­ций не облагаются выплаты, не относящиеся к расходам, умень­шающим налоговую базу по налогу на прибыль.

От уплаты единого социального налога освобождены организа­ции-работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не пре­вышающих в течение года установленного законодательством раз­мера на каждого работника-инвалида; работодатели-учреждения, созданные общественными организациями инвалидов для достиже­ния социальных целей, а также для оказания правовой и иной по­мощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Объектом налогообложения у предпринимателей и адвокатов являются их собственные доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связан­ных с их извлечением. У индивидуальных предпринимателей, при­меняющих упрощенную систему налогообложения, объектом нало­гообложения считается валовая выручка, налогооблагаемая база оп­ределяется как произведение валовой выручки и установленного коэффициента.

Ставки единого социального налога для отдельных групп нало­гоплательщиков установлены федеральным законодательством. Таких групп в Налоговом кодексе выделено четыре: работодатели; работодатели — сельскохозяйственные товаропроизводители и ро­довые, семейные общины малочисленных народов Севера, зани­мающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предпри­ниматели и адвокаты. В отношении каждой группы действует своя шкала налогообложения, носящая регрессивный характер: с рос­том налогооблагаемой базы по единому социальному налогу пони-• жаются его ставки. При этом пониженные ставки применяются в отношении возросшей части налогооблагаемой базы. В каждой шкале установлены разряды: размеры ставок налога, зачисляемого |в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, фон-|ды обязательного медицинского страхования — Федеральный |и территориальные.

Работодатели вправе уменьшить суму единого социального на-[лога, направляемую в Фонд социального страхования Российской (Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели госу-

300 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

дарственного социального страхования — оплату больничных лис­тов, приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения и др. В отношении суммы налога, направляемой в федеральный бюджет, предоставляется налоговый вычет в размере начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование согласно дейст­вующему законодательству.

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Налогоплательщики-работодатели в течении года уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Адвокаты и предпри­ниматели перечисляют авансовые платежи на основании уведомле­ний налоговых органов к трем срокам — 15 июля, 15 октября теку­щего и 15 января следующего года.

Единый сельскохозяйственный налог

В особую группу налогоплательщиков, к которым применяется специальный налоговый режим, выделены сельскохозяйственные производители — организации, крестьянские, фермерские хозяйст­ва и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохо­зяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реали­зующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации доля выручки от реа­лизации сельхозпродукции составляет не менее 70%. Не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйствен­ные организации так называемого индустриального типа: птице­фабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.

Главой 26.1 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизво­дителей установлен особый налоговый режим в форме единого сельскохозяйственного налога, который является региональным и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге1.

Уплата единого налога освобождает сельскохозяйственных това­ропроизводителей от внесения в бюджет других налогов и сборов, за исключением косвенных налогов, государственной пошлины, платы за загрязнение окружающей природной среды и некоторых видов поимущественных налогов.

Федеральным законодательством установлено, что налоговой базой единого сельскохозяйственного налога признается площадь сельскохозяйственных угодий, а налоговым периодом — квартал.

Налоговую ставку определяют законодательные органы субъек­тов Российской Федерации в рублях и копейках с одного гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях.

По своей природе единый сельскохозяйственный налог относит­ся к реальным налогам, взимание которых поставлено в зависимость от внешних признаков и характеристик предмета налогообложения: площади земельного участка, стоимости недвижимости и т.д.

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых, установленный и вве­денный в действие гл. 26 Налогового кодекса, заменил собой целый ряд действовавших ранее рентных платежей и акцизов на некото­рые виды минерального сырья.

По своей правовой природе налог на добычу полезных ископае­мых относится к таким доходным источникам бюджета, как регалии, проблемам классификации которых были посвящены труды россий­ских теоретиков финансового права. Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства к так называе­мым регалиям в широком смысле — regalia majora, т.е. к правам, вы­текающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким, как право творить суд, ус­танавливать ответственность за правонарушения и т.д.1 Регалии в уз­ком смысле слова (regalia minora) — это такие права частно-правово­го характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коре­нится в природе прав, лежащих в основании регалии. Регалии в ши­роком смысле основаны на таких правах публичной власти, которые характеризуют сущность государства как верховного суверена. В от­личие от этого регалии в узком смысле основаны на присвоении го­сударством прав, без ущерба для суверенитета государства принадле­жащих не только государству, но и частным лицам. Одним из при­меров использования регалий в узком смысле как инструмента по­полнения бюджета является установление налоговых платежей за пользование природными ресурсами, в том числе за добычу полез­ных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями недр, т.е. получивших государственную лицензию на пользование участками недр, либо пользующихся недрами на условиях соглаше­ния о разделе продукции. Особенности правового статуса пользова­телей недр и порядок предоставления им участков недр для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также в соответствии с соглашением о разделе про­дукции при разведке и добыче минерального сырья определены За­коном РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»-.

Пользователи недр подлежат постановке на специальный нало­говый учет по месту нахождения предоставленного им в использо­вание участка недр (ст. 335 НК РФ)3. Если добыча полезных иско­паемых осуществляется на континентальном шельфе, в исключи­тельной экономической зоне, а также и за пределами России, но на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, то специальный

1 Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ//СЗ РФ. 2001. №53 (ч. 1). Ст. 5023.

1 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. М., 1909. С. 100. " СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

з

СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3129.

302 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

налоговый учет осуществляется по месту нахождения плательщика налога.

Предметом налогообложения являются полезные ископаемые, перечень которых установлен в Налоговом кодексе: уголь, торф, уг­леводородное сырье, товарные руды, сырье редких металлов, при­родные алмазы, хлористый натрий (соль), минеральные воды и др. Объект налогообложения — их добыча или извлечение из отходов добывающего производства. Так называемые общераспространен­ные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предприни­мателями и используемые ими непосредственно для личного по­требления, а также минералогические, палеонтологические и дру­гие геологические коллекционные материалы исключены из пред­мета налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых является территориаль­ным, и налоговая юрисдикция России распространяется на полез­ные ископаемые, добытые (извлеченные) из недр на ее территории либо на территориях, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Налоговой базой выступает стоимость добытых полезных иско­паемых, оцениваемая самими налогоплательщиками одним из уста­новленных способов. Оценка стоимости добытых полезных иско­паемых может быть определена либо исходя из цен реализации до­бытых полезных ископаемых, либо из их так называемой расчетной стоимости. При формировании расчетной стоимости добытого по­лезного ископаемого полностью учитываются прямые1 и частично так называемые косвенные расходы2 налогоплательщика за налого­вый период, которым является квартал. Налогооблагаемая база оп­ределяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископае­мого.

Ставки налога установлены в процентах к налогооблагаемой базе. Исключение составляют действующие временно специфиче­ские ставки (в твердой сумме) в отношении нефти и газового кон­денсата (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 26-ФЗ)3. Размер ставки зависит от вида добытых полезных ископаемых. Са­мые высокие ставки установлены в отношении углеводородного сырья, самые низкие — к углю и калийной соли. Освобождение от налогообложения в форме нулевой ставки применяется в отноше­нии попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений, попут­ных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и некоторых других видов полезных ископаемых.

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

1 Материальные расходы, затраты на оплату труда, начисленная амортизация и др

- Например, расходы на добровольное и обязательное страхование, на серти­фикацию, на погашение процентов за пользование заемными средствами и ДР

3СЗ РФ 2001 № 33 (ч 1) Ст 3429

Налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму налога по итогам месяца в отношении каждого вида добытых полезных иско­паемых.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные налоги, которые уплачивают юридические лица.

2. Охарактеризуйте федеральные налоги, уплачиваемые юридиче­скими лицами. -*

3. Какие налоги относятся к региональным?

4. Назовите основные местные налоги.

5. Дайте характеристику основных элементов налога на доходы фи­зических лиц.

6. Какие косвенные налоги уплачивают юридические лица?

7. Кто является резидентом РФ в целях уплаты налога на доходы физических лиц?

8. Назовите объекты налогообложения НДС.

9. Какой метод налогообложения применяется при обложении на-: логом на доходы физических лиц?

10. Что является основой для определения налогооблагаемой при-I были организаций?

Глава 15. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита в Российской Федерации

§ 1. Понятие и значение государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете рас­ходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория пред­ставляет собой систему денежных отношений, возникающих в свя­зи с привлечением государством на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хо­зяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая ка­тегория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспече­ния постоянного процесса финансирования различных потребно­стей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и ис­полнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу­дарственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция Российской Федера­ции, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госу­дарственных займов, об изменении финансовых обязательств госу­дарства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Феде­рации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государст-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал